Аграрная эпоха характеризовалась развитием земледелия и животноводства, выделением специализированного ремесла. Наиболее ценным ресурсом стали плодородные земли. Основой промышленной эпохи стали машинные технологии, позволившие осуществлять массовое производство. Самым ценным ресурсом стали машины и оборудование. Наступающая на современность информационная эпоха берет за основу знания, а наиболее ценным ресурсом становиться квалифицированный, коммуникабельный и творческий работник.
Кризис современной образовательной практики
Знания – новое поле битвы между странами, компаниями и личностями. Но направлена ли существующая образовательная система на максимизацию уровня интеллектуального, творческого и коммуникационного развития? Или же учебные заведения уподобились «лабиринту, который необходимо пройти, чтобы выйти на волю и реализовать стремление к реальному обучению»?
И вот, нобелевский лауреат Пол Кругман уже эпатажно заявляет, что «все, чему учили экономистов в течение последних тридцати лет, в лучшем случае бесполезно, а в худшем – вредно».
Смена экономической эпохи ведет к кризису современной образовательной практики.
Объемы информации, необходимые для дальнейшей жизни, переросли возможности усвоения в рамках учебного процесса. При этом возможности самостоятельного получения данных, информации и знаний – резко возросли.
Задачи обучения
Согласно различным научным подходам, основными мотивами обучения являются:
− Культурный / человеческий капитал: знания (теории человеческого капитала; Шульц, Беккер);
− Социальный капитал: связи (институциональная экономика; Ноук);
− Символический капитал: гарантийные сертификаты (информационная экономика; Спенс-Штиглиц).
Также стоит отметить классовый подход (Веблен, Вебер, Бурдье) и возрастной подход (университет, как переходный период перед вступлением во взрослость; Парсон, Эриксон).
Наибольшие нарекания руководителей приходятся именно на уровень знаний сотрудников: ограниченность познаний и навыков, отсутствие системного мышления и инициативы.
Система «Push»-образования (в утрированной форме – механистическое одностороннее распределение учебных материалов согласно учебному плану) уже не дает результатов: только 13% сотрудников заинтересованы в своей работе, 67% просто работают по предписанию, а 20% уже активно ищут новую работу (по исследованию Gallup).
«Pull»-образование должно научить не только правильно решать задачи, но и решать правильные задачи. Современные специалисты не могут жить по принципу «задача – решение – сверка ответа – оценка», они должны быть способны самостоятельно ставить вопросы. Успешные люди «новой» экономики не могут ограничивать себя лишь аналитическими методами анализа, они должны рассматривать проблемы с более высоких уровней абстракции.
Для этого необходимо:
− Наличие высокого уровня базовых знаний;
− Способность к эффективному усвоению знаний;
− Наличие системного мышления.
Таким образом, с точки зрения развития культурно-человеческого капитала система образования должна выполнять функции: (1) оказания учащемуся помощи в изучении того, что он желает, и того, что ему необходимо знать; (2) обучение его более эффективному усвоению знаний и навыков. Дополнительными функциями являются (3) мотивация к учебе и контроль.
Согласно Расселу Акоффу, «главная задача обучения – облегчение выбора задач и их выполнения».
Некоторые принципы «Pull»-обучения
Гибкий учебный план
Расписание должно составляться не только исходя из представлений преподавателей и стандартов, но и из интересов учеников. Ученику должны быть разъяснены место и ценность каждой позиции учебного плана. Предметы должны даваться пакетами из нескольких взаимосвязанных дисциплин (интенсивный курс из нескольких дисциплин в течение двух-трех недель, затем – экзамен и следующий пакет курсов).
Упор на самостоятельное изучение материала
Зачем слушать лекцию, если туже информацию можно прочитать в книге?
Необходимо уделить пристальное внимание развитию способностей получения учениками информации (поиск источников, работа с текстами, систематизация информации, организация рабочего процесса) и достижения понимания (методы анализ, системное мышления).
Работа должна вестись на основе Цикла Деминга (PDCA): 1) планирование, 2) реализация, 3) проверка, 4) исправления. Причем, участие преподавателя допускается только на 1-й и 3-й фазах.
Обучение «Сверху-Вниз»
В рамках традиционной системы образования мы имеем четкую последовательность «теория-практика»: сначала идет объяснение, затем практическая работа.
В системе «Push»-образования первичной становиться практика, которая в дальнейшем «вытягивает» за собой теоретические знания. При этом, однако, ни в коем случае, не следует отрицать необходимость базового теоретического естественно научного фундамента.
Выработка внутренней мотивации
«Не для жизни, а для школы учимся»,− писал еще Сенека.
Куда проще выучить иностранный язык для общения с зарубежными друзьями, чем для сдачи школьного экзамена.
Мотивацией должно служить решение реальных проблем (студенты должны понимать, как и куда они смогут применить свое умение вычислять производную n-го порядка) и выбор интересных предметов. Креденциализм (вера в «корочки») должен смениться внутренней заинтересованностью ученика.
Минимизация однонаправленных коммуникаций
Наилучшее понимание вопросов происходит в процессе семинарских дискуссий, возглавляемых опытным специалистом-практиком.
Семинарские дискуссии должны стать объединением в группы с целью решения проблем. Поводом и предметом для такой дискуссии может служить разбор кейса. Причем участвовать в обсуждении кейса должны ученики всех направлений, это позволит взглянуть на проблему с разных сторон.
Экзаменационный вопрос как повод для общения
«Лучшие уроки дают экзамены». В процессе подготовки и сдачи экзаменов ученики получают большие объемы информации.
Но современные экзамены – это проверка способности воспроизведения полученной информации, зачастую оценивающая не понимание предмета, а память, усидчивость экзаменуемого или, в худшем случае, умение пользоваться «шпорами». Полная деградация экзаменов – это тесты.
Экзамены должны проводиться в устной форме и с привлечением других учеников к приему экзаменов.
Заключение
Новая экономика выставляет новые запросы. В то время как процесс преподавания, несмотря на перемены в обществе, не меняется уже, по меньшей мере, полвека. Преподаватели должны становиться в большей степени консультантами, наставниками и посредниками.
Сейчас на первый план выходит умение решать важные проблемы, а не выполнять задачи.
Для своевременной идентификации и эффективного решения проблем необходимы навыки получения информации и понимание, что сейчас это возможно только в условиях непрерывного образования. А все «то, чему мы учились в школах и университетах – это не образование, а способ получить образование».
Источник изображения: pixabay.com
упс
автор описывает не задачи а некоторые сверх сверх задачи (по Станиславскому сверх сверх задача это то ради чего актер играет роль)
По другому говоря автор описывает некую социальную модель в которой ответственность за выбор в образовании лежит на учащемся и тот сам виноват если неправильно социализуется (пытается встроится в общественную систему у которой нет ценностей и целей - нет определенностей)
В такой ситуации самоопределения и образования и учащегося прощай династии ткачей ткущих традиционные супер ткани, прощай космическая отрасль, прощай инженерные отрасли, здравствуй новейшая экономика дот комов и сырьевых фьючерсов, еще проще говоря какова культура самого общества, таково и образование, поскольку образование воспроизводит культурный шаблон (термин культура можно расшифровать, его смысл не менялся)
Так же потерялась идея того, что образование это часть такого социального института как науки. Не случайно университеты во многих странах это отдельные территории со своей культурой и законами.
В ситуации отрицания культуры (в широком общественном смысле) и науки, появляются цели выживания учащихся и образованцев в условиях неопределенности - чисто менеджерская задача, статья как раз про эту историю.