«Ни копейки ни на что!» - все чаще и чаще сотрудники и продавцы слышат эту фразу от руководителей. Спад деловой активности наблюдается во многих отраслях, и многие руководители смирились с тем, что его нужно «просто переждать». Это большая ошибка. «Промедление смерти подобно».
В возможность что-то изменить кардинально, на уровне стратегии, никто не верит. Наглядное тому подтверждение – большое количество сомнений участников Сообщества касательно предложений в моей предыдущей статье. Сразу почему-то вспомнился отрывок из работы Константина Загорского «Эксперты сомневаются»:
«Вдруг представилось, как это могло бы выглядеть в далеком прошлом: фараону Хеопсу, великому строителю пирамид, читают утренний выпуск Всеегипетских новостей, и он слышит: «Великий фараон Хеопс замыслил построить огромную пирамиду, равной которой не было, нет и не будет на всей известной Земле. Однако эксперты сомневаются, что ему это удастся…» Интересно, какой в тот день был завтрак у нильских крокодилов?»
Как бы там ни было, на финансовое благополучие всех без исключения предприятий влияют всего 3 фактора:
А) качественное обслуживание постоянных покупателей;
Б) привлечение внимания потенциальных покупателей;
В) эффективная конвертация интересующихся в покупателей.
Качественное обслуживание – это скорее стратегия, которую быстро не разработать, потому что нужна аналитика. Один из способов повысить качество работы с покупателями – разработать и внедрить концепцию CRM (более подробно читайте в статье «Концепция CRM, или Как победить конкурентов, сектор B2B»).
Чтобы получить рост продаж в краткосрочном периоде, необходимо сосредоточиться на повышении эффективности маркетинга (количество обращающихся на каждый вложенный рубль) и на увеличении процента закупок по отношению к общему количеству обращений.
Шаг 1: начните измерять и анализировать эффективность каналов продаж.
Для начала просто составьте реестр всех источников генерации leads (интересующихся):
- традиционные СМИ (ТВ/Радио/печатные издания);
- интернет (контекст, SEO, баннеры);
- прямой маркетинг (в том числе директ-мейл, телемаркетинг и др.);
- дилеры/ агенты;
- прочее.
Начните каждый месяц вычислять общие показатели эффективности (KPI) по всем продажам, например:
Цена продажи:
KPI1 = (з/п продавцов + реклама + ?) / (количество новых клиентов)
Средняя сумма или маржа сделки:
KPI2 = (сумма всех счетов или прибыли) / (количество контрактов)
Далее вычислите те же самые KPI, но по отдельно взятым рекламным каналам и/или по конкретным СМИ. Сравните со средними показателями по компании в целом – сразу станет понятно, развитием какого канала продаж выгоднее всего заниматься.
Если какие-то каналы продаж у вас вовсе не задействованы, ответьте сами себе на вопрос: почему? «Потому что неэффективно», - ответ не приемлем, так как вы должны в цифрах знать, сколько вам стоит каждая продажа через тот или иной канал. До тех пор, пока вы не можете четко назвать значения по каждому каналу/ отдельно взятому СМИ, проводите эксперименты, измеряйте результат. Возможно, вы найдете существенно более эффективный способ привлечения новых покупателей по сравнению с текущими.
Помните: ваша цель – постоянно работать над привлечением большего количества потенциальных покупателей за те же, либо еще меньшие деньги. Но измерять эффективность вы должны не по количеству обращений, а по количеству заключенных сделок.
Шаг 2: постоянно анализируйте и дорабатывайте вашу «систему обработки» потенциальных покупателей.
Разделите процесс продаж на 2 этапа:
А) привлечение внимания потенциального покупателя (входящий звонок или телемаркетинг);
Б) завершение продажи, выставление и оплата счета.
Первый этап – это больше маркетинг (см. Шаг 1). Ваша задача на втором этапе - конвертировать максимум заинтересовавшихся потенциальных клиентов в тех, кто вам заплатит деньги (постоянно контролировать и повышать коэффициент конверсии).
Представьте, что отдел продаж как «черный ящик», в котором на входе – ежемесячное финансирование и какое-то количество потенциальных заинтересованных, а на выходе – 0-100% заключенных сделок от этих потенциальных и 2 денежных потока (от новых и постоянных покупателей).
Именно этот «черный ящик» и есть ваша «система обработки» покупателей, и чем эффективнее система работает, тем больше денег и прибыли на выходе вы получаете. Повышение эффективности отдела продаж похоже на тюнинг автомобиля: можно не только улучшать отдельные составляющие, но и добавлять новые элементы.
Вот далеко не полный список факторов, влияющих на эффективность вашей «системы обработки» покупателей:
- ценность и качество оформления торгового предложения;
- предоставление бесплатных продуктов и/или вариантов выгодных контрольных закупок (в том числе многоходовые продажи);
- сценарии продаж, дублирующие контакты;
- анализ потенциала клиента на входе и выбор различных сценариев обслуживания в зависимости от потенциала;
- регламенты и контроль процесса действий исполнителей;
- повышение личной эффективности исполнителей;
- специализация продавцов;
- подбор, обучение и адаптация новых продавцов.
Есть общая рекомендация для тех, кто отважится сделать не только первый, но и второй шаг: внедрить систему вычисления опережающих показателей, отслеживающую наиболее важные индикаторы в продажах. Например:
- количество обращений (на 1 рубль, вложенный в рекламу);
- количество результативных переговоров (на 1 обращение);
- количество заявок (на результативные переговоры);
- количество выставленных/ оплаченных счетов;
- другое.
Самый простой способ подсчета этих и других опережающих показателей – это внедрить CRM-систему. Если нет денег на покупку программного обеспечения, то попробуйте найти бесплатные или условно бесплатные продукты, или договориться с поставщиком CRM-решения о тестовом периоде на 2-3 месяца. Даже если после истечения тестового периода у вас не будет бюджета на приобретение CRM-системы, это все равно выгодно, так как основная цель – измерение параметров процессов и выявление узких мест в отделе продаж - будет достигнута, а система продаж улучшена.
Итак, не взирая ни на что, два шага, которые приведут вас к успеху:
Шаг 1. Привлекать большее количество потенциальных покупателей (за те же, что и сейчас, либо меньшие деньги).
Шаг 2. Повышать процент конвертации всех обратившихся в постоянных клиентов.
И обязательно прочитайте статью Константина Загорского «Эксперты сомневаются». Дорогу осилит идущий! Успехов вам, господа!
Обсудим?
Что обсуждать? Набор всем известных и много раз описанных и озвученных фактов? Зачем?
[b]Виктор Шишкин,[/b] Увы согласен, тут нечего обсуждать. То что предлагает автор - классика, а вот как это воплощается в конкретной компания - это отдельная 'грусть'.Ну а с другой стороны, спасение утопающего дело рук самого утопающего. :D
Выставил 'оч.полезно' из практических соображений - навидался 'деловой' паники за последние дни; может, народ (который, я знаю, и сюда заходит) как-то оклемается от этих очевидных прописей, вспомнит об опыте, образовании и эрудиции. Как иллюстрация - несколько примеров со схожим 'алгоритмом' вползания в кризис: торможение с возвратом оплаты со стороны торговли, блокада оборотного кредитования, персонал сокращен до грани, бюджеты ужаты до предела, перераспределяются остатки - по рекламным направлениям (без особой надежды, - как 'кровати' в известном анекдоте об убыточном борделе). 'Понятно, что вперед пошла дешевка, но ведь продаются и почти наши аналоги, только чуть дешевле! И рядом! А у нас край цены...' Ненормативную часть опускаю. Предлагаем использовать SAF-технологию визуальной рекламы - срабатывает сразу и одновременно: на товаре, на ТВ, в интернет, прессе и т.д. Увеличение эффективности рекламы на 40-44%, возможность экономии бюджета, даже подавление конкурентных товаров... Задумчивость: 'А чего же 'там' не делают?' Приводим свежий (прямо сейчас) пример Pepsi со стерео-мультиком Monsters vs. Aliens. 'Ну, так то Pepsi! А кто нам 'подаст' бесплатные стерео-очки?' Мы: 'так ведь SAF-платформа и есть очки!' Новый нырок в задумчивость (при падении продаж почти на 38%, а у 'рекордсмена' - на 2/3 и в полном отсутствии перспектив внешней помощи аж до осени!): 'Стремно, все колышутся, и я подожду...' Так, вот.С уважением, Степанян Б.Г.
Выставил ''оч.полезно'' из практических соображений - навидался ''деловой'' паники за последние дни; может, народ (который, я знаю, и сюда заходит) как-то оклемается от этих очевидных прописей, вспомнит об опыте, образовании и эрудиции. Как иллюстрация - несколько примеров со схожим ''алгоритмом'' вползания в кризис: торможение с возвратом оплаты со стороны торговли, блокада оборотного кредитования, персонал сокращен до грани, бюджеты ужаты до предела, перераспределяются остатки - по рекламным направлениям (без особой надежды, - как ''кровати'' в известном анекдоте об убыточном борделе). ''Понятно, что вперед пошла дешевка, но ведь продаются и почти наши аналоги, только чуть дешевле! И рядом! А у нас край цены...'' Ненормативную часть опускаю. Предлагаем использовать SAF-технологию визуальной рекламы - срабатывает сразу и одновременно: на товаре, на ТВ, в интернет, прессе и т.д. Увеличение эффективности рекламы на 40-44%, возможность экономии бюджета, даже подавление конкурентных товаров... Задумчивость: ''А чего же ''там'' не делают?'' Приводим свежий (прямо сейчас) пример Pepsi со стерео-мультиком Monsters vs. Aliens. ''Ну, так то Pepsi! А кто нам ''подаст'' бесплатные стерео-очки?'' Мы: ''так ведь SAF-платформа и есть очки!'' Новый нырок в задумчивость (при падении продаж почти на 38%, а у ''рекордсмена'' - на 2/3 и в полном отсутствии перспектив внешней помощи аж до осени!): ''Стремно, все колышутся, и я подожду...'' Так, вот.
С уважением, Степанян Б.Г.