Продажи1533527

Как отдел маркетинга и продаж мотивировать на результат

Опыт разработки системы мотивации категорийных менеджеров и фармацевтов аптечной сети. Как сделать так, чтобы сотрудники были лично заинтересованы в успешных продажах?

В области управления и мотивации персонала я уже 20 лет использую всего три основных правила:

Исходя из этих правил, построение системы адекватной мотивации сотрудников среднего уровня является одной из основных задач, после выполнения первых двух. Система мотивации должна отражать задачи компании и быть понятной персоналу.

Вообще, мотивация персонала – одна из главных проблем, которая пока не решена многими российскими, в том числе и петербургскими компаниями. В чем же заключается данная проблема? Зайдем немного издалека.

Многие в большей или меньшей степени понимают важную роль маркетинга в своей компании. Начинают внедряться в работу «4Р» Котлера – product (продукт), price (цена), place (место), promotion (продвижение). Появляются хорошие с точки зрения позиционирования магазины, отели, рестораны. Радуют глаз тонкий дизайн, продуманные рекламные акции и просто качественные товары. Наконец, мы видим оптимальные цены, программы сервиса и лояльности.

Но зачастую во многих компаниях, которые считают себя лидерами рынка, возникают серьезные сложности. Проблема на поверхности. Персонал на последнем этапе – этапе доведения услуг или товаров до потребителя – иногда неадекватно воспринимает свою роль. Говоря простым языком, сделав «4Р» и не замотивировав пятый Р – personal (сотрудников), как я это называю, все предыдущие «4Р» полностью нейтрализуются. Итог печален.

Поэтому можно смело сказать, что работа компании зависит от мотивации персонала. Мне доводилось работать в компаниях, где часто отсутствовала реклама, где руководство обходило стороной любые нестандартные презентации товаров и услуг, их продвижение, но в то же время была построена крайне жесткая, но очень эффективная система мотивации сотрудников. И она давала результаты. Покажу это на своем личном опыте.

До моего прихода в сеть аптек там, в общем-то, отсутствовала мотивация многих ключевых сотрудников на конечный результат, как в маркетинге, так и в продажах, начиная с топ-менеджеров до обычных продавцов. Это было странно, ведь на словах все соглашались с тем, что учет личного вклада сотрудника сильно влияет на увеличение продаж. Но по факту почти все сотрудники «сидели» на голых окладах. С этим можно согласиться только отчасти. Я полагаю, что теоретически только две категории сотрудников можно не подключать к программам мотивации.

К первой относятся представители низшего уровня заработной платы. Это – операционисты, охранники, уборщики. Для них можно зафиксировать оклад, установив некий норматив по объему выполняемого труда.

Вторая категория – сотрудники, для которых высокий оклад, погоня за конечными показателями – не главное. Для такого специалиста главное – это процесс. Это могут быть креаторы, творческие личности, которые хотят что-то доказать на своей должности. Впрочем, на определенном этапе, через год-два, и для этих людей нужно вводить систему мотивации.

К примеру, в конечном итоге важно не то, какой «навороченный» ролик ты создал, а как на него реагирует потребитель. Бывает, когда креатив направлен на сам креатив и в меньшей степени на конечного потребителя. Раздаются звонки от коллег по рекламному цеху с поздравлениями: «Вася, ты такой крутой ролик сделал!». Однако потребитель ролик не замечает. Вложенные деньги себя не оправдывают. Проблема серьезная, и ее надо решать.

Личная заинтересованность сотрудников

Система мотивации должна работать без сбоев во всех отделах компании. Если сотрудники не мотивированы и не видят личной заинтересованности в выполнении своих задач, то это говорит об определенной безграмотности руководства. Расскажу, как удалось замотивировать так называемых «тяжело мотивируемых» специалистов – менеджеров по маркетингу, маркетологов, аналитиков, рекламистов, пиарщиков. Показательный пример – отдел товарного маркетинга.

В 2003 году я ввел систему категорийных менеджеров в российском фармритейле того времени. Для менеджеров этого отдела разработали совершенно новую систему мотивации. Мы их для краткости называли РТН – руководителями товарных направлений (менеджерами по управлению товарным запасом, ассортиментом).

Это значит, что всего один человек отвечает за вверенный ему товар на всех этапах его жизненного цикла: от ввода в ассортимент, назначения цены, уровня товарных запасов, продвижения, анализа продаж до принятия решения о выводе товара из ассортимента. Такая практика позволяет в комплексе видеть всю проблему. Данным сотрудникам мы доверяли активы – деньги, которые они вкладывают в различные направления деятельности: лекарственные препараты, парафармацевтику (товары для здоровья), лечебную косметику…

Все тогда было в новинку, все приходилось делать исходя из уровня знаний и умений того времени. Так, за каждым РТН было закреплено определенное количество позиций, которые объединены в подгруппы. Пример – «заболевание щитовидной железы», «лекарственная терапия диабета», «медикаментозная коррекция веса», «витамины». Всего 216 подгрупп. Подгруппы, в свою очередь, объединены в 40 групп по 100 и более позиций, из общего ассортимента под 7 000 SKU. Всего в сети тогда было пять бренд-менеджеров.

Преимущество такого подхода – РТН видит всю картину по товару в целом. Он хорошо может прогнозировать ситуацию и вводить как внутреннюю конкуренцию между своими товарами, так и развивать данный вопрос. Поэтому и спрос с такого категорийщика высокий – необходимо не просто увеличивать продажи, не просто увеличивать маржинальную прибыль, а эффективно управлять инвестициями в твою товарную группу. То есть, получать лучшую, оптимальную доходность на вложенные активы в несколько сотен позиций. И система мотивации должна была отражать как задачи всей сети аптек, так и быть понятной и интересной персоналу.

Бонусы: много или мало?

В некоторых фирмах формулы, по которым рассчитывается бонусная составляющая, шокируют гигантскими размерами. На мой взгляд, такой метод расчета не является приемлемым. Среднестатистический сотрудник воспринимает одну-две, максимум три составляющие. Более того, я был обязан дать им инструменты, чтобы они могли управлять как выручкой по своим товарным группам, так и итоговой доходностью с оборачиваемостью. Это получилось сделать, введя системы управления товарными запасами, но без новой мотивации чуда бы не произошло.

Так, в расчет бонуса РТН входил:

Также было важно правильно определить процент бонусной составляющей от оклада сотрудника. По моему опыту, бонусная составляющая должна быть от 30 до 50% от итоговой заработной платы сотрудника. Отмечу, что в Европе и США распространена и другая практика системы мотивации. Во многих магазинах продавцы и менеджеры получают оклад, полностью основанный на бонусной системе. К сожалению (или к счастью), у русских людей другой менталитет: в сознании многих присутствует уверенность, что если нет твердого оклада, значит, хотят обмануть. С таким устоявшимся мнением отчасти приходится мириться.

У РТН сети аптек в мое время почти всегда 50% заработной платы составляла переменная часть. Даже летом, когда наступает определенный спад на фармацевтическом рынке, и соответственно, выручки падали, бонус составлял не менее трети от всей зарплаты.

Таким образом, благодаря внедренным системам мотивации сотрудников, топ-менеджмент налаживает бизнес-процессы в компании: продажи, порядок взаимоотношений с партнерами... Сотрудник заинтересован в качестве своей работы. В противном случае – компания не движется вперед, в лучшем случае – стоит на месте. Кроме того, без системы мотивации невозможно формализовать любую работу на 100%. Теоретически это, конечно, возможно, но без внедрения личной мотивации не будет иметь смысла. Нельзя же каждому сотруднику определять поминутный ежедневный график работы с поминутным контролем.

Мое твердое убеждение, что должна быть некая побуждающая сила, которая заставит менеджера лишний раз позвонить, лишний раз приложить усилия. И эта сила называется личной мотивацией, причем, строго денежной, материально ощутимой и значимой!

Есть компании, где нет системы мотивации, потому что там не знают и не умеют измерять свои бизнес-процессы, а значит, не могут строить KPI для сотрудников. Но еще бывают компании, учредители которых убеждены, что это делать незачем. Здесь прослеживается другая крайность. Эти топы пытаются чрезвычайно формализовать все бизнес-процессы и «отнормировать» все что можно, сознательно ставя сотрудникам довольно высокие нормативы и выплачивая им за это голый оклад. Не выполнил, получай минимум. Теоретически это возможно. Надо лишь поставить информационную систему и нанять условно одних «нормо-почасовых исполнителей» без премий, на голых окладах и только нескольких топ-менеджеров с бонусами. Успех фирмы тогда якобы гарантирован. Однако опыт показывает, что это не так.

В моем понимании, даже с продвинутой ERP-системой и формализованными и автоматизированными бизнес-процессами, все основные работники должны быть мотивированны, а не служить просто «винтиками общей системы». Любой сотрудник должен на вверенном ему участке работ сам принимать решения в рамках отведенных полномочий.

В то же время я не умаляю формализацию, помощь информационных систем как таковых, которые, бесспорно, помогают добиваться лучших результатов намного быстрее. Поэтому менеджер в нашем понимании получает возможность не только действовать в рамках бизнес-процесса, но и видеть личную заинтересованность. Подводя итоги работы данных сотрудников, мы увидели стремительное увеличение роста продаж в нашей сети: в пять раз за шесть лет. Данная система мотивации позволила РТН увеличить свои доходы в полтора-два раза. И в дальнейшем ограничения по заработной плате установлены не были, так что за шесть лет моей работы в сети аптек основные РТН увеличили свои доходы в 3-4 раза.

Мотивация через учет личных продаж

Систему мотивации мы ввели и в других подразделениях компании. Кроме того, впервые в России ввели систему учета личных продаж во всех аптеках сети, путем введения личных ШК каждого сотрудника. Мы проанализировали и выяснили: до введения программы мотивации фармацевты-первостольницы (которые работают в торговом зале аптеки – работники «первого стола») были меньше заинтересованы в своей работе.

Простой пример: если ставить план хотя бы на двух человек, то «Маша» скажет (а если не скажет, то подумает), что работает лучше, чем «Катя», а получает столько же. Поэтому учет личных продаж – это тот инструмент, который дал возможность почти 1200 первостольницам сети реализовать свои способности, свой талант больше продавать и больше зарабатывать для себя. В конечном итоге, постоянно повышаются продажи компании. Таким образом, мы быстро двигались по правильному направлению – увеличению продаж нашей продукции. Другая немаловажная деталь – с введением системы мотивации мы повысили эмоциональный настрой своих сотрудников. У каждого фармацевта присутствует желание идти на работу, желание лучше работать, а не «отбывать» положенные часы.

Некоторые руководители придерживаются мнения, что в расчете заработной платы любого сотрудника должна быть составляющая с субъективным фактором – это административный ресурс или мнение начальника. Я категорически не согласен. Могу заверить, что в моем коммерческом отделе не было ни одного менеджера, ни в закупках, ни в снабжении, ни в маркетинге, который бы имел какой-либо субъективный коэффициент. Другими словами, субъективного желания руководителя – дать премию или не дать – просто не существовало. Все показатели объективны, более того, взяты из централизованной информационной ERP-системы. При всем желании подделать данные невозможно. Другое дело, если сотрудник не реагирует на указания начальника, то для этого есть другие методы и меры воздействия.

Системы мотивации принесли в то время просто гигантские плоды – все сотрудники увлечены своим делом. Рост выручки и прибыли был примерно на 20-30% каждый год. А средний чек, как мерило качества работы сотрудников, вырос за шесть лет в 2,5 раза. Были переведены на собственную программу мотивации рекламный и PR-отделы.

Систему мотивации в компании можно признать состоявшейся, если она работает по всей вертикали структуры организации. Добавлю, что моя тогдашняя должность коммерческого директора тоже была замотивирована на конечный результат. Напрашивается один простой вывод – в успешной работе компании должны быть заинтересованы все и желательно лично.

Смотреть комментарии