Что интересного происходит на технологическом рынке России? Чтобы ответить на этот вопрос, TechCrunch уже во второй раз собирает в Москве видных IT-специалистов, стартаперов и управленцев из Yota, Yandex, eBay, PayPal, Ozon, Mail.ru и многих других компаний. E-xecutive.ru рассказывает, кто и что сказал на TechCrunch Moscow 2011. По всеобщему признанию, особый колорит встрече придали синхронный переводчик и Twitter-лента.
Для начала Эдуард Шендерович (Kite Ventures), Сергей Белоусов (Runa Capital, Parallels), Мортен Лунд (Tradeshift и Everbread) и Родион Шишков (Yota) решают выяснить, что ждет индустрию высоких технологий в ближайшем будущем.
Будущее, как и предполагалось, за мобильными платформами. Люди постепенно осознают, что с помощью смартфонов можно не только звонить и обновлять статусы в социальных сетях, но и, допустим, купить новый холодильник. Как чуть позже расскажет Роб Кесседи из eBay, его компания уже зарабатывает около $5 млрд в год на пользователях мобильных устройств.
Если вы все еще не решили, в какой области запускать стартап, то Сергей Белоусов советует обратить внимание на три направления, до которых компьютеризация еще не добралась: образование (за последние 50 лет тут мало что изменилось), здравоохранение (информационные технологии пока обходят врачей стороной) и госуслуги (армия дорогих чиновников). Это огромный объем работы, который до сих пор выполняется вручную по всему миру.
Тут эксперты вспоминают, что Facebook в ближайшее время собирается провести IPO, и начинают обсуждать, будет ли компания Цукерберга когда-нибудь стоить $1 трлн. Белоусов быстро подсчитывает, что для этого Facebook нужна выручка $100 млрд, но в современной экономике невозможно столько зарабатывать, занимаясь только одним бизнесом. Так что Цукербергу предстоит либо найти новые задачи для своей сети, кроме общения и распространения информации (тот же Google активно атакует Microsoft), либо прорываться на китайский рынок, где хозяйничают локальные социальные сети. Ровно как и в России. Эксперты спрашивают у публики, кто какими сетями пользуется. Поклонников Facebook оказывается больше всего. Vkontakte ― два десятка рук. Odnoklassniki ― ни одной.
― Это сеть для геев? Почему никто не поднимает руку? ― удивляется бизнес-ангел Мортен Лунд, в свое время вложившийся в Skype и еще 85 других стартапов, но мало знающий про одну из первых социальных сетей в России.
Yandex без усов
Намного больше иностранцы знают о Yandex. Недавно компания выручила $8 млрд от IPO (правда, сейчас дела у компании на бирже не так хороши), контролирует 62% российского поиска, вышла в Турцию и Чехию. После IPO компания (да и вся российская IT-индустрия) стала более известна миру, говорит генеральный директор Yandex Аркадий Волож в открытом интервью Эндрю Кину (предприниматель, писатель). В зале перешептываются вопросом «Зачем Аркадий сбрил усы?». 98% выручки компания получает от рекламы и планирует сохранить свою долю на быстро растущем российском рынке (по некоторым прогнозам, через пять лет Россия займет 3-4% мирового рынка рекламы). При этом Волож уверен, что компания способна на большее, поэтому Yandex навяжет конкуренцию Google в Европе, Латинской Америке и многих азиатских странах, но не в Штатах, где уже и без того два поисковика (второй ― Bing).
Смартфоны заменяют людям кино и ТВ
― Я спал недолго, но хорошо, ― отвечает министр связи и массовых коммуникаций РФ Игорь Щеголев на вопрос, как прошла ночь после выборов в Госдуму. Днем ранее его ведомство готовило оборудование для выборов.
Майк Бутчер (TechCrunch, Financial Times, Guardian) спрашивает министра, почему в России нет международных операторов 3G и LTE. Игорь Щеголев ничего плохого в этом не видит. По его мнению, отсутствие крупных западных игроков не мешает российскому рынку развиваться. На рынке даже идет борьба между местными операторами, поэтому тарифы и качество 3G в России вполне сопоставимы с мировыми. Верит министр и в ГЛОНАCС. Две системы лучше, чем одна, говорит он, если устройство принимает сигнал от двух группировок спутников (GPS и ГЛОНАС), то качество связи заметно лучше.
Мобильный интернет важен хотя бы потому, что многие люди проводят со своими телефонами больше времени, чем в кино или перед телевизорами, замечает Миша Лялин из ZeptoLab. Это новый мир, для которого нужны новые бренды. Российский рынок отстает от американского и европейского только потому, что iPhone для россиян пока слишком дорогой, продолжает Лялин и предсказывает, что в 2012 году ОС Android станет главной платформой в России. Денис Свердлов из Yota дополняет, что пользователи iPhone 4 ― это всего лишь 1% от всех обладателей мобильных телефонов в России.
Кешовая страна
В диваны на сцене усаживаются сетевые торговцы. Для начала Роб Кесседи из eBay признается, что еще пять лет назад его компания старалась работать одинаково по всему миру, навязывая американскую модель бизнеса (из $60 млрд оборота eBay 20% приходится на зарубежные рынки). Но со временем в eBay поняли, что они не правы ― в некоторых странах нужен свой подход, и Россия как раз такая страна. Сейчас eBay делает упор на то, что покупать за рубежом дешевле, чем в России, и активно развивают локальную версию сайта.
Генеральный директор Ozon (недавно компания получила $100 млн инвестиций) Маэль Гавэ слушает Роб Кесседи с улыбкой. Она понимает, что ключевой вопрос в российской онлайн-торговле ― это доставка и наличные. За 13 лет компания Ozon построила собственную систему доставки, в ней работает 3 тыс. человек, и она охватывает 70% населения России (этой системой пользуются еще 60 компаний). Стоит это дорого, но в итоге выходит все равно дешевле, чем пользоваться услугами «Почты России», которая к тому же часто «теряет» посылки. Во многом благодаря собственной системе доставки и работе с наличными Ozon сохраняет звание лидера на российском рынке, уверена Маэль Гавэ.
Вице-президент PayPal Europe Лорен Ле Моаль попытался было убедить Гавэ, что двигатель онлайн-торговли ― это, наоборот, безналичные платежи (PayPal берет 4% от платежа), но очаровательная глава Ozon парирует идею статистикой. Ozon предлагает двадцать видов оплаты (в том числе кредитные карты и онлайн-платежи), но 80% выручки все равно приходится на кеш. Ozon не выгодно вкладываться в продвижение безналичных платежей, потому безналичные платежи обходятся компании в три-четыре раза дороже, чем работать с кешем. Если клиенты Ozon будут очень просить подключить PayPal, тогда Гавэ готова подумать.
Мобильные платежи ― это важный тренд, но пока финансовых подтверждений этому Маэль Гавэ не видит. Да, заглянув в московские кафешки, можно подумать о «мобильной революции», но в регионах все развивается значительно медленнее. Причина все та же ― дороговизна устройств для рядовых россиян. Так что «революция» пока не началась, говорит Гавэ, но готовиться к ней надо.
― Россия похожа на Вселенную: она огромная, холодная, пахнет нефтью и постоянно расширяется. Мы должны заполняет ее инфраструктурой, в первую очередь для электронной торговли, ― подытоживает руководитель Ecwid Руслан Фазлыев.
Ходите в желтом пиджаке
Дальше разговор заходит о Штатах. Европейцам часто не хватает «последней мили»: они придумывают что-то, а потом едут за деньгами или мозгами в Штаты, говорит бизнес-ангел Мортен Лунд, часто вставляя «fuck» между словами для большей убедительности. В Штатах умеют продавать, продолжает Лунд. Вас даже таксист может убедить вложиться в фильм, сценарий для которого он написал. В Европе и Азии с этим гораздо хуже. Надо учиться продавать идеи.
― Нас сейчас смотрят десятки тысяч в онлайне, ― переходит к конкретным напутствиям Лунд, ― Вы могли бы выскочить перед камерами и все о себе рассказать. В Google наверняка нашлись бы люди, которые пришли бы сюда в желтых костюмах, чтобы на них все смотрели. Здесь много хороших специалистов, программистов, но почему-то люди не осознают, как важен маркетинг и PR.
― Я вот не просто так в пиджаке, мне деньги нужны, ― подключается немецкий предприниматель Лукаш Гадовски.
― Никогда не говорите инвесторам, что хотите заработать много денег, ― Аннелис Ван Ден Бельт из SUP тоже решает поделиться советом. ― Говорите, что вы создаете компанию, чтобы решить какую-то проблему. Чем больше вы будете обсуждать свои идеи, тем лучше вы научитесь их продвигать, тем лучше нащупаете подводные камни.
Все дело в языке
В секции венчурных капиталистов откровений не звучит. Разве что Александр Галицкий из Almaz Capital вспоминает слова одного знакомого, смысл которых он осознал в полной мере лишь недавно: «У русских много денег, но нет капитала».
На десерт публика получает открытое интервью с генеральным директором Mail.ru Дмитрием Гришиным.
Около года назад его компания привлекла $1 млрд от IPO. Mail.ruстала более заметна на глобальном уровне, стало проще налаживать интересные связи, рассказывает Гришин Эндрю Кину, если вы стали знамениты в Америке, вы стали знамениты везде. Гришин уверен, что Mail.ru конкурирует с Facebook за российский рынок и верит, что электронная почта, мгновенные сообщения и социальные сети близки друг другу и взаимодополняют друг друга. Поэтому скоро мы увидим новые продукты, в которых все сольется в единое целое. Это как смартфоны, которые совмещают в себе музыкальный плеер, фотокамеру и телефон, хотя все эти продукты могут успешно существовать по отдельности. Гришин говорит, что нечто похожее уже делает Twitter (объединяет социальную сеть и быстрее сообщения).
Социальные сети, по мнению Гришина, могут развиваться двумя путями. Либо останется одна глобальная сеть, либо будет несколько сетей, которые будут сотрудничать друг с другом. Сейчас пользователи разных сетей не могут общаться между собой (многие используют разные сети, чтобы быть в разных социальных слоях: одна для работы, другая для веселья), так вот в Mail.ru размышляют, как и когда сети могли бы начать взаимодействовать друг с другом.
Доходы Mail.ru получает от рекламы и платных сервисов, соотношение 50 на 50. Когда падали рекламные бюджеты, люди продолжали тратиться на развлечения, так что две статьи дохода дополняют друг друга. Причем Рунет способен удвоиться по количеству пользователей, потому что проникновение интернета в России ― лишь около 35% (в Европе 85%).
― Российские компании получают преимущество за счет языкового барьера, ― замечает Майк Бутчер. ― Но когда россияне путешествуют в другие страны, они узнают, что во всем мире уже не пользуются ICQ. И чем чаще люди будут ездить за рубеж, а они будут путешествовать все больше, тем заметнее вы будете терять аудиторию.
― Да, но у российских компаний еще есть время, чтобы улучшить качество, ― отвечает Гришин. ― Когда мы начали улучшать ICQ, мы увидели рост в странах, где до этого наблюдался спад. Если люди любят ваш продукт, он будет существовать, если нет ― конец игры.
Фото в анонсе: Unsplash
Откорректируйте в опросе ICQ-не российский сервис
была на мероприятии, поэтому с удовольствием прочитала!:))
отличный обзор с юморцом, спасибо!
Именно, что юморцом. Юморец примерно на том же уровне, когда кто-нибудь из высшего формального руководства страны встречается с различными юными дарованиями за чашкой чая и с серьезным видом выслушивает их мнения о чем-либо. Тот же уровень даже не дилетантизма, а полного отсутствия образования и понимания вопроса. С необычайным восторгом просто уже относительно того, что у них кто-то берет интервью, их снимают на камеры, куда-то приглашают, к ним серьезно относятся (например, хотя бы голову заставляют помыть и побриться перед мероприятием) и т.д. А в подоплеке ... все та же простая человеческая суть. Общая сегодня для всей страны.
стартапы.. стартапы.. стартапы..
не была на данном мероприятии, зато побывала на мероприятии от опоры россии в нашем городе тоже в поддержку стартаперов. что могу сказать - показуха и якобы поддержка бизнеса, а на самом деле.. в общем что было на самом деле говорилось в кулуарах самими стартаперами далеко не в позитивном ключе :(
извиняюсь за отвлечение от темы статьи!