Корпоративная практика95312

Как управлять компанией в условиях новой реальности: тренды и возможности

Переждать сложный период не получится. Руководителям бизнеса стоит разработать антикризисный план с учетом сложившихся тенденций на рынке, в обществе, в стране и в мире.

Когда мы сталкиваемся с отклонениями от плана, обычно мы не знаем, как себя вести и что делать. Текущий кризис, сопровождающийся геополитическими изменениями такого масштаба,  безусловно, является отклонением от плана для 100% компаний в России, да и в других странах тоже. В своей статье я расскажу, с какими трендами уже столкнулся или столкнется рынок в ближайшем будущем, каких реакций от компаний можно ждать, как можно переиспользовать имеющиеся у компании ресурсы, чтобы воспользоваться моментом в том или ином виде.

Но сначала упомяну, что, по мнению израильского историка и автора книги «Sapiens: Краткая история человечества» Юваля Харари, каждый кризис несет в себе новые возможности. А с учетом того, что кризисы случаются каждые 2-4 года, необходимо быть к ним готовыми не только морально, но и «физически», нарастив определенный вид мускул организации – речь об управлении изменениями в самом широком смысле этого термина. Но обо всем по порядку.

Обзор трендов

Спустя месяц после начала спецоперации России в Украине уже заметно изменение трендов, причем как усиление или ослабление текущих трендов, так и появление новых.

Ослабление трендов в России

Усиление существующих трендов

Новые тренды на рынке

Мы перечислили только самые крупные тренды, которые так или иначе влияют на компании, работающие в России. Например, с большим риском остановки деятельности могут столкнуться компании, у которых слабая диверсификация клиентского портфеля или малое количество клиентов. В период кризиса на первый план выходят потребности клиентов в стабильности и безопасности, которую могут гарантировать, пожалуй, крупнейшие игроки с государственным участием.

В то же время отмечаем, что у крупных компаний есть определенная финансовая подушка, которая позволяет переждать пик эскалации. Однако многие компании замерли: приостанавливаются и замораживаются проекты развития, переориентируется международная экспансия (с Европы на Азию и Ближний Восток), сворачиваются проекты сотрудничества.

Антикризисный план vs Стратегия взрывного роста

Компании будут делиться на 2 основных типа: те, кто включает антикризисные планы для выживания, и кто может применить стратегии взрывного роста в связи с освобождением рынка от конкурентов – международных компаний, принявших решение приостановить или свернуть деятельность на территории России. При этом необходимо понимать, что окно возможностей у таких компаний будет небольшим – от 2 до 6 месяцев, так как в случае прекращения огня на территории Украины ряд стран может начать ослаблять / снимать наложенные на Россию санкции, что приведет к возвращению конкурентов или попытке такого возвращения.

Основными реакциями компаний вне зависимости от типа можно будет назвать стремительную дебюрократизацию и повышение скорости принятия решений. Это необходимо как для принятия экстренных мер по выживанию, так и для того, чтобы успеть воспользоваться открывающимися окнами возможностей без изнурительных согласований. При этом компании могут переориентироваться на те отрасли, которые будут получать максимальную поддержку от государства: фармацевтика, химическое производство, инженерия, IT, сложное производство и переработка, электроника, авиастроение и другие.

Новые возможности для профессионалов

Для профессионалов появляется возможность быстро обучиться чему-то новому или же сменить отрасль работы. Например, проектный менеджмент является одной из универсальных профессий, люди, обладающие необходимыми компетенциями, могут перейти из испытывающей трудности сферы логистики в растущую сферу IT.

В целом для профессионалов всех областей отмечаем возрастание следующих трендов и потребностей: повышение требований к владению мягкими навыками (soft skills), способность управлять (менеджмент организаций и проектный менеджмент), антикризисное управление. Существует потребность компаний в «многоруких многоногах» – людях с максимально широким кругозором и универсальной специализацией, которые могут закрыть любой участок работы и организовать что угодно: от срочной замены выбывающего программного обеспечения до стратегической сессии взрывного роста.

Новая роль проектного офиса

Инструменты и подходы к реализации задач также начали претерпевать изменения, набирают популярность гибридные подходы, позволяющие адаптировать методы под задачи, при этом использовать для решения одной задачи весь набор инструментов всех методов.

И вот мы подходим к теме использования имеющихся методов, инструментов и ресурсов компаний для решения новых задач, а именно о таком инструменте управления, как проектный офис. Многие компании внедряли у себя эти подразделения, которые аккумулировали все знания о реализованных, идущих и запланированных проектах, отвечали за рациональное применение подходящих методов и инструментов, и нередко сами реализовывали проекты компании. Именно о переиспользовании проектного офиса мы хотим рассказать.

По сути, кризисные времена – это реальная проверка устойчивости компании, проверка, насколько компания гибкая, насколько она научилась управлять изменениями в самом широком смысле этого слова, включая быструю перестройку к новым реалиям и гибкость в управлении ресурсами, а также оперативное освоение новых направлений и функций.

Если в мирное время проектный офис в основном сосредоточен на формировании и реализации сбалансированного портфеля проектов (65% проектов на поддержку текущего бизнеса, 25-30% проектов на развитие бизнеса и 5-10% на исследование абсолютно новых сфер, внутренний стартап), то во время кризиса можно:

Таким образом, привычные «мирные» инструменты можно использовать и в кризисное время, сохранив все преимущества этих инструментов и демонстрируя небывалую организационную гибкость, помогающую преодолевать кризис. И как бы апокалиптично ни выглядела текущая ситуация, компании могут «подстелить соломки» и подготовиться к различным стрессовым сценариям для смягчения последствий и перепрофилирования текущей деятельности. Для этого не стоит ограничиваться только внутренними ресурсами. С целью объективной оценки своего бизнеса, независимой экспертизы, составления сценариев и планов для дальнейшей деятельности рекомендую использовать ресурсы, опыт и инструменты экспертов-консультантов.

И если вы думаете, что можно будет пересидеть текущие изменения в мире, то смею вас заверить, что возвращение к предыдущему периоду развития после 24 февраля 2022 года невозможно. Более того, некоторые эксперты сходятся во мнении, что кризис как таковой еще не наступил: землетрясение произошло, а вот цунами еще формируется в океане и только начинает катиться в сторону берега. Его воздействие мы сможем ощутить через несколько месяцев. И необходимо эти месяцы использовать максимально эффективно, чтобы подготовиться!

Также читайте:

Смотреть комментарии