По разным оценкам, в Российской Федерации действует свыше 600 государственных программ поддержки малого и среднего предпринимательства. На эти программы выделяются большие средства и задействованы огромные ресурсы. Игнорировать их бессмысленно. Важно узнавать, пробовать и давать обратную связь и только благодаря обратной связи от бизнеса можно сделать эти программы по-настоящему эффективными и максимально полезными.
В каждом регионе созданы инфраструктуры поддержки предпринимательства, общественных организаций и профессиональных сообществ. Чтобы разобраться в этом, придется потратить немало времени и сил. Чтобы не утомлять вас, я подобрал только шесть причин – шесть направлений государственной поддержки, которые могут быть полезны максимально широкому числу предпринимателей, и практические рекомендации – как и с чего начать.
1. Льготные займы, лизинг, субсидии и помощь в кредитовании
Почти в каждом регионе действуют специальные государственные микрофинансовые организации, которые выдают займы для бизнеса по ставкам значительно ниже рыночных – от 3 до 7% годовых. Даже если вам не нужны деньги и никогда не кредитовались, это хороший способ проверить свой бизнес на кредитоспособность, а также узнать про свои слабые стороны, о которых вы можете не догадываться.
Кроме государственных МФО есть Фонды развития промышленности, которые помогут профинансировать до 50% от вашего проекта модернизации предприятия суммами от 20 млн рублей и ставкам 1-5% годовых. А если вам нужен кредит, то есть гарантийные организации, которые могут предоставить поручительство, позволяющее покрыть до 70% от требуемого банком залога, или помочь найти кредитующий банк с лучшими рыночными ставками.
Субсидии – это самая известная и востребованная мера поддержки. Каждый регион предоставляет свой набор субсидий, и чтобы их получить, не нужно заводить знакомства с органами власти. Но есть другой момент. Бывает, что на получение субсидий поступило недостаточно заявок и тогда включается система оповещения предпринимателей. Вот где может пригодиться знакомство. Про вас быстрее вспомнят, и если вы подходите по профилю, отправят вам адресное приглашение поучаствовать в конкурсе.
Как видите, участие в финансовых программах для предпринимателей поможет снизить финансовую нагрузку на бизнес.
2. Бизнес-акселераторы и бесплатное обучение
Каждый год для предпринимателей проводят огромное количество образовательных мероприятий. Мастер-классы, тренинги, лекции, стратегические сессии и бизнес-акселераторы. Все они либо бесплатные, либо государство покрывает от 80 до 95% расходов. Например, в Ленинградской области в 2019 году программу бизнес-акселерации (по сути, мини MBA) проводила бизнес-школа «Сколково», а стоимость программы не превышала 12500 рублей. Важно, что они проходят не постоянно, а в определенное время.
Чем полезно? Можно бесплатно или за скромную плату прокачать свои компетенции, получить новые, передовые знания. Образовательные мероприятия проводят не только для владельцев бизнеса, но и для сотрудников, что также поможет сократить расходы.
3. Бесплатные консультации
Бывает, что нужна консультация юриста, или специалиста по персоналу, по бережливому производству, или поиск зарубежных контрагентов. Хорошая новость в том, что в каждом регионе вы можете получить широкий спектр консультаций у профильных специалистов совершенно бесплатно. Перечень консультаций может отличаться в разных регионах. Полный список доступных консультаций можно узнать в центрах «Мой бизнес» или в Центрах и Фондах поддержки предпринимательства.
В качестве примера – список консультаций для предпринимателей Санкт-Петербурга:
- Специальные программы государственной поддержки (субсидии).
- Правовые вопросы в части открытия собственного дела (консультация юриста).
- Бухгалтерский и налоговый учет.
- Финансовая и инфраструктурная поддержка.
- Производственная кооперация.
- Координация и поддержка экспортно-ориентированных организаций.
- Поддержка начинающих предпринимателей.
- Поддержка предпринимателей в сфере ремесленничества.
- Поддержка легкой промышленности и индустрии моды.
- Онлайн-продвижение и интернет-маркетинг.
- Программы АО «МСП Банк».
- Программы Фонда содействия кредитования МСБ.
- Консультация уполномоченного по защите прав предпринимателей.
- Вопросы брендинга.
- Юридические консультации.
- Бухучет и кадровые вопросы.
- Финансово-правовые консультации.
- Услуги «Опоры России» и «Деловой России».
- Программы Комитета по труду и занятости населения Санкт-Петербурга.
- Программы Фонда развития МСП в Санкт-Петербурге.
- Услуги Регионального интегрированного центра.
- Финансовые программы Фонда «АГАТ».
4. Доступ к закупкам
В 2018 году распоряжением правительства РФ был расширен список крупных заказчиков, включая компании нефтегазовой отрасли и топливо-энергетического комплекса, обязанных привлекать к закупкам малый и средний бизнес. Эти компании обязаны закупать не менее 15% доли своего заказа у представителей малого и среднего бизнеса. Сейчас перечень включает в себя 1050 компаний. Кроме федерального списка, региональные власти часто договариваются и с другими крупными компаниями региона о расширении закупок у МСБ.
Каждый из регионов постоянно проводит закупочные сессии, куда приглашаются представители крупных заказчиков и малого и среднего бизнеса. Это хорошая возможность узнать требования, задать вопросы, наладить рабочий контакт с представителями крупных компаний.
Не думайте, что это фикция. Когда я работал в Агентстве поддержки предпринимательства Ленинградской области, ко мне обращался руководитель крупной компании, который был откровенно заинтересован, чтобы в закупках участвовали представители малого бизнеса нашего региона. По его словам, большинство заявок от малого бизнеса отклоняются по техническим причинам из-за неправильно оформленной заявки. Тогда он предложил выделить в отделе закупок человека, который будет подробнейшим образом консультировать поставщиков, как правильно сформировать пакет документов для участия в закупках.
5. Участие в выставках и ярмарках
Крупные сети выделяют полки в магазинах для фермерских продуктов. Региональные и муниципальные власти организуют новогодние и другие праздничные ярмарки, и ярмарки выходного дня. Компания может приехать со своей продукцией. Обычно места для участия предоставляются бесплатно, но есть организационные сборы, которые, тем не менее, не сравнятся с коммерческими ставками.
Не менее важный момент – региональные делегации в другие города и страны, а также участие на стендах региона на профильных выставках и мероприятиях типа Санкт-Петербургского экономического форума. Представители региона берут на себя либо всю, либо большую часть затрат, а у вас появляется отличный шанс представить свою продукцию новой аудитории.
6. Поддержка экспорта
Для этих целей создан Российский экспортный центр, а во многих регионах действуют региональные центры поддержки экспорта. Бесплатно предоставляется широкий спектр услуг: бесплатные бизнес-аккаунты на торговых площадках типа Alibaba, EBay, поиск контрагентов, участие в международных выставках, создание специальных экспортных акселераторов и посредничество на уровне правительств по улаживанию вопросов сертификации и ввозных пошлин. Акселераторов становится все больше как на региональном уровне (пример: акселератор от Splat в Татарстане), так и федеральных (Сколково, KPMG), где помогают выстроить весь процесс работы с экспортом. Важно, что на участие в акселераторе можно получить субсидию от местных властей или Экспортного центра. Субсидия покрывает до 95% от стоимости обучения. Так стоимость программы обучения в экспортном акселераторе «Сколково» с учетом субсидии РЭЦ составила 140 тыс. руб. Стоимость региональных программ редко превышает 25 тыс. руб.
Как начать работать с мерами господдержки?
Первое, с чего стоит начать, это познакомиться с председателем профильного комитета или министерства, курирующего вопросы малого и среднего бизнеса. Это позволит вам решить несколько важных задач и значительно сэкономить время на собственные поиски информации.
Главная задача – это обозначить себя и рассказать, чем вы собираетесь заниматься. Не думайте, что это глупости. Бывает, что организуются какие-то тематические мероприятия с губернатором или федеральными чиновниками, на которых нужно присутствие бизнеса из какой-то отрасли, или формируется делегация в другой регион/страну и тогда все начинают напряженно искать компании соответствующего профиля. И то, что вы отметились и рассказали о себе, может сыграть вам на пользу – как минимум, можно встретиться с главой региона, задать ему вопросы или поделиться своими соображениями, или бесплатно прорекламировать свой товар и посетить другой регион/страну.
Как познакомиться? Самый простой вариант – это найти на сайте органа исполнительной власти телефон и через приемную записаться на личный прием.
Договорились о встрече? Отлично! Следующий шаг – это задать вопрос о том, на какую поддержку вы можете рассчитывать. Рекомендую заранее сформулировать список потребностей, который бы мог помочь вашему бизнесу: получить или изменить условия действующего кредита, субсидии, купить оборудование, найти новых клиентов, поставщиков или рынки сбыта, найти торговое или производственное помещение, арендовать какое-то конкретное помещение, получить консультацию или пройти обучение. Помните, что перечень программ поддержки и услуг достаточно широк, но у каждого есть свои ограничения и специальные требования. Председатель комитета расскажет о существующих возможностях и свяжет с руководителями необходимых подразделений, которые расскажут вам детали и помогут подать заявку на тот или иной вид поддержки. Так за несколько встреч вы узнаете про основные меры поддержки в регионе и познакомитесь с ключевыми людьми в этой сфере.
Как это работает?
Расскажу несколько примеров моих знакомых предпринимателей. Первый – наш клиент из небольшого города Ленинградской области, занимающийся производством осветительного оборудования. Когда запустили производство, сначала он познакомился с районной администрацией, рассказал, чем занимается, и спросил, на что может рассчитывать. Через некоторое время администрация стала закупать у него уличное освещение. Через администрацию он познакомился с председателем Комитета по малому бизнесу, которая рассказала ему про субсидии, микрозаймы, обучение и закупки крупным бизнесом. С тех пор он регулярно участвует в программе по получению субсидий. Получил несколько микрозаймов по льготным ставкам, прошел обучение в бизнес-акселераторе «Сколково». Сейчас рассматривает возможность получения займа от Фонда развития промышленности.
Другой пример – о торговле пирогами. У предпринимателя был заключен договор аренды места на Сенной площади. Там он поставил автолавку. Как-то был рейд, приехали ДПС с эвакуаторами и все автолавки увезли, так как они стояли на тротуаре. Что делать предпринимателю в такой ситуации? Он с коллегами обратился к председателю Комитета, и именно она выступила от лица бизнеса и вступила в переговоры со структурами МВД. Благодаря этому получилось добиться консенсуса и вернуть автолавки на место до момента истечения договора. Смог ли предприниматель самостоятельно добиться этого? Возможно да, но для простого человека это было бы значительно сложнее и хлопотнее.
А что, если ничего не получилось? На встречу не попали, или попали, но никаких подходящих для вашего бизнеса предложений не оказалось? Есть механизм обратной связи. Вы, как налогоплательщик и гражданин своей страны, имеете право высказать свое недовольство. Напишите письмо на имя руководителя региона или страны. Только пишите конструктивно. Если вас не устраивают текущие субсидии, напишите в письме, какие субсидии вам были бы интересны. Не просто критикуйте, а предлагайте реальные варианты улучшений. Такая обратная связь будет крайне полезной и ее часто не хватает.
Повторю: программы поддержки бизнеса игнорировать бессмысленно и даже вредно. Нужно пробовать, оценивать и давать обратную связь, ведь только благодаря обратной связи можно улучшить то, что работает недостаточно хорошо, и поддержать то, что действительно важно.