Корпоративная практика892614

Миф о российском разгильдяйстве под угрозой

Повышение дисциплины труда в сочетании со стимулированием сотрудников обеспечит положительный экономический эффект.

С 1 января 2018 года расходы предприятий на образование своих работников не будут облагаться налогом на прибыль. К затратам на обучение компании смогут относить расходы, произведенные на основании договоров о сетевой форме реализации образовательных программ, заключенных в соответствии с федеральным законом «Об образовании».

Ранее предприятия платили за образовательные программы из чистой прибыли. Соответственно, эти средства облагались налогом на прибыль в размере 20%. Поправки уже назвали знаковыми, ведь образование – одна из ключевых составляющих создания высокопроизводительных рабочих мест (ВПРМ).

Высокопроизводительные места – это прежде всего высокая прибыль предприятий, а соответственно, высокие налоговые поступления, и главное – высокое качество жизни людей. Задача повышения числа высокопроизводительных рабочих мест была поставлена Президентом еще в 2012 году.

Повышение производительности труда поставлено в центр Программы социально-экономического развития до 2035 года «Стратегия роста», подготовленной под руководством Бориса Титова. Главная задача программы – создание к 2025 году 10 млн новых высокопроизводительных рабочих мест. Для этого предусмотрено стимулирование инвестиций, в частности механизмы денежно-кредитной, налогово-бюджетной, таможенно-тарифной политики. Кроме того, предусмотрены меры стимулирования жилищного строительства, чтобы подстегнуть межрегиональную трудовую миграцию, без которой невозможно повысить производительность в масштабах всей страны.

Также сейчас Минэкономразвития разрабатывает приоритетный проект «Повышение производительности труда и поддержка занятости», который концентрируется на консультировании предприятий, модернизации центров занятости населения, которые должны выполнять функцию координаторов для работников, высвобождающихся с модернизируемых предприятий. Но это все макроэкономические меры.

Как повышение производительности труда происходит на практике?

На мой взгляд, есть две основные составляющие успеха. Первая – технологии, вторая – психология и грамотный менеджмент.

Если с первой частью все более или менее понятно: высокотехнологичное оборудование, будь-то импортное или отечественное, априори повышает производительность, поскольку автоматизирует часть выполняемых работ. Со второй частью несколько сложнее.

Покупая оборудование, владелец предприятия получает инструкцию к нему и правила обслуживания – все, станок будет работать. Но человек – не машина. Его надо правильно встроить в рабочий процесс, обучить. Нужно учесть отношения в коллективе, целеполагание, мотивацию и прочие важные моменты, на которые многие руководители просто не обращают внимания. У нас в стране не привыкли заниматься такими вещами, вместе с тем, их не стоит недооценивать. В любом бизнесе от персонала зависит очень многое, и в этом вопросе нет мелочей. России еще предстоит пройти длинный и сложный путь, чтобы понять это и двигаться в правильном направлении.

1. Дисциплина

Поделюсь опытом собственного предприятия. Поставив задачу по повышению производительности, первым делом мы сделали «фотографии производственного процесса», то есть мы нормировали все этапы. Это позволило составить четкий план действий с учетом времени выполнения и оценки качества. Оказалось, что весь дневной план рабочий выполнял за четыре часа, а оставшиеся полдня тратил на что угодно, кроме работы. Если рабочий процесс не упорядочен, появляется присущий человеку элемент разгильдяйства, а это крайне негативный фактор, особенно на производстве.

Да, технологии позволяют выполнять работу в два раза быстрее, главное – правильно организовать рабочий процесс.

Но здесь возникает новая проблема – что делать с людьми? Мы не можем уволить половину работников, хотя это сократит издержки и повысит зарплату оставшимся. У бизнеса есть социальная ответственность, особенно, если предприятие находится в небольшом и не самом процветающем населенном пункте. Альтернативный вариант – вдвое уменьшить рабочий день, чтобы у людей появилось больше времени на семью, здоровье, спорт. Однако, по российскому законодательству такой вариант неприемлем: нельзя ввести сокращенный рабочий день, даже с сохранением заработной платы. Буква закона гласит, что сокращенный рабочий день вводится только на определенный промежуток времени, на месяц-два и только в связи с какими-то событиями, например, недопоставкой комплектующих, снижением спроса и т.д.

Следовательно, чтобы страна была готова к повышению производительности труда, нужно менять законодательство. Не за горами тот день, когда технологии позволят вообще исключить человеческий труд из производственной цепочки, и сейчас многие ломают голову, что же делать с людьми? В свое время люди из сельских поселений массово направлялись в города, чтобы трудиться на производстве, так как мануфактурам требовалась рабочая сила. Сейчас мог бы наблюдаться обратный процесс, так как технологии вытесняют человека из производства, но и «на земле» не так много места: целые сельскохозяйственные комплексы становятся роботами: робот-трактор, робот-автомобиль, который получает от него продукцию, робот-склад, куда привозится продукция…

Опыт эффективных предприятий показывает, что введение четких регламентов позволяет оптимизировать процесс. К примеру, на работе сотрудники больше всего времени тратят, отвлекаясь на телефон, поэтому мобильник должен храниться в персональной ячейке, его нельзя проносить на рабочее место. В случае ЧП всегда можно воспользоваться рабочим номером.

Эффективен и автоматизированный выход из цеха, когда дверь открывается только в обеденное время. Конечно, у рабочих есть электронный ключ для выхода в туалет, но информация с ключа считывается и анализируется. Время прихода на работу также жестко фиксируется. Рабочий должен войти в цех с заданием в определенное регламентом время.

Жесткая дисциплина вырабатывается во всем. Например, любой инструмент должен быть положен на свое место. Несмотря на, казалось бы, всю банальность данного правила, оно экономит массу времени, поскольку зачастую на поиск инструмента уходит до 20 минут, и только потому, что кто-то его оставил в другом месте. Опять же, мелочей не бывает.

Аналогично проходит и завершение рабочего дня: после определенного сигнала сотрудники начинают уборку и покидают цех. Все эти техники реально работают и доказали свою состоятельность.

2. Стимулирование

Стимулирование – крайне важный процесс, и речь не только о материальных поощрениях. Это – чистой воды психология. Многие предприятия с уже отлаженной системой работы отслеживают индивидуальные показатели каждого работника и вешают результаты на стену, на всеобщее обозрение. Сотрудник со слабыми результатами, как правило, чувствует себя неловко. Он стремится работать лучше, поскольку не хочет быть аутсайдером коллектива. Кроме того, у руководства возникнут вопросы. Материальное поощрение также эффективно, но здесь есть проблемы с налогообложением, этот вопрос нужно прорабатывать.

Разговоры о том, что российский рабочий просто не может качественно выполнять свои обязанности, якобы у него такая психология – это миф. На территории Российской Федерации есть достаточное количество локализованных производств: немецких, японских, шведских, норвежских, везде идеальная дисциплина, везде внедрены описанные выше техники по персоналу, и они прекрасно работают.

Эти стандарты необходимо осваивать, это не просто слова, это реально влияет на производительность труда и повышает капитализацию компании. Я считаю, что данный процесс государство должно поощрять, например, давать дополнительные баллы на госторгах. Логика очевидна: если на предприятии введена такая программа, качество продукции выше, ее поставщик может иметь преимущества.

Экономический эффект

Опыт показывает, что при грамотном построении процесса прибыль предприятия повышается на 30-40%. На этом можно и нужно зарабатывать. Как, к примеру, делает предприниматель Дмитрий Песчанников, который в «Опоре России» возглавляет комитет производительности труда. Его бизнес заключается в покупке увядающего убыточного предприятия, применении на нем техник повышения производительности, вывода в прибыль и последующей продажи. Никаких работ с маркетингом – только повышение производительности труда!

Это в очередной раз доказывает, что именно здесь стоит искать ресурсы, которых не хватает экономике России.

Смотреть комментарии