С 1 января 2025 года вступили в силу изменения в налоговом законодательстве РФ касаемо ИП и компаний на упрощенной системе налогообложения (УСН), а именно, как бизнесу теперь платить налог на добавленную стоимость (НДС). Проанализируем правки, и расскажу, как предпринимателям подстроиться под новации.
Что надо знать компаниям на УСН
Предпринимателям особенно важно учитывать следующие законодательные изменения:
- Теперь все упрощенцы признаются плательщиками НДС независимо от оборота и количества сотрудников.
- При годовом доходе до 60 млн рублей юрлица-упрощенцы освобождены от уплаты налога на добавленную стоимость.
- Некоторые операции облагаются НДС независимо от дохода, например, для компаний-импортеров или при выполнении функций агента.
- Появились сниженные ставки – 5% и 7%, доступные по выбору для предпринимателей с доходом до 250 и 450 млн рублей соответственно.
- Сниженные ставки действуют для упрощенцев в дополнение к базовым – 10% и 20%.
- Переход на пониженную ставку НДС на УСН добровольный – каждый предприниматель вправе выбрать более подходящий режим. Но это лишает права на вычет входящего налога.
- Дата подачи декларации и сроки оплаты не изменились, но подать декларацию теперь можно только в электронном виде. ИП и компании на УСН, освобожденные от НДС, освобождены и от необходимости подавать декларацию.
- За последний квартал 2024 года можно отчитаться по старой форме декларации, далее, при подаче декларации за первый квартал 25 года, следует использовать новую форму. Определить новая или старая форма без изучения полей можно по тексту на первом листе, в новой указан приказ от 5 ноября 2024 года:
Инструкция, как упрощенцам подготовиться к изменениям в НДС
Как видите, в 2025 году плательщиков налога на добавленную стоимость стало больше. Чаще всего предпринимателей интересуют вопросы по новой легальной возможности снизить ставку. Следующая инструкция пригодится даже для опытных плательщиков данного налога.
1. Разобраться – требуется ли вашему бизнесу платить НДС
Все дальнейшие действия строятся исходя из ответа на этот вопрос, но даже если вы освобождены от уплаты, дополнительные действия все же потребуются.
Базовое правило для всех упрощенцев – если доход выше 60 млн рублей в год, то платить НДС требуется. Если ниже, то нет, но есть нюансы:
- Для расчета лимита учитываются все доходы юридического лица на всех режимах налогообложения. Если совмещается УСН с патентом, то требуется учесть совокупный доход по обоим режимам. Например, если на УСН доход 50 млн рублей и на ПСН – 20 млн рублей, то такая компания обязана платить НДС, так как совокупно лимит был превышен.
- Некоторые операции облагаются НДС в любом случае, например, при импорте товаров в Россию или при выполнении функций агента.
- Если доход близок к границе в 60 млн рублей, то показатели требуется регулярно рассчитывать. Если в течение года произошло превышение установленного лимита, то начиная со следующего месяца, когда произошло превышение, придется платить НДС.
Предпринимателям следует обращать внимание на льготные операции, чтобы снизить налоговую нагрузку и улучшить финансовые результаты. Перечень таких операций установлен в ст. 149 НК РФ и является закрытым. Это означает, что если операция не указана в данном перечне, к ней применяются общие правила налогообложения.
2. Выбрать налоговую ставку
Ставки – 10% и 20%, которые зависят от типа услуги или товара, являются базовыми для всех плательщиков НДС, в том числе на ОСНО и УСН. Только на УСН доступны сниженные ставки – 5% и 7%, которые зависят от размера ежегодного дохода:
Доход (рубли) |
Налоговая ставка |
60-250 млн |
5% |
250-450 млн |
7% |
Например, компания с годовым доходом 120 млн рублей может выбрать базовую ставку (10-20%) или добровольно перейти на пониженную ставку (5%). Право на пониженную ставку утрачивается при превышении лимита в течение года.
Из-за отсутствия права вычета входящего НДС на пониженной ставке переход на нее не всегда означает снижение налоговой нагрузки. Поэтому на этом этапе важно определить, что выгоднее для вашего бизнеса. Для этого необходимо рассчитать на собственных цифрах объем входящего и исходящего налога на добавленную стоимость. Например:
- Компания с доходом 200 млн при 5% должна перечислить в бюджет 10 млн рублей.
- 20% от 200 млн = 40 млн рублей.
В сравнении с 20% это может оказаться выгодней, но лишь до тех пор, пока объем входящего НДС не превышает 30 млн рублей.
Допустим, компания закупила у поставщика сырье для производства за 186 млн рублей (включая НДС), то на базовой ставке возникает право на вычет 31 млн рублей. В этом случае итоговая налоговая нагрузка составит:
- Исходящий НДС (40 млн) минус входящий НДС при закупке сырья (31 млн) = 9 млн рублей.
Сохранение базовой ставки с правом на вычет в этом примере – выгодно. Но если у компании доля входящего налога на стоимость значительно ниже, то лучше перейти на льготный режим.
Как видно из этого примера, переход на пониженную ставку не всегда означает снижение налоговой нагрузки. Для принятия решения важно рассчитать, что выгоднее именно для вашего бизнеса, учитывая соотношение входящего и исходящего НДС.
Важно: перейти на пониженную ставку – легко, вернуться – сложно. Переход возможен при подаче налоговой декларации, а возврат к обычной – только по истечении 12 кварталов подряд или при утрате права на сниженную ставку (при превышении установленных лимитов).
Для перехода на 5% или 7% не предусмотрено специальной формы, достаточно в налоговой декларации заполнить налоговую базу и сумму налога по нужной ставке – это будет считаться заявлением на переход на льготный режим:
3. Наладить документооборот
Все плательщики НДС должны отражать цену с налогом в договоре и счете. В каждом договоре необходимо корректно указывать сумму НДС и ставку налога. Это убережет бизнес от возможных налоговых споров. Помимо этого, необходимо:
- Выставлять счет-фактуры.
- Вести все сделки с НДС в книге покупок и продаж. Вот как выглядит установленная форма:
Единственное исключение: компании-упрощенцы, освобожденные от уплаты НДС, освобождены от ведения книги покупок-продаж и счет-фактур.
Наладить документооборот необходимо не только внутри компании и с клиентами, но также с поставщиками и государством. Для поставщиков плательщики НДС аналогично должны отражать сумму и ставку налога. Для взаимодействия с государством потребуется цифровая подпись, так как подача декларации с 2025 года возможна только в электронном виде.
Надежный документооборот поможет избежать ошибок в налоговых отчетностях, особенно с переходом на электронный документооборот.
4. Автоматизировать учет НДС
Чтобы не усложнять учет финансов, можно наладить следующие операции:
- Занесение данных по сделкам с налогом.
- Учет входящего и исходящего НДС.
- Учет уплаченных налогов и будущих обязательств.
- Корректировка данных.
Полноценная автоматизация без специальных сервисов невозможна. В случае с налогом на добавленную стоимость таблицы Эксель для ведения данных не подходят. При доходе свыше 60 млн рублей объем данных у компаний всегда достаточно большой, поэтому удобней использовать специализированные решения для автоматизации финучета. Например, с помощью Финтабло можно отслеживать сумму входящего и исходящего НДС, чтобы в любой момент понимать, сколько уже оплачено и сколько еще осталось:
Это нужно не только для удобства работы, но и для избежания кассового разрыва. Если считать размер налога только в последний месяц перед сдачей квартальной декларации, вас может ждать неприятный сюрприз. Иногда сумма налога за квартал превышает свободные средства компании для расчета в ближайшем месяце, что может привести к целому ряду проблем.
5. Подготовиться к отчислениям НДС
Налог на добавленную стоимость за каждый квартал выплачивается равными платежами ежемесячно. Поэтому необходимо:
- Учитывать сумму НДС к оплате.
- Формировать денежный резерв или планировать денежный поток для уплаты в необходимый срок.
- Оптимизировать входящий и исходящий НДС для снижения общей налоговой нагрузки.
Оплата перечисляется на единый налоговый счет (ЕНС). В личном кабинете на официальном сайте налоговой удобно следить за состоянием счета и обязательствами.
Как видите, чтобы подготовить бизнес к изменениям касательно НДС, необходимо корректно наладить и автоматизировать управленческий учет. Это поможет избежать кассовых разрывов и штрафов, минимизировать бухгалтерские ошибки, а также повысить эффективность финансового управления.
Также читайте: