Рынок здравоохранения в России развивается благодаря средствам государства, больших корпораций и небольшой доле частных инвестиций, финансирующих технологические стартапы.
Население растет, увеличивается продолжительность жизни, растут и требования к качеству жизни. Чтобы своевременно отвечать на все эти вызовы, медицина должна уделять все больше внимания технологиям цифрового здравоохранения.
Особенности российского MedTech
В чем нуждается российская цифровая медицина? В систематизации больших данных и в правовом регулировании. Несмотря на угрозу поглощения со стороны более весомых «партнеров», потенциал роста у нее действительно огромный.
Цифровые медицинские стартапы в Сколково появляются в большом количестве, но их развитие серьезно тормозится из-за отсутствия единых баз данных. Они нужны для корректировки целей каждого проекта и для оптимизации затрат. Однако государство жестко регулирует доступ к данным, особенно после скандала в Великобритании, когда дочерняя компания Google получила из национальной системы здравоохранения 1,6 млн записей.
Несмотря на необходимость развития и заинтересованность в MedTech всех сторон, это рисковая сфера для инвестиций даже в США. В России эта рискованность еще более увеличивается из-за акцента в здравоохранении не на развитие технологий, а на соотношение «цена-качество». Конечно, появляются отдельные узкоспециализированные сегменты с современными стандартами оказания медицинских услуг. Но обеспечить растущий спрос на них они не могут.
Почему так происходит?
- Низкая мотивация врачей к совершенствованию полученных ранее знаний и стандартов лечения.
- В алгоритме лечения мало внимания уделяется профилактике и своевременной диагностике.
- IT-инфраструктура внедряется фрагментарно.
- Нет условий для здоровой конкуренции и повышения качества в сфере страхования и в работе лечебных учреждений.
- Недостаточное финансирование. В европейских странах расходы государства на здравоохранение составляют 6,5% ВВП, по данным на 2016 год, в России же – 3,6%.
Чтобы эволюция здравоохранения получила дополнительный импульс, нужно:
- Построить инфраструктуру.
- Рационально управлять ресурсами.
- Обеспечить строгий контроль финансовых вложений.
- Сформировать ценностную составляющую среди поставщиков и потребителей медицинских услуг.
В 2017 году из бюджета на здравоохранение было выделено 2877 трлн рублей, из которых большая часть уходит на работу стационаров. А диагностике, реабилитации и паллиативной помощи внимание практически не уделяется.
Стартапы в России и в мире
Почти 50 млрд рублей – объем частных вложений в российское здравоохранение. Какие проекты предпочли инвесторы?
- MedProfile – сервис обрабатывает, верифицирует и хранит медицинскую информацию. По мере накопления ее в цифровой карте MedProfile, возрастает качество диагностики и лечения. Инвестор – компания TealTech Capital (6 млн рублей).
- Медскан «Модуль Здоровья» – стартап по удаленному консультированию, диагностике и профилактической помощи. В его рамках работает сеть телемедицинских киосков и выездные бригады. Благодаря онлайн-сервисам пациент может оценить состояние своего здоровья, никуда не выходя. Инвестор – венчурный фонд TealTech Capital (6 млн рублей).
- Docdoc – онлайн-сервис, в котором можно легко выбрать нужного врача по территории и стоимости приема, рейтингу и отзывам; записаться к нему на прием. В 2017 году Сбербанк купил 79,6% этого сервиса. До этого им заинтересовался венчурный фонд Aurora Venture Capital, вложив в него $1 млн.
- Doc+ – похожий сервис для вызова врачей (только педиатров и терапевтов) на дом для первичного осмотра. Инвесторы – Vostok New Ventures, Baring Vostok и «Яндекс» ($9 млн).
Мы видим, что это проекты по телемедицине, оцифровке данных, онлайн-обслуживанию. Тогда как в мире MedTech-стартапы, флагманы в своей области, ориентированы больше на диагностику, агрегацию и анализ данных:
- DreaMed Advisor (США) – представитель персонализированной медицины в режиме реального времени. Умный инструмент поддержки врача в принятии решений использует базу данных о состоянии пациента.
- Biotx.ai (Германия) – с помощью data science и машинного обучения платформа точно определяет, какое лечение идеально подойдет пациенту.
- Forus Health (Индия) – компания-производитель аппаратов для ранней диагностики проблем со зрением.
- TytoCare (Израиль) – выпустила портативное устройство для удаленного осмотра. Оно может выслушать (аскультировать) пациента, измерить его температуру, осмотреть ротовую полость (данные встроенной камеры) и слуховой проход (данные отоскопа).
Фокус на приоритетные направления
Аналитический анализ Центра исследований и экспертиз ДПРЭД Финансового университета при Правительстве РФ показывает факторы успеха стартапов, ориентированных на инновации в медицине:
- Перспективные направления в развитии цифровой медицины – телемедицина, аналитика данных, пользовательские цифровые гаджеты. Человек с легкостью сможет управлять своим здоровьем: отслеживать динамику лечения, результативность диет, прием лекарств. Его помощники в этом – специализированные сервисы, собирающие и анализирующие данные.
- Увеличивается число цифровых инструментов для мониторинга пациентов, не находящихся непосредственно в больнице.
- Фармакологический рынок тоже нуждается в цифровых преобразованиях. Он пока довольно консервативен, несмотря на колоссальные объемы.
- Стратегическое партнерство, совместное продвижение – залог успешности проекта, возможность экономии и рационализации. Ведь часто различные инновации дополняют друг друга, решая одни и те же проблемы человека. Наибольший синергетический эффект – на стыке информационных систем: клинических данных, диагностики и генетики.
- Должны объединиться клиники, технологические гиганты и инвестиционные компании.
Чтобы найти этих самых инвесторов, выстроить стратегические связи на рынке, новым стартапам нужна помощь. И ее оказывают бизнес-акселераторы, которых в мире в сфере здравоохранения насчитывается 115 компаний. Кроме финансирования, они обеспечивают начинающий бизнес знаниями, базой для испытаний и площадками для применения инноваций. Самые известные акселераторы – Blueprint Health, StartUp Health (США), Merck Accelerator (Германия), BioUpper (Италия), Healthy Habits (Швеция).
Акселератор Bayer Grants4Apps (Германия) в 2016 году запустил российскую версию компании совместно с Фондом развития интернет-инициатив (ФРИИ). Ежегодно они отбирают лучшие российские проекты в сфере цифровой медицины. У многих из них есть проблемы в виде неразвитой системы продаж, небольшой клиентской базы и не до конца продуманной бизнес-модели. Однако компания отмечает, что даже за два года уже заметно, как проекты в области digital health становятся более зрелыми и конкурентоспособными.
В 2017 выделились следующие цифровые продукты:
- Semantic Hub – сервис, который поможет принимать решения в области R&D (научных исследований) и маркетинга для медицинских и фармацевтических компаний.
- BestDoctor – онлайн-сервис корпоративного медицинского обслуживания, агрегатор медорганизаций и программ мониторинга здоровья. Доступны аналитика бюджета и оценка качества медицинской помощи.
- TeleMD – воплощает возможности CRM на рынке медицинских услуг. Помогает в принятии врачебных решений и предоставляет техническую поддержку.
- MediSensum – система контроля качества лечения и опять же поддержки принятия врачебного решения.
- «Аптеки+» – мобильное приложение по поиску лекарств в аптеках.
Почему телемедицина?
Именно телемедицина – самая перспективная ниша в цифровой медицине. И если ее модель в формате «врач-врач» уже успешно реализована, то модель «врач-пациент» нуждается в развитии. Повышенное внимание к ней способствовало появлению в 2018 году огромного количества сервисов по оказанию телемедицинских услуг. Они ориентируются на ранних последователей новых технологий, преодолевая скептицизм пациентов и врачей. Но уже через 6-8 лет рынок созреет для повсеместного внедрения сервисов по всей территории страны.
Именно цифровым технологиям предстоит воплощать в медицине повсеместное и прочное применение принципа 4П: прогнозируемость, превентивность, персонализированность, партисипативность. Это значит – обеспечить своевременную диагностику, внедрять инструменты распознавания болезней, отдавать предпочтение индивидуальному подходу и информированию пациентов о возможностях лечения.
Здоровье людей – хрупко и ценно. И предпринимателям нужно признавать и брать во внимание, что прежде чем осуществить новый проект, нужны долгие предварительные научные исследования. Кроме того, всегда будут причины, естественно тормозящие развитие рынка здравоохранения, хотя он очень перспективен.