Слышали такой термин – «бэби-гуру»? Появился он на волне процветающего инфобизнеса в профессиональных областях: консалтинге, психологии, коучинге, медицине. Это – молодые, как еще говорят, «зеленые» специалисты, которые благодаря амбициям и современным маркетинговым инструментам собирают внушительные аудитории и ведут успешную образовательную деятельность.
Инструменты коммуникации сегодня доступны, любой человек может стать СМИ вне зависимости от возраста, социального статуса, уровня образования, сферы деятельности, опыта. Каждый может собрать аудиторию и вещать все, что душе угодно, лишь бы это было востребовано.
На этой плодородной почве и появились «бэби гуру» – как правило, это, как сейчас модно говорить, представители поколения Y, получившие сравнительно небольшой опыт в той или иной профессии, которые без лишней скромности готовы делиться мыслями, идеями, знаниями. Они интуитивно владеют современными методами онлайн-коммуникации и с легкостью собирают большие аудитории зрителей. Выросшие в эру активного маркетинга они свободно используют эффективные способы подачи информации: концентрируют внимание на сильных сторонах и нивелируют недостатки. В результате мы видим успешные образовательные проекты с бэби-гуру во главе, сильные личные бренды и тысячи последователей.
Как можно догадаться, это явление вызывает не самые позитивные эмоции у более опытных коллег. Потому как, во-первых, они сомневаются в «глубине», чистоте и обоснованности знаний, которыми бэби гуру делятся со аудиторией. Ну и, будем честны с собой, попросту завидуют, что какой-то молодняк, без году неделю назад окончивший университет, собирает большие аудитории слушателей и тысячи последователей.
Чем рискуют последователи бэби-гуру
- У них, как правило, еще не было возможности наблюдать долгосрочные результаты своих работ, получить осложнения и научиться на своих ошибках. Соответственно, их последователи рискуют взять на себя получение осложнений, следуя непроверенным гипотезам.
- Как правило, у таких «зеленых» учителей аудитория тоже в большинстве своем «зеленая», хотя попадаются на их рекламные удочки и представители более опытного поколения. За грамотно поданной информацией сложно отличить проверенные факты от предположений не только молодым, ослепленным ярким светом нового гуру, но и бывалым спецам.
- Им свойственен некоторый максимализм, они изобретают и продвигают универсальные методы развития, продаж, продвижения, лечения. На деле эти методы, конечно, подходят далеко не всем, но негативный опыт их последователей, как правило, остается за кадром.
Бэби-гуру не хватает глубины, опыта, долгосрочных результатов реализованных ими проектов, порой не хватает мудрости и этики. Но эти ребята, несмотря на все нюансы, делают важное дело – они раскручивают колесо развития, не дают покоя почующим на лаврах «старикам». Мотивируют свои профессиональные области двигаться вперед. Делятся энергией и драйвом.
«Если бы молодость знала, если бы старость могла»
Важной становится роль опытных экспертов – они должны уравновешивать раскачиваемую лодку: давать свое мнение, вступать в дискуссию, показывать, что есть альтернатива, указывать на риски. А для этого надо осваивать столь органичные для миллениалов и столько сложные в освоении и использовании для их старших коллег средства современной коммуникации.
Вступает в игру сила личного бренда. Чем сильнее бренд, тем больше у него авторитет и шире аудитория, тем более значимую роль он играет. У молодого поколения с личным брендингом ситуация обстоит куда лучше, они его нарабатывают легко и органично. Опытные специалисты, безусловно, довольно часто превосходят молодежь в качестве установленных живых, не виртуальных контактов, но по числу последователей, перевес зачастую уже не на их стороне.
Вспоминаются слова из эпиграммы французского писателя и филолога-полиглота Анри Этьена (1531 – 1598) «Если бы молодость знала, если бы старость могла». Мир тем и прекрасен, что разнообразен, и на одну точку зрения всегда найдется другая, а здоровая конкуренция – двигатель экономического прогресса.