Риски и возможности3394

Риск неплатежа: ключевые заблуждения, которые мешают оценивать контрагента

На какие финансовые показатели не стоит смотреть при анализе платежеспособности контрагентов и почему? Рекомендации, проверенные банковской практикой.

Существенный рост ключевой ставки с 2023 года и связанный с этим рост ставок по кредитам вынудил финансовые отделы компаний аккуратнее подходить к предоставлению отсрочек. Деньги стоят дороже, и уж если приходится с кем-то договариваться из поставщиков о предоставлении авансов, то хочется быть уверенным, чтобы товар был получен. В случае с отсрочками заказчикам – чтобы спустя положенный срок пришла оплата.

Опыт работы в банке с дефолтными кейсами показывает, что не все привычные метрики реально работают на практике. У крупных банков есть накопленная статистика за годы, на которой могут строиться модели оценки вероятности дефолтов. Сначала формируется перечень гипотетически работающих финансовых факторов: например, «совокупный долг / EBITDA», «собственный капитал / валюта баланса» и т.д. Далее модельно определяется, помогает ли каждый из этих факторов ранжировать клиентов между собой в зависимости от того, насколько высокое или низкое значение данного фактора имеет клиент.

На этом процесс построения модели не заканчивается, но более детально о нем лучше рассказать в отдельной статье. А в этой мы рассмотрим два популярных на рынке финансовых фактора при оценке компании и разберем, что с ними не так.

1. Собственный оборотный капитал (СОК)

Это разница между оборотными активами и краткосрочными обязательствами. СОК сам по себе не является фактором, поскольку абсолютное значение в 1 млн руб. или 1 млрд руб. мало что говорит о бизнесе. Его необходимо с чем-то соотнести. Как правило, это краткосрочные обязательства (КО).

Логика такая:

Первая методологическая ошибка

Заключается в том, что денежные активы (дебиторская задолженность, или активы, конвертируемые в деньги, такие как запасы) погашают краткосрочные обязательства. Это является правдой только отчасти. Обязательства компании в первую очередь погашает выручка или авансы, получаемые от заказчиков. Их можно назвать недозрелой выручкой. Выручка генерируется оказанными услугами или проданными товарами. А отсрочка оплаты заказчику точно не на пользу вашей ликвидной позиции.

Из выручки, которую можно сразу получить деньгами на руки и использовать на свои нужды, вы создали дебиторскую задолженность на балансе, погашения которой еще нужно дождаться. Если это погашение вообще произойдет.

Опыт работы в банке показывает, что многие компании не имеют большого объема дебиторской задолженности или запасов на балансе, но вполне успешно существуют многие годы, в том числе кризисные. Торговые КО они погашают или выручкой, или банковскими кредитами, которые далее погашаются выручкой. Сокращение сроков операционного цикла без потери качества товара и срока складского хранения будет только на пользу бизнесу. Хоть на бумаге в большинстве случаев это может сократить собственный оборотный капитал.

Вторая методологическая ошибка

Заключается в том, что дебиторская задолженность и запасы другой компании оцениваются по их фактической стоимости на балансе. Странного в этом ничего нет, ведь у бизнеса, как правило, нет подробного описания, что же в этих статьях скрывается. Для информации укажу на два распространенных триггера дефолтов клиентов банка:

2. Рентабельность капитала (ROE)

Это отношение чистой прибыли к собственному капиталу. Для анализа этого показателя возьмем крупных клиентов с выручкой от 5 млрд руб., чтобы минимизировать искажения и волатильности у малого бизнеса. Отранжируем всех по ROE от наиболее высокого значения к более низкому и разделим на 5 бакетов: 1-ый бакет – компании с лучшими показателями, 5-ый бакет – компании и худшими показателями. Чистая прибыль берется за последние 12 мес.

В глаза бросается линия первого бакета с лучшими наблюдениями, а именно – ее аномальные значения. Такая маржинальность исходит не из того, что у компаний крайне высокая чистая прибыль – у них достаточно низкий собственный капитал. Потому и значение дроби в итоге стремится к высоким значениям. Потому значение ROE само по себе без дополнительного и более глубокого анализа ничего не говорит о том, как хорошо показывает себя бизнес с точки зрения рентабельности.

Это начинаешь хорошо понимать, когда через тебя проходит поток клиентов в банке. Многие компании могут показывать высокие доходы, ведя бизнес на заемные средства, но эта рискованная стратегия показывает себя не лучшим образом в период турбулентности и высоких ставок.

Чем заменить в анализе фактор ROE?

Если уж и смотреть на рентабельность, то лучше предпочесть рентабельность активов (ROA). Практика показывает, что этот финансовый фактор лучше ранжирует компании по уровню дефолтности в банках, а, значит, и для ваших контрагентов он окажется более полезным. Чтобы у вас было интуитивное понимание, что такое «хорошо», а что такое «плохо», то ниже представлен график с аналогичным разделением российских крупных компаний на 5 бакетов в зависимости от их значений ROA.

Как видно из графика, волатильность в значениях гораздо ниже. Стоит иметь в виду, что у разных отраслей ROA может существенно отличаться. Например, золотодобывающая отрасль отличается более высокой рентабельностью, а торговля – более низкой. При этом кредитное качество одних не обязательно лучше кредитного качества других. Тем не менее, общие ориентиры этот график может обозначить.

Также можно посмотреть на маржинальность чистой прибыли (NI margin) – отношение чистой прибыли к выручке; оба показателя берутся за последние 12 мес. от отчетной даты.

Данный фактор не очень хорошо прогнозирует кредитоспособность, но график выше поможет сформировать интуитивные ориентиры для случая, когда у вас дефицит информации. Плохо работает он по двум ключевым причинам:

Как оценить платежеспособность контрагента: выводы и советы

  1. Стоит осознать, что без глубокого анализа контрагента, в том числе на основе расшифровок его отчетности, достаточно сложно провести оценку его платежеспособности. Не стоит обольщаться сервисами, которые готовы вам продать услуги по анализу контрагентов – это, конечно, лучше, чем ничего, если там есть разъяснения полученных результатов. Но практика показывает, что такие сервисы могут натолкнуть и на неправильные выводы. Потому не стоит давать долгие отсрочки контрагентам, не проверенным временем, с аргументом «я проверил финансовые показатели – риски низкие».
  2. Чем меньше вопросов вызывает отчетность – тем лучше, тем меньше рисков. Если вы видите на балансе у контрагента крупные финансовые вложения, то это точно должно насторожить. Если это не банк или холдинговая компания, а, например, оптовая торговая компания, то вероятнее всего, что-то здесь не так. Можно подумать, что компания разместила где-то депозит, чтобы заработать на невостребованной в моменте ликвидности. На практике такое действительно бывает, но чаще это или займы собственникам, или вложения в аффилированные компании, возвратность которых сомнительна.

Если у компании оборачиваемость дебиторской задолженности или запасов нетипичная для данной отрасли, на балансе много каких-то внеоборотных активов, которые вы глазами нигде не видите, то лучше минимизировать сроки отсрочек для нее. Спать будете спокойнее.

Также читайте:

Смотреть комментарии