Предпринимателем может стать каждый: инженер с уникальной разработкой, физик и микробиолог, открывшие новые явления, дизайнер одежды, музыкант и журналист. Главное – иметь ходовую бизнес-идею. А для этого не обязательно получать экономическое образование.
Вот, скажем, вы с вашим техническим или очень гуманитарным образованием запустили проект, очаровали инвесторов, получили от них деньги. Даже поучаствовали в одном из бизнес-инкубаторов и, наконец, нашли первых клиентов. Все выглядит – отлично.
Но задумывались ли вы о том, что нужно знать молодому, или не очень, предпринимателю об экономике как научной дисциплине, чтобы оставаться успешным после получения первой, второй, десятой и тысячной прибыли? Какие экономические знания помогают вам лично удерживаться на плаву? Попробуйте за две минуты составить топ-10 сегодняшних тенденций в микроэкономике и экономике самых прогрессирующих государств мира. Получается? Значит, вы имеете представление о конъектуре глобального рынка и настроении общества.
E-xecutive.ru сделал небольшой социологический срез. Мы спросили людей из разных сфер, так или иначе касающихся предпринимательства, что, по их мнению, необходимо сегодняшнему предпринимателю знать об экономике.
Михаил Васильев, ассистент кафедры управления организацией экономического факультета МГУ им. М.В.Ломоносова, директор Научно-консультационного центра «Обучение в течение всей жизни»: «На поставленный вопрос сложно дать однозначный ответ. Знания, которыми должен обладать предприниматель, имеют тенденцию меняться, в зависимости от той стадии жизненного цикла, на которой в данный момент времени находится организация. Если на этапе регистрации компании и начала ведения хозяйственной деятельности на первый план выходят знания правовых основ ведения бизнеса, налогообложения и так далее, то по мере развития организации, акцент смещается в сторону понимания и предугадывания тенденций конкретного рынка.
Успешный предприниматель, безусловно, должен иметь системное представление об управлении организацией и о самой организации, обладать базовыми знаниями в функциональных областях организации, внутриорганизационных процессах, о внешней среде организации. При этом важнейшим условием, когда указанные знания способны трансформироваться в успех бизнеса, – является стремление предпринимателя к самосовершенствованию в сочетании со способностью изменяться самому и проводить изменения в организации. Можно провести аналогию между успешным предпринимателем и успешным водителем: успешный водитель знает, как устроен автомобиль, знает, как на нем ездить и, самое главное, умеет на нем ездить.
Если говорить о системе высшего образования, то благая идея снабжать студента наиболее актуальными знаниями в тех или иных областях порой становится бессмысленной, хотя бы по причине неповоротливости самой системы: пока новый учебный план пройдет все предусмотренные процедурой согласования, «новые» знания перестанут быть «новыми». Собственно говоря, само стремление снабдить студента «правильными» знаниями и стратегиями поведения на рынке – в корне не верно. В реальной практике бизнеса не существует заранее правильных и неправильных ответов.
Достаточно иллюстративный пример – поведение компании Apple на рынке мобильных устройств. Если бы пять лет назад (за год до появления первой модели AppleiPhone) у любого участника рынка спросить «Каким разъемом для соединения с компьютером должен обладать успешный смартфон 2007 года?», то в подавляющим большинстве, если не во всех случаях, ответ был бы «miniили micro USB». Более того, любое устройство с уникальным дизайном данного интерфейса (а равно с большими проблемами и затратами пользователей) в 2007 году было бы воспринято всеми экспертами как «самоубийство». И вот Apple представляет свой iPhone, который данным и многими другими решениями противоречит большинству рыночных тенденций и мейнстримов того времени, и спустя весьма короткое время iPhone завоевал значительную часть рынка смартфонов США. Подобных примеров история знает очень много».
Мария Кувшинова, менеджер по развитию бизнеса консалтинговой компании ACG Global, параллельно с работой учится по программе для будущих предпринимателей Founder Institute в Сингапуре: «Я придерживаюсь следующих пунктов. Исходя из них, надо искать определенные экономические знания. 1. Идея. Как бы просто это не звучало, но я верю, что идея, с которой вы начнете свой бизнес, прежде всего, должна нравиться вам самим. Думаю, что каждый назовет несколько областей, которые ему или ей интересны, и в них хочется развиваться. У меня есть очень четкий фильтр моих идей для бизнеса, я просто задаю себе вопрос: «Смогу я таким бизнесом заниматься в течение 20 лет или нет? Надоест мне или наоборот?» Если я понимаю, что мой интерес угаснет лет через пять, то это не стоящая идея, поскольку интерес угаснет скорее, чем я ожидаю.
2. Рынок. Часто начинающие предприниматели неверно определяют рынок своей деятельности. Если вы решили продавать подержанные машины через интернет, ваш рынок – это рынок подержанных машин, а не электронной коммерции. Оцените рынок, сегмент, определи долю рынка, на которую вы ориентируетесь. Заметив, что конкурентов у вас нет, стоит узнать «почему?». Не умерли ли они на той же тропе, только раньше вас.
Для меня важно было узнать компании, которые занимаются смежной деятельностью, потенциальных партнеров. Я ищу их среди компаний с высокими этическими нормами, четкой системой ценностей у руководителей.
3. Четкие цели. Помните, как Алиса спросила Чеширского Кота, куда ей идти. И он ответил: не зная, куда ты идешь, не важно направление, ты всегда придешь в никуда.
4. Правовые вопросы. Для меня это было слабое место, ахилесова пята. В правовых вопросах нужно разбираться, особенно если ваш бизнес – международный. Тут не стоит особо долго рассуждать, этому просто нужно уделить время и достаточно внимания.
5. Алло, мы ищем таланты! Если вы действительно создаете компанию вашей мечты, и надеетесь развиваться быстро, то очень скоро вопрос расширения вашей команды будет приоритетным. Стоит подумать заранее, где вы будете искать талантливых, умных, неравнодушных. И, конечно, что эти неравнодушные лидеры найдут в вашей компании».
Сергей Архипов, предприниматель: «Я слышал, что предприниматели говорили о доходности заведения как о выручке. В России прибыль люди считают очень интересно: по выручке, по каким-то концептам. То же самое с себестоимостью. Когда объясняешь в деталях, рисунках, как это все происходит, на это уходит куча времени. Для моего бизнеса, чтобы сделать презентацию понятной для вас, надо делать ее полчаса, вместо того, чтобы делать пять минут по телефону. То есть требуется дополнительный человеческий ресурс. В экономике нашей страны производительность труда ниже в 12 раз, чем в США. Или даже в 14. В любом случае - цифры колоссальные. Откуда этот результат? От необразованности предпринимателей. Когда бизнесмен не совсем четко понимает структуру, из которой у него складывается прибыльность, и каким образом, например, маржинальное ценообразование может эту прибыльность увеличить, это просто замедляет процесс роста всей экономики. Поэтому основы микроэкономики должны преподаваться даже в школе, причем не проходиться, а именно преподаваться! Когда я учился в России, думал, что у нас был курс по экономике. Но когда я приехал в США, понял, что такого курса, можно сказать, не было.
Экономика – это о здравом смысле. В ней нет несуществующих в реальности моделей. А макроэкономика тоже очень важна. Она, наверное, выращивает просто хороших граждан. Потому что человека, который понимает макроэкономику, сложно обмануть в политическом плане, рассказывая небылицы про инфляцию, валютные курсы, мировые цены на сырье и т.д. Если политики врут, а ты образован, то ты понимаешь, что они врут».
Фото в анонсе: Unsplash
Прошло 15 лет как я нахожусь рядом с бизнесменами/предпринимателями в качестве именно того человека, который видит всю экономику компании, а им по-прежнему экономика не нужна. У меня сложилось впечатление, что они возомнили себя богами и как-будто законы экономики не властны над ними. А на плачевные цифры в отчетах заявляют: ''ты просто считать не умеешь''.
Редкостно неудачная статья.
О чём она?
Марина Михалкина,
А у ''них'', действительно, другая экономика.
Соглашусь с Владимиром Зонзовым о неудачной теме, затронутой в работе. Здесь, скорее о том, кто и как понимает ''экономику'', и при этом, совершенно не факт, что кому-то еще нужно подобное применение.
В качестве примера: а как вы понимаете семейную ''экономику''? Можете ли назвать ''10 основных тенденций'', используемых семейными парами?... Абсурд? Абсурд! Но семья занимает не меньшее, если не большее, место в экономической жизни общества! И в таком случае - нужны ли ''экономические'' знания предпринимателям?
В монологах авторов статей приводится пример, когда предприниматель, реализовавший ''удачную идею'', уже далее плывет, как бог на душу положит. Так в этом-то и заключена суть ''экономического'' мышления! Найти [удачную идею] и обеспечить ее внедрение! По крайней мере, при тех условиях - правилах игры, каковые предоставляет нам сегодня государство. Т.е. ''экономическое'' мышление требуется (99%) на этапе старта и на этапе изменений. Все остальное (опять же, используя пример из монологов) - крути баранку...
Было бы понятно, если авторы попытались обрисовать те элементы (механизмы) экономической жизни современного общества, каковые по их мнению не отвечают требованиям современности, создавали бы новые условия по улучшению социальной жизни общества - представили наброски своего виденья [будущей] экономики. А так... действительно, статья ни о чем.
Мысли будоражат
...........................Ненасытный ум
Руки же изложат
...........................Только отблеск дум
Для успешности ''современного'' предпринимателя, по моему, достаточно трех ''умений'':
1. Уметь ''найти'' информацию;
2. Уметь ею воспользоваться;
3. Уметь убеждать других зарабатывать для него деньги;
А экономика, как все больше убеждаюсь - некая абстрактная, придуманная ''наука'', наподобие астрологии или юриспруденции... Этакая питательная среда для взращивания ''офисного планктона'' и оправдания отсутствия вышеприведенных умений.
По моему так.