Когда мы сталкиваемся с отклонениями от плана, обычно мы не знаем, как себя вести и что делать. Текущий кризис, сопровождающийся геополитическими изменениями такого масштаба, безусловно, является отклонением от плана для 100% компаний в России, да и в других странах тоже. В своей статье я расскажу, с какими трендами уже столкнулся или столкнется рынок в ближайшем будущем, каких реакций от компаний можно ждать, как можно переиспользовать имеющиеся у компании ресурсы, чтобы воспользоваться моментом в том или ином виде.
Но сначала упомяну, что, по мнению израильского историка и автора книги «Sapiens: Краткая история человечества» Юваля Харари, каждый кризис несет в себе новые возможности. А с учетом того, что кризисы случаются каждые 2-4 года, необходимо быть к ним готовыми не только морально, но и «физически», нарастив определенный вид мускул организации – речь об управлении изменениями в самом широком смысле этого термина. Но обо всем по порядку.
Обзор трендов
Спустя месяц после начала спецоперации России в Украине уже заметно изменение трендов, причем как усиление или ослабление текущих трендов, так и появление новых.
Ослабление трендов в России
- Глобализация. Мир на наших глазах раскалывается и перекраивается, образуются так называемые «лагеря» или «блоки» стран, которые формируют единое видение, отличное от других блоков, либо же отказываются формировать видение, занимают выжидательную позицию. Как бы то ни было, нарушение логистических цепочек, нарушение потребительских привычек и нарушение привычного мировоззрения «мы – часть всего мира» уже заметны.
- Космополитизм. Происходит смещение мнения общества (речь о большинстве граждан) в сторону идей патриотизма и национальных интересов, особенно в области безопасности.
- Устойчивое развитие. Набирающий популярность и последователей ESG-тренд уходит на второй план, так как компании начинают фокусироваться в первую очередь на выживании.
Усиление существующих трендов
- Импортозамещение. В связи с наложенными санкциями практически все отрасли будут искать новые подходы к замене иностранных поставщиков и комплектующих, развитию собственных продуктов. Это также связано с начавшимся во время пандемии covid-19 трендом на повышение устойчивости компаний, и обеспечение непрерывности деятельности.
- Информационные технологии и информационная безопасность. Компании продолжают охотиться за лучшими кадрами, в том числе из уходящих с рынка IT-гигантов. Профессионалы начали миграцию как внутреннюю, так и зарубеж, и в Россию. Местные IT-компании уже начали получать налоговые льготы, обсуждаются преференции и для сотрудников таких компаний.
- Утечка мозгов. По оценкам экспертов рынка, за март из России уехало порядка 50 тыс. IT-специалистов, и как минимум такой же отток ожидается в апреле. Государство предпринимает шаги для минимизации эмиграции, так как в условиях текущих экономических ограничений высококвалифицированные специалисты потребуются для развития национальной экономики. Впрочем, с учетом текущей русофобии (подробно – далее) утечка сейчас может означать возвращение потом.
- Пересборка компаний. Здесь речь идет о двух трендах: сокращение персонала в одних компаниях и отраслях и одновременно с этим взрывной набор персонала в компаниях, которые оказались в выгодном положении, и оптимизация себестоимости продуктов и услуг. При этом оптимизация – универсальный тренд, который ожидаемо будет сопутствовать всем по одной причине – покупательская способность потребителей тех самых продуктов и услуг в ближайшее время вырастать не будет, особенно на фоне всеобщего повышения цен.
- Забота о здоровье и wellbeing. Covid-19 еще не побежден, а мутирует, коллективный иммунитет пока не выработался, а новые поводы для стресса уже появились. Сотрудники компаний будут пытаться перенести переживания за будущее в более привычные и подвластные им «сферы влияния»: забота о здоровье, семье, близких. Компании, которые пока не воспринимали всерьез течение wellbeing и счастье сотрудников, начнут внедрение этих направлений и функций для удержания талантов.
- Поиск своих моделей. Традиционные подходы к ведению бизнеса могут оказаться неконкурентоспособными, поэтому подход стартапов, позволяющий быстро создавать, тестировать и дорабатывать бизнес-модели, может быть перенят и маститыми игроками рынка.
- Рост сложности проектов, рост важности технологического интеллекта. Этот тренд будет выражаться в дополнительных требованиях к технологическому интеллекту: необходимо не только настраивать, но и разрабатывать с нуля системы взамен уходящим с рынка.
Новые тренды на рынке
- Формирование новых логистических цепочек и продуктов на замену уходящим, а также продуктов, помогающих преодолевать влияние санкций (например, новых платежных приложений).
- В связи с отказом многих обучающих провайдеров проводить обучение и профессиональную сертификацию на территории России, ожидается миграция для обучения российских профессионалов за рубежом, что будет повышать риск утечки мозгов.
- Миграция клиентов – переход клиентов из подсанкционных компаний в неподсанкционные. Здесь важно вовремя разрабатывать программы onboarding и лояльности для таких клиентов, чтобы они не вернулись обратно в случае снятия санкций.
- Отмена антиковидных мер дает дополнительную поддержку гражданам – скорее всего часть сотрудников начнет возвращаться в офис, где работодателям их легче контролировать, а самим сотрудникам легче переживать стресс вместе.
- Если текущая геополитическая ситуация будет развиваться продолжительное время, ряд профессий, связанных, например, с внешнеэкономической деятельностью или формированием международной отчетности, может начать отмирать. Необходимо следить, действительно ли будет опускаться железный занавес, или у России останутся внешнеторговые отношения с дружественными странами.
- Изменение культурного восприятия русских: русскоговорящие люди токсичны, особенно на западе, в том числе в профессиональном сообществе. Для уехавших недавно русских будет опускаться стеклянный потолок. Поэтому эмигранты будут возвращаться из-за границы на Родину – по информации МИД РФ, все больше соотечественников сталкивается с проявлением дискриминации, расизма и с нападками со стороны некогда толерантных и либеральных жителей западных стран.
- Начало мобилизационных проектов. В период потрясений и кризисов многие компании включают антикризисное управление, запускают срочные и ресурсоемкие мобилизационные проекты, которые можно сравнить с советскими пятилетками, которые реализовывались за 3 года ценой невероятных волевых усилий.
Мы перечислили только самые крупные тренды, которые так или иначе влияют на компании, работающие в России. Например, с большим риском остановки деятельности могут столкнуться компании, у которых слабая диверсификация клиентского портфеля или малое количество клиентов. В период кризиса на первый план выходят потребности клиентов в стабильности и безопасности, которую могут гарантировать, пожалуй, крупнейшие игроки с государственным участием.
В то же время отмечаем, что у крупных компаний есть определенная финансовая подушка, которая позволяет переждать пик эскалации. Однако многие компании замерли: приостанавливаются и замораживаются проекты развития, переориентируется международная экспансия (с Европы на Азию и Ближний Восток), сворачиваются проекты сотрудничества.
Антикризисный план vs Стратегия взрывного роста
Компании будут делиться на 2 основных типа: те, кто включает антикризисные планы для выживания, и кто может применить стратегии взрывного роста в связи с освобождением рынка от конкурентов – международных компаний, принявших решение приостановить или свернуть деятельность на территории России. При этом необходимо понимать, что окно возможностей у таких компаний будет небольшим – от 2 до 6 месяцев, так как в случае прекращения огня на территории Украины ряд стран может начать ослаблять / снимать наложенные на Россию санкции, что приведет к возвращению конкурентов или попытке такого возвращения.
Основными реакциями компаний вне зависимости от типа можно будет назвать стремительную дебюрократизацию и повышение скорости принятия решений. Это необходимо как для принятия экстренных мер по выживанию, так и для того, чтобы успеть воспользоваться открывающимися окнами возможностей без изнурительных согласований. При этом компании могут переориентироваться на те отрасли, которые будут получать максимальную поддержку от государства: фармацевтика, химическое производство, инженерия, IT, сложное производство и переработка, электроника, авиастроение и другие.
Новые возможности для профессионалов
Для профессионалов появляется возможность быстро обучиться чему-то новому или же сменить отрасль работы. Например, проектный менеджмент является одной из универсальных профессий, люди, обладающие необходимыми компетенциями, могут перейти из испытывающей трудности сферы логистики в растущую сферу IT.
В целом для профессионалов всех областей отмечаем возрастание следующих трендов и потребностей: повышение требований к владению мягкими навыками (soft skills), способность управлять (менеджмент организаций и проектный менеджмент), антикризисное управление. Существует потребность компаний в «многоруких многоногах» – людях с максимально широким кругозором и универсальной специализацией, которые могут закрыть любой участок работы и организовать что угодно: от срочной замены выбывающего программного обеспечения до стратегической сессии взрывного роста.
Новая роль проектного офиса
Инструменты и подходы к реализации задач также начали претерпевать изменения, набирают популярность гибридные подходы, позволяющие адаптировать методы под задачи, при этом использовать для решения одной задачи весь набор инструментов всех методов.
И вот мы подходим к теме использования имеющихся методов, инструментов и ресурсов компаний для решения новых задач, а именно о таком инструменте управления, как проектный офис. Многие компании внедряли у себя эти подразделения, которые аккумулировали все знания о реализованных, идущих и запланированных проектах, отвечали за рациональное применение подходящих методов и инструментов, и нередко сами реализовывали проекты компании. Именно о переиспользовании проектного офиса мы хотим рассказать.
По сути, кризисные времена – это реальная проверка устойчивости компании, проверка, насколько компания гибкая, насколько она научилась управлять изменениями в самом широком смысле этого слова, включая быструю перестройку к новым реалиям и гибкость в управлении ресурсами, а также оперативное освоение новых направлений и функций.
Если в мирное время проектный офис в основном сосредоточен на формировании и реализации сбалансированного портфеля проектов (65% проектов на поддержку текущего бизнеса, 25-30% проектов на развитие бизнеса и 5-10% на исследование абсолютно новых сфер, внутренний стартап), то во время кризиса можно:
- Для компаний, включающих антикризисное управление, оперативно приостановить реализацию всех проектов, пересмотреть приоритеты, сформировать потребность в новых быстрых проектах (например, замена оборудования или программного обеспечения без потери качества и защищенности), реализовать эти проекты максимально эффективно и профессионально, используя самые подходящие методы и инструменты. Проектный офис в таких компаниях может стать «оперативным штабом», выполняя распоряжения СЕО в привычной для себя четкой и действенной манере, перераспределяя ресурсы как людские, так и финансовые, направляя их на самые необходимые задачи. При использовании такой схемы СЕО продолжает контролировать использование ресурсов, при этом качество проектов, несмотря на всеобщую мобилизацию, не страдает – их реализуют профессионалы своего дела.
- Для компаний, включающих стратегии кратного или взрывного роста, пересмотреть портфель проектов, перебалансировать его в сторону реализации проектов здесь и сейчас, отложить проекты, на реализацию которых требуется много ресурсов (людских, финансовых и временных). Отдать предпочтение проектам, которые можно реализовать, пока открыто окно возможностей (2-6 месяцев), получить мгновенный эффект и быстрые выигрыши (quick wins). Плюсы привлечения проектного офиса аналогичны – контроль использования ресурсов при сохранении качества проектов.
Таким образом, привычные «мирные» инструменты можно использовать и в кризисное время, сохранив все преимущества этих инструментов и демонстрируя небывалую организационную гибкость, помогающую преодолевать кризис. И как бы апокалиптично ни выглядела текущая ситуация, компании могут «подстелить соломки» и подготовиться к различным стрессовым сценариям для смягчения последствий и перепрофилирования текущей деятельности. Для этого не стоит ограничиваться только внутренними ресурсами. С целью объективной оценки своего бизнеса, независимой экспертизы, составления сценариев и планов для дальнейшей деятельности рекомендую использовать ресурсы, опыт и инструменты экспертов-консультантов.
И если вы думаете, что можно будет пересидеть текущие изменения в мире, то смею вас заверить, что возвращение к предыдущему периоду развития после 24 февраля 2022 года невозможно. Более того, некоторые эксперты сходятся во мнении, что кризис как таковой еще не наступил: землетрясение произошло, а вот цунами еще формируется в океане и только начинает катиться в сторону берега. Его воздействие мы сможем ощутить через несколько месяцев. И необходимо эти месяцы использовать максимально эффективно, чтобы подготовиться!
Также читайте: