В июне БФ «Система», признанный ООН лучшей практикой устойчивого развития, провел круглый стол на тему «Карьерные лестницы в России и в мире в контексте ESG». Аналитики и эксперты из России, Германии и Австрии обсудили перспективы российских компаний, внедряющих принципы ESG в свою жизнь, и ответили на вопросы онлайн-участников круглого стола – студентов российских вузов. Трансляцию посмотрели более 500 тыс. человек. Делимся основными тезисами по итогам мероприятия.
Будущее – за ответственным инвестированием
- Если она environmental: стремится соблюдать экологические критерии: беречь природные ресурсы и уменьшать загрязнение окружающей среды.
- Если она social: следует лучшим социальным практикам, проявляет заботу по отношению к персоналу, клиентам и партнерам, соблюдает права человека и обеспечивает охрану труда.
- Если она governance: следует управленческим критериям, объективно оценивающим эффективность руководства, обоснованность оплаты труда руководителей, качество аудита, внутреннего контроля и соблюдения прав акционеров.
Инвесторы анализируют, насколько эти три фактора учтены и встроены в бизнес-процессы компании на разных уровнях – от выбора внешних поставщиков до системы вознаграждения сотрудников. Почему им это важно? Потому что компания, которая заботится об окружающей среде, социальной ответственности и корпоративном управлении, обеспечивает себе и миру возможность устойчивого развития как в краткосрочной, так и в долгосрочной перспективе.
Например, если компания не участвует в глобальных проектах по контролю за выбросами парниковых газов, то она может потерять свое производство из-за повышения уровня моря в результате таяния ледников и вечной мерзлоты. Если компания не заботится о здоровье персонала, она останется без работников, что, кстати, стало очевидным в период пандемии. Если система вознаграждения топ-менеджеров не привязана к результатам их работы, то возникает риск, что они будут заботиться не столько о развитии компании, сколько о собственных доходах.
Зачем это нужно инвестору и потенциальному сотруднику? На первый взгляд кажется, что соблюдение этих принципов важно только для корпораций-гигантов, но это не так: рано или поздно небольшая региональная компания захочет заключить контракт с крупным поставщиком или инвестором и на повестку дня неизбежно выйдет степень ее интеграции во всю цепочку ESG.
Исследования последних лет свидетельствуют, что в России растет интерес к экологической повестке в целом и ответственному экологическому поведению в частности, а понимание факторов устойчивого развития и управления становится частью универсальных компетенций (soft skills), дефицит которых отмечали, по данным Национального агентства развития квалификаций (НАРК), 33% работодателей в 2020 г.
С другой стороны, по данным Wordstat, резко выросло количество запросов словосочетания «устойчивое развитие» в поисковой системе «Яндекс»: в 2019 году оно составляло 708 076, а в 2020 – уже 1 205 812. Это практически в 50 раз больше по сравнению с динамикой в предыдущие годы. Уже сегодня ежегодный объем инвестиций России в «зеленые фонды» составляет 2,5 трлн руб., и эти цифры будут расти. Именно поэтому компаниям, которые не следуют принципам устойчивого развития или прибегают к практике green washing (псевдозаботы об экологии), будет сложнее остаться на рынке.
Данные глобального рынка подтверждают этот тезис: за прошлый год объем ESG-облигаций составил $260 млрд, $6,5 трлн составит объем «зеленых» фондов к 2025 г., а $30 трлн перейдут в ближайшие несколько лет под управление миллениалов и поколения Z, которые как раз и стремятся к осознанному потреблению и соблюдению принципов ESG.
Что это значит на практике для всех заинтересованных сторон: работодателя, сотрудника и инвестора?
- Если ты не в тренде, не стоит надеяться на карьерный рост.
- Если компания не придерживается этих принципов, стоит подумать о смене места работы.
- Руководителю компании стоит подумать, как привлечь и удержать ценные кадры и инвестиции.
- Инвесторам стоит обратить внимание, реальной или только декларируемой является деятельность компании в области ESG.
Практики устойчивого развития в мировых компаниях
Так, например, компания Nvidia постоянно расширяет использование возобновляемых источников, снижает свой углеродный след, часть прибыли отдает на благотворительность, поддерживает социальную инклюзивность и заботится о здоровье своих сотрудников. Компания Apple не только производит «умную» продукцию, которая сокращает разрыв в доступе к информации среди различных групп населения планеты, но и делает это на «умном» производстве: стремится к сокращению углеродных выбросов и снижению количества электронного мусора. Компания Home Depot, американская торговая сеть, через которую та же IKEA продает свою мебель (этот пример, наверно, самый близкий для россиян), стремится оптимизировать энергопотребление и внедрить экологические принципы в цепочки поставок. Вот почему IKEA перестала выпускать бумажный каталог, на него тратилось слишком много бумаги.
Важный критерий при оценке приверженности компании принципам устойчивого развития – долгосрочность ее экологических, социальных и благотворительных проектов. Экологическая ответственность напоказ (green washing) сразу заметна, если подобные акции в компании проходят от случая к случаю. Поменять лампочки в офисе на энергосберегающие еще не значит присоединиться к ESG. Это профанация, если сам офис и здание в целом не имеют экологических сертификатов. Кстати, компании, стремящиеся к устойчивому развитию, обычно работают в инновационном секторе, отметил Вальтер Лил.
Где учиться в России на менеджера по устойчивому развитию
Когда большинство российских компаний станут социально ответственными
Уже 70 крупных российских компаний заявили о приверженности принципам устойчивого развития. Это происходит не только в силу роста их осознанности, но и потому, что зарубежным потребителям российской продукции это важно. Таким образом, чем динамичнее будут развиваться внутренний и внешний рынки, тем больше компаний будут подвергаться этому давлению – внутреннему или внешнему. Так, отметил Маркус Вилл, было и в Германии.
Россия немного отстает, но неизбежно придет к тому же. Если не возникнет достаточно сильная внутренняя мотивация, то рано или поздно свою роль сыграет внешняя – приверженность принципам ESG станет условием выхода на рынок. И неважно, будет он международным или только российским, цепочки поставок сыграют свою роль, как в случае с IKEA. Поэтому надо действовать проактивно.
По прогнозам Юлии Селюковой, российские компании массово займутся реализацией принципов устойчивого развития, когда до уровня среднего менеджмента «дорастет» новое поколение. Большую роль будет играть «борьба за таланты»: чтобы не упустить ценные кадры, а заодно и инвесторов, компаниям в любом случае придется внедрять принципы ESG.
Фото в анонсе: freepik.com
Читайте также: