Корпоративная практика24953

8 рекомендаций, как удержать быстрорастущую компанию на плаву

Масштабирование бизнеса – это не только возможности, но и большие риски для предпринимателя. Как заранее подготовиться к стремительному развитию компании?

Казалось бы, что может быть лучше быстрого роста бизнеса? Однако без предварительной подготовки стремительный скачок способен вызвать большое количество проблем, вплоть до частичной потери контроля над компанией.

В 2019 году мы с супругой открыли первую студию балета в Москве, теперь у нас уже более 400 студий в нескольких странах. Благодаря этому опыту выделили несколько рекомендаций, которые помогут заранее подготовиться к росту бизнеса и обеспечить его дальнейшее развитие.

1. Прописывайте четкие регламенты и контролируйте их соблюдение

Для успешного масштабирования бизнеса важна отлаженная механика рабочих процессов. Все, что не задокументировано и не регламентировано, сразу выпадает из поля зрения. Правила, стандарты выполнения работ, должностные инструкции – все это нужно закреплять не только устно, но и письменно. Сделать это важно уже в первые месяцы после запуска, сразу после определения наиболее эффективных практик.

Единый стандарт – это не про рамки, а про качество, которое можно гарантировать клиентам. По сформированным регламентам легче не только проверять выполненную работу, но и отслеживать, на каком этапе были совершены те или иные ошибки, чтобы предотвратить их появление в будущем. Оптимальным вариантом может стать создание в компании специальных подразделений, сотрудники которых будут устанавливать регламенты и контролировать их выполнение.

Мы стали отлаживать систему контроля качества сравнительно недавно. На начальном этапе было непросто преодолевать сопротивление и нежелание людей менять привычные для них алгоритмы работы. Теперь выстроенная система позволяет нам четче и прозрачнее отслеживать качество оказываемых услуг и эффективность работы каждой студии.

2. Сейчас нанимайте людей, которые понадобятся через полгода

Без сплоченной команды развитие бизнеса практически невозможно. Если на старте не набрать команду профи, которым доверяете, то в потоке новых задач и вызовов велик риск нанять некомпетентных сотрудников из-за сжатых сроков.

На начальных этапах развития проанализируйте, насколько вы уверены в своей бизнес-модели на ближайшие несколько лет, готовы ли к динамичному росту уже через полгода. Если да, то не откладывайте процесс построения надежной команды на потом. Грамотное распределение обязанностей на старте подготовит базу для дальнейшего развития компании.

На протяжении первого года после запуска франшизы мы вели партнеров самостоятельно и столкнулись с тем, что растем быстрее, чем у нас появляются компетентные сотрудники. Решением стало выстраивание полноценного отдела сопровождения внутри управляющей компании. Собрать его практически с нуля было нелегко: нанять сотрудников, наладить внутренние процессы контроля и отчетности, создать систему обучения личных менеджеров. Однако благодаря появлению департамента у каждого партнера появился личный менеджер, который консультирует и оказывает помощь по любым вопросам на каждом этапе.

3. Уделяйте особое внимание найму руководителей

Эффективность конкретного отдела во многом зависит от профессионализма управленца. Грамотный руководитель должен быть не просто хорошим работником, а лидером, который понимает особенности внутренней «кухни», умеет выстраивать операционные процессы и делегировать задачи с максимальной пользой для компании. Он – то надежное плечо, на которое может опереться собственник бизнеса, чтобы не заниматься микроменеджментом.

Тщательно подходите к найму каждого руководителя: проследите, чтобы человек не только идеально подходил на позицию с точки зрения требуемых компетенций, но и совпадал с вами по ценностям. Ведь именно руководитель будет транслировать корпоративную культуру компании своим подчиненным. Не бойтесь привлекать его к отбору остальной части команды – опытный управленец подберет нужных людей, а у вас появится время для стратегического планирования и определения дальнейших шагов развития компании.

4. Прекращайте работать за всю компанию – делегируйте

Во время фазы активного роста количество задач, требующих контроля, начинает стремительно увеличиваться. И попытки уделять равноценное внимание каждому аспекту могут привести к выгоранию и упадку сил. На этом этапе особенно важно научиться эффективно распределять собственные ресурсы и расставлять приоритеты, поручая как можно больше задач руководителям соответствующих подразделений.

Еще один необходимый шаг – найм персонального помощника или заместителя, который возьмет на себя часть управленческих функций. Не бойтесь делегировать не только задачи, но и контроль за их выполнением. Да, вы должны знать о том, что происходит в компании. Но не должны работать за всю команду.

5. Будьте готовы к повышенным рискам

Рост бизнеса напрямую зависит от того, к какому объему ответственности готов предприниматель. От актуального положения дел в компании зависит не только прибыль, но и будущее людей – в случае кризиса или банкротства сотрудники тоже многое теряют. И чем крупнее бизнес, тем больше ответственности лежит на собственниках.

Когда мы только открыли первую студию, то коллектив состоял всего из четырех человек. С развитием сети это число превысило тысячу человек – и все они в той или иной степени зависят от решений управляющей компании. Именно к такому уровню ответственности вы должны быть готовы с первого дня, ведь предпринимательство – это всегда риск. Будьте готовы оперативно адаптироваться к резким изменениям и держать в голове десятки факторов при разработке стратегических и тактических шагов.

6. Регулярно проводите независимый аудит

Бюрократический аспект ведения бизнеса редко вызывает восторг у предпринимателей, но неукоснительное соблюдение законодательных норм – это база, на которой выстраивается операционная деятельность. Небольшие недочеты и неточности, допущенные отдельным членом команды, могут превратиться в большие проблемы для компании. И именно предприниматель, а не сотрудники, будет покрывать все издержки за подобные промахи.

Даже если вы на постоянной основе работаете со штатными бухгалтерами и юристами, систематически заказывать аудит и проверки независимыми специалистами не будет лишним. В период активного масштабирования желательно обращаться к сторонним организациям раз в год или даже раз в полгода.

7. Внедряйте технологии для улучшения клиентского опыта

Для развития бизнеса важно учитывать возможности интернет-пространства и дополнять свои продукты удобными онлайн-сервисами и ресурсами: сайтом, активными аккаунтами в социальных сетях. Главное, делать это не для галочки, а для улучшения пользовательского опыта. Сэкономив на качественных интернет-площадках, вы рискуете потерять большой процент клиентов. В реализуемых решениях следует технически учитывать перспективы дальнейшего роста компании – платформа, на которой создается сайт или приложение, должна быть надежной и не зависать при большом наплыве людей.

8. Внедряйте более совершенные и узкопрофильные цифровые решения

Когда наша команда состояла из пяти человек, было легко управлять внутренними процессами через общие чаты в Telegram или созвоны в Zoom. Но с ростом компании команда значительно увеличилась, и мы пересмотрели инструменты коммуникации с коллективом. Теперь чаты делятся на конкретные отделы или проекты, а контроль за выполнением задач осуществляется через сервисы бэк-офисов. В частности, с сотрудниками на удаленке мы взаимодействуем через Битрикс24 – ставим задачи с разделениями по проектам и дополняем их регламентами.

В онлайн-пространстве, как и в офлайне, важно сохранять четкую иерархию и грамотно распределять рабочий ресурс каждого участника коллектива. Собственник не должен контролировать ситуацию во всех чатах и следить за каждой поставленной галочкой в приложении. Главное – согласовать с руководителями подразделений приоритетные задачи на отчетный период, которые они самостоятельно распределят между членами команд.

Выводы

Для успешного развития компании регулярно прописывайте свой бизнес-план хотя бы на полгода вперед с учетом возможных издержек и резких скачков роста, а также настраивайте все операционные процессы уже на начальных этапах. Так вы сможете оперативно адаптироваться и внедрить необходимые изменения, чтобы удержать высокие темпы роста и продолжить стратегическое развитие.

Также читайте:

Смотреть комментарии