Журнал3946

5 правил, которые помогут свести бизнес-ошибки к минимуму

Какие ошибки часто совершают предприниматели? Как с ними работать, чтобы вновь не повторять печальный опыт?

В мире бизнеса ошибки неизбежны на пути к успеху. Их совершают и опытные предприниматели, и новички. Учиться полезно как на своих, так и на чужих ошибках. Особенно, если их последствия касаются многих людей и затрагивают важные вопросы. В статье разберу несколько ошибок из своего опыта и расскажу, как они повлияли на меня и на развитие моего бизнеса.

Разбор ошибок: мой опыт

Как неточности в документах приводят к потере капитала

Моя самая крупная ошибка привела к финансовой потере всего накопленного к тому моменту капитала — сумма составляла несколько миллионов рублей. Это был бизнес со знакомым: продажа щебня, газобетона и кирпича. Мы занимались логистикой, все шло хорошо, работа приносила доход. Но идиллию нарушили юридические нюансы.

Для бухгалтерии и оформления документов требовалось юридическое лицо, поэтому мне нужно было быть подрядчиком, а не совладельцем компании. Как инвестор и партнер я рисковал своими деньгами, но в документах мои права и обязательства не были четко зафиксированы. Договорившись об определенных условиях, когда нужно было заверить документы у нотариуса и зарегистрировать в Росреестре, мой партнер их не подписал, деньги за работу мы так и не получили. Обман вскрылся только спустя семь месяцев, потому что цикл сделки был долгим. Когда я понял, что меня обманули, было поздно — деньги вернуть не удалось. Попытки договориться успехом не увенчались, а суд нам отказал.

Вывод прост: не стоит доверять партнеру без проверки документов. А к ней лучше привлекать профессиональных юристов. 

Почему распределять обязательства между партнерами надо заранее 

Вторая ситуация также связана со строительным бизнесом. В 2015–2017 годах мы сотрудничали со строительной компанией — занимались поставками товара. По условиям договора расчет производился за квадратные метры выполненной работы. Но когда осталось поставить материалы на 500 тыс. рублей, компания прекратила принимать поставки, ссылаясь на какие-то договоренности. Оказалось, это была продуманная схема: по договору они были обязаны платить только в случае полной отгрузки. Нам пришлось заморозить крупные суммы, и в итоге мы ничего не получили.

Мы заранее не продумали распределение финансовых рисков и обязательств в партнерстве, а когда появились убытки, партнер не мог покрыть свою долю. Это стало для меня уроком, и с тех пор я не работаю в сфере строительства. 

Почему возникают ошибки: три основные причины

Почти к каждой бизнес-ошибке приводят некорректные договоренности или недобросовестные люди. В первом случае, бизнесмен с командой или партнерами не договорился «на берегу». Здесь также играет роль юридический аспект — зачастую в договоре не фиксируются важные моменты. Во втором случае предприниматель ошибается, выбирая не тех исполнителей или подрядчиков.

Мой список топ-причин ошибок выглядит так: 

Как свести ошибки к минимуму: пять правил

Для себя я вывел несколько правил, которые помогают мне минимизировать количество ошибок и их последствия. Возможно, они помогут и другим предпринимателям.

  1. Заключать прозрачные соглашения. Перед началом сотрудничества нужно убедиться, что все условия четко зафиксированы в письменной форме. Особенно внимательно стоит проверять пункты, которые касаются распределения прибыли, расходов и обязательств.
  2. Инвестировать в юридическую поддержку. Привлечение опытных юристов для проверки всех документов и договоров стоит недешево, но окупается сполна. Профессиональная юридическая поддержка поможет избежать ошибок с законом и документами, а также сохранит репутацию предпринимателя и компании в порядке.
  3. Проверять партнеров и подрядчиков. Всегда стоит изучить историю предыдущих проектов потенциальных партнеров, а также находить рекомендации и отзывы об их работе. Так вы сможете убедиться, что они способны справляться с кризисными ситуациями и не подведут вас в критические моменты.
  4. Планировать финансовые риски. Любому бизнесу нужна стратегия управления рисками, которая включает в себя фонды на случай непредвиденных обстоятельств. Благодаря таким резервам бизнес сможет пережить трудные времена без значительных потерь.
  5. Учиться на ошибках. Все ошибки и неудачи я декомпозирую и анализирую, иногда привлекаю к этому команду. Полезно изучать и опыт других компаний — это уроки, которые можно и нужно использовать для улучшения бизнес-процессов в будущем. 

Все мои ошибки в бизнесе стали для меня ценным опытом. Сейчас в любом партнерстве я настаиваю на четком распределении всех обязанностей и детальной проработке юридических вопросов.

Читайте также:

Смотреть комментарии