Редакция Executive.ru опросила руководителей, чтобы узнать, как они подводят итоги года в своих командах. Ответы мы разделили на три блока:
- Итоги года в цифрах: как в компаниях анализируют успехи и неудачи.
- Какие неформальные активности и мероприятия проводят.
- Как обсуждают планы и цели на следующий год.
Итоги года в цифрах: как в компаниях анализируют ошибки и успехи
Разбор главных удач и неудач года
По итогам года проводим стандартный анализ выполнения поставленных на год задач и целей: выручка, прибыль, количество клиентов, сделок и др.
Обсуждаем:
- Главные удачи года – что у компании лучше всего получилось: проекты, цели, иные метрики.
- Главные неудачи года – что планировали сделать, но не получилось, и почему это не получилось.
Важно отметить, что подведение итогов в таком ключе эффективно в компаниях, где нет культуры наказания за неудачи.
«Чем я могу гордиться по итогам этого года?» – каждый сотрудник отвечает на этот вопрос в части своей зоны ответственности для себя лично.
Статистика года по показателям, которые могут быть интересными для сотрудников:
- Сколько человек пришло и ушло из компании за год.
- Сколько проведено встреч за год: по количеству встреч в корпоративном календаре сотрудников, в количестве и минутах.
- Количество «спасибо» или благодарностей, поставленных сотрудниками друг другу за год в корпоративной системе.
- Совокупный возраст сотрудников в компании.
- Совокупный стаж сотрудников в компании.
Такого рода метрики далеко не всегда имеют практический смысл, на основе которого можно сделать выводы в части бизнеса. Они относятся к разряду «прикольной» информации, а сама их публикация в конце года в значительной степени оживляет обстановку. Сотрудники с большим удовольствием вовлекаются в обсуждение этих цифр, что заметно сближает людей и делает дальнейшее общение по рабочим вопросам намного более простым и эффективным.
Финансовый анализ и стратегическая сессия
Подведение итогов – это не только про цифры, но и про людей, которые стоят за этими цифрами. Начинаем мы с предварительных финансовых итогов. Наш финансовый директор уже в начале декабря собирает всю необходимую информацию и готовит отчеты. Мы анализируем выручку, прибыль, основные показатели эффективности. Это важно не только для понимания текущего положения дел, но и для планирования на будущий год.
После финансового анализа мы проводим стратегическую сессию планирования. Это, пожалуй, самая важная часть подведения итогов. Мы собираемся всей командой руководителей и обсуждаем результаты года, анализируем успехи и неудачи, думаем над стратегией на будущее. Обычно это занимает целый день, и мы стараемся провести его вне офиса – так легче абстрагироваться от текущей рутины и посмотреть на бизнес со стороны.
Подведение итогов года в компании начинаем с серьезной стратегической сессии, где анализируем прошедший период, четко определяем цели на 2025 год и выстраиваем планы развития. Чтобы объективно оценить эффективность работы каждого сотрудника, используем ABC-тестирование. Это помогает выявить сильные стороны специалистов и определить области, требующие дополнительной поддержки.
Ежегодный дайджест с новостями компании
Традиционно в декабре на корпоративном портале публикуется ежегодный дайджест с самыми важными новостями. Мы размещаем информацию о результатах каждого бизнес-юнита, разработанных и внедренных инновациях, конкурсах, в которых мы одержали победу и публичных мероприятиях с участием спикеров группы компаний. Таким образом каждый из сотрудников компании узнает о достижениях коллег и их вкладе в достижение общего результата.
В контуре нашей компании есть распределенные команды и удаленные работники из разных уголков страны. Изучение такого «сборника новостей» дает возможность увидеть то, над чем работал каждый сотрудник. В этом году мы решили ввести новый формат – видеопоздравления от топ-менеджмента.
Новогодняя планерка
Наша компания более 12 лет работает в формате удаленки в разных городах России. Поэтому все наши предпраздничные активности также проводятся онлайн, что мы очень ценим.
Итоги года мы проводим на новогодней планерке. Это никогда не бывает скучно, потому что даже экономические итоги мы подаем весело и мотивирующе. На слайды выводим главные достижения за год в цифрах и фактах:
- сколько кейсов мы выпустили,
- какие мероприятия провели, а какие просто посетили,
- со сколькими клиентами поработали,
- кто из сотрудников работал больше всех, а кто больше всех заработал,
- чему научились,
- какие позитивные процессы запустили.
Обязательно подводим неформальные итоги года: о чем шутили в течение года, сколько раз обменялись фотографиями домашних питомцев в рабочем чате (у нас он называется «Курилка»). Это очень важно, что в конце года мы подводим итог, охватывая почти каждый рабочий день команды из 40 человек. Команда, да и руководители заряжаются таким форматом подведения итогов, что мотивирует быть проактивными и не утонуть в рутине.
Самая веселая часть новогодней планерки и самая милая наша традиция – это новогоднее бинго. На экран выводится слайд презентации с номерами, за которыми скрыты подарки. Каждый сотрудник включает камеру, берет слово, поздравляет коллег, выбирает номер, за которым скрыт подарок. Еще один нюанс, ему нужно назвать слово, с которым у него ассоциируется год.
Какие неформальные активности и мероприятия проводят компании
Корпоратив
Корпоратив – это у нас святое. В прошлом году собрались в уютном ресторане с отличной кухней. Было много смеха, танцев и, конечно же, подведения неформальных итогов года. Особенно всех повеселил бухгалтер, который неожиданно оказался мастером караоке и выдал потрясающее соло. А обычно серьезный технический директор удивил всех, став звездой танцпола.
Ежегодно в одной из компаний, где я работаю, проводят корпоративное празднование Нового года с подведением итогов. До неофициальной части проводится официальная с отчетом по итогам года, награждение самых-самых, выступление учредителей и т.д. На мероприятие съезжаются со всех подразделений страны, а их несколько десятков в разных регионах и городах.
Особенность таких корпоративов в том, что каждый год отдел маркетинга, который организовывает праздник, придумывает тему вечеринки. Например, герои мультфильмов Диснея или герои Гарри Поттера. И вот на сцене выступает важный руководитель, учредитель, рассказывает об увеличении прибыли, снижении рекламаций, а в зале почти 500 человек в пижамах и ночнушках, потому что тема новогоднего корпоратива «Пижамная вечеринка».
Творческое подведение итогов года
В нашей группе компаний традиционно проводятся мероприятия, на которых итогами работы делится топ-менеджмент, а также руководители по направлениям. Как правило, это делается в творческой форме – не идет сухая презентация цифр и дел, а это могут быть видео-ролики, стендапы, творческие выступления коллектива подразделения и другие форматы. Был однажды даже формат создания мультика.
Важный момент – модерирует такие мероприятия у нас всегда руководство. Они не устраняются от организационных вопросов, а, напротив, погружаются в них, участвуют в подготовке концепции мероприятия, сценарии, а также репетируют перед ивентом.
Также у нас бывают клиентские мероприятия, где мы делимся итогам года с партнерами и клиентами. На такие мероприятия можем пригласить СМИ. В прошлом году, к примеру, мы сделали корпоративный праздник на ГУМ Катке. Туда мы приглашали клиентов по разным нашим IT-продуктам, а также известных блогеров и спортсменов – Ирину Слуцкую, Стаса Ярушина. Они участвовали в создании развлекательной программы, а также стали определенным PR-элементом для наших клиентов. Блогеры выкладывали в сторис и посты наш праздник и светили наших клиентов.
Совместные походы в кино и театры
Есть одна особенная традиция в нашей компании, которую мы стараемся развивать. Это совместные походы в кино и театры. Еще не все сотрудники приобщились к ней, но, мне кажется, такой формат корпоративного досуга помогает лучше коллегам взаимодействовать на личностном уровне и укрепляет связи.
Во-первых, когда люди обсуждают кино или постановку, они действительно становятся ближе. Они свободно обмениваются мнениями, будучи не зажатыми корпоративной этикой и не обремененными должностными обязанностями.
Во-вторых, это психологическая засечка. Если происходящее на экране или сцене вызвало бурю позитивных эмоций, то срабатывает эффект закрепления. То есть ваши коллеги будут тоже у вас вызывать позитивные ассоциации, не связанные с рутиной на работе. И это тоже плюс к командному духу.
Итоги года – это еще и накопившийся стресс, который надо сбросить. И тут как никогда помогает юмор: например внутренние неформальные рассказы о главных факапах. Это помогает еще и увеличить толерантность к риску, показать, что ошибаться – это нормально. А то, когда все только хвастаются успехами, у многих возникает непреодолимое желание «подкрутить» результаты. Что, естественно, не очень полезно для управления.
Тайный Санта, новогодний квиз и конкурс костюмов
Наши новогодние ритуалы:
- Тайный Санта — отличная возможность узнать коллег получше, понять их интересы за пределами рабочих задач.
- В последний рабочий день перед праздниками устраиваем новогодний квиз, где побеждает самый эрудированный (и немного везучий!).
- Проводим конкурс костюмов. Прошлый год запомнился особенно — когда курьер, доставляя заказ клиента, встретил на пороге офиса Малефисенту и дракона (наших коллег, конечно). В общем, год заканчиваем с улыбкой.
Мероприятие, где встретились две тысячи сотрудников
Нашей компании уже более 20 лет, поэтому мы перепробовали все сценарии празднования Нового года. Самым масштабным из них стало мероприятие, на которое съехались все подразделения – от производства до сбыта – из разных городов страны. А это почти 2 тыс. человек, многие из которых были долгие годы знакомы только заочно.
Как и у всех российских компаний с долгой историей, у нас были уютные посиделки в офисе с игрой в «Крокодил» и «Мафию», боулинги и квизы, рестораны и дома отдыха. И наш опыт говорит о том, что, когда есть дружный коллектив, взаимная симпатия и желание от души повеселиться, формат мероприятия не так уж важен. Каждый год мы всем офисом играем в «Тайного Санту». Еще одна приятная новогодняя традиция – это сладкие подарки для детей сотрудников. Все малыши, чьи мамы и папы работают в нашей компании, получают их ежегодно.
Конечно, Новый год традиционно не обходится без официальной части с подведением итогов. В прошлом году генеральный и HR директора нарядились Дедом Морозом и Снегурочкой и «отработали программу» так, как будто всю жизнь вели детские утренники.
А вот с подарками для команды у нас все по-взрослому. В Новый год лучшие сотрудники получают золотые, серебряные и бронзовые значки, которые «конвертируются» в проценты прибавки к зарплате на целый год.
Корпоративный мерч, подарки и праздничные активности
Ежегодно команда дизайнеров и сотрудников HR разрабатывают новогоднюю коллекцию корпоративного мерча. Его можно приобрести в корпоративном магазине за внутреннюю валюту – лаймкоины. Каждый год кроме стандартных теплых новогодних толстовок, шапок и носков разрабатываются новые необычные варианты для наших коллег. Так, в этом году появились ароматические диффузоры, праздничные закладки для книг и даже тематические пазлы.
Ежегодно HR-менеджеры собирают подарки для сотрудников компании. Вне зависимости от того, в каком формате работает коллега – удаленно или в офисе – каждый получает новогодний сюрприз. Важно, что мы заботимся не только о сотрудниках, но и их детях. Всем детям дарят сладкие подарки и приятные сюрпризы в виде игрушек.
Весь декабрь в офисе проходят праздничные активности. В этом году коллеги из Новосибирска могли принять участие в мастер-классе по изготовлению елочной игрушки в технике фьюзинг, сходить на новогодний фильм в кинотеатр или принять участие в фотоконкурсе «Самый новогодний офис». А в завершении года состоится онлайн-трансляция с новогодними активностями на всю группу компаний.
Подарки для клиентов, партнеров и детей
С сентября начинается подготовка к созданию уникальных подарков для клиентов и партнеров. Выбираем поставщиков, разрабатываем дизайн так, чтобы каждый подарок был сделан с душой и нес ценности агентства – заботу, индивидуальный подход, эстетику. В этом году мы дарим чайные пары с минималистичным принтом и теплыми пожеланиями, дубайские шоколадки, елочные украшения ручной работы и плакаты с календарем инфоповодов.
Активность в рабочих чатах кипит вплоть до самых курантов, когда члены команды делятся в одном из них под названием «Курилка» праздничными столами и елками. А после боя курантов мы записываем видео-поздравления из разных часовых поясов России.
Такие традиции сплачивают коллектив. И да, мы чтим и советские обычаи, поэтому в преддверии Нового года дарим сладкие подарки детям сотрудников. И это всегда вызывает массу теплых эмоций и родителям, и детям и особенно нам.
Новогодние игры и конкурсы
В нашей компании подведение итогов года – это не просто отчетность, а праздник, объединяющий весь коллектив. Ежегодно мы устраиваем корпоратив, чтобы зарядиться отличным настроением на весь предстоящий год. В этом году запланирована насыщенная программа.
Для начала мы вспомним главные достижения года, ведь важно не только строить планы, но и гордиться тем, что уже сделано. Затем все внимание перейдет к развлечениям: захватывающие квизы и веселые конкурсы с неожиданными заданиями позволят проявить свои таланты, а заодно и рассмешить коллег. Традиционно предусмотрены розыгрыши подарков – от символичных сюрпризов до по-настоящему ценных призов.
Особенное место в программе занимает Тайный Санта – возможность анонимно порадовать коллегу неожиданным, но душевным презентом. А для любителей интриги – игра «Янки Своп», где можно обмениваться подарками, добавляя вечеру смеха и азарта. Такие игры всегда создают массу забавных ситуаций и оставляют незабываемые воспоминания.
Ну и, конечно, какой же корпоратив без музыки и танцев? Вечер украсит музыкальный номер, а затем танцпол станет местом, где все смогут расслабиться, отпустить заботы и зарядиться энергией праздника. А в финале – традиционный тост за прошедший год и пожелания удачи в новом.
Онлайн-корпоратив
Наша команда находится в разных уголках мира: мы работаем из России, Кыргызстана, Беларуси и Турции. Поэтому нам всегда проблематично добираться до одного города в новогодние праздники. В связи с этим каждый год мы проводим онлайн-корпоратив, к которому мы заранее готовимся с трепетом.
Наш HR предлагает несколько тематик для проведения корпоратива, сотрудники голосуют и методом большинства принимаем решение. Корпоратив у нас — это всегда костюмированная вечеринка, несмотря на онлайн. В прошлом году у нас был новый год в стиле хоррор, и я сделал себе костюм снеговика, который украл выходные. Очень удобно сейчас напоминать сотрудникам про снеговика, если месячный план не выполняется.
Как в компаниях ставят цели и обсуждают планы на будущее
Воркшоп по ретроспективе года и планам на новый период
Последние несколько лет у нас в компании закрепилась традиция подводить итоги года и ставить цели на новый период. Цель данных сессий – вдохновить команды на работу в новом году и обратить внимание на то, что работа каждого – это часть общей цели.
Обычно мы проводим итоги в последние недели декабря или в январе, когда завершился предновогодний ажиотаж. Для фасилитационных сессий с отделами применяем девиз: «Результат. Цель. Причастность».
Для работы со смешанными командами из разных отделов или партнеров по бизнесу применяем формат воркшопа «Ретроспектива года и планы нового периода». Обычно работа ведется в группах по 15-20 человек. В первой части мы анализируем, насколько удалось достичь поставленных целей: сравниваем запланированные действия с итоговым результатом периода.
Обязательной составляющей является рефлексия, где каждый может обдумать что помогло реализовать намеченное и проложить «мостик» в новый год, какие проекты или задачи требовали сверх усилий и приходилось идти в брод, а что не удалось реализовать и оказалось омутом. По результатам этих размышлений принимаются решения, какие из инструментов, навыков или компетенций будут необходимы в новом году, и какие требуют развития и дополнительного обучения.
Во второй части сессии, если это командная работа, лидер команды озвучивает планы нового периода, и команда обсуждает как планирует достигать целей, с учетом возможных рисков, и пониманием, что поможет их преодолеть. Если это смешанные команды, то каждый участник планирует новый период по трем направлениям: обучение и профессиональный рост в рамках целей предприятия, развитие личных навыков, хобби и семья.
Для работы применяем разноцветные карты-шаблоны и командные зарисовки. Такие встречи занимают час-полтора и дают команде и каждому сотруднику вдохновляющий заряд, настрой и ощущение сопричастности.
Озвучивание личных и профессиональных целей сотрудниками
В последний рабочий день мы озвучиваем личные и профессиональные цели на следующий год. Мы верим, что постановка четких целей – залог успеха. Поэтому мы вместе обсуждаем, как каждый из нас может вырасти, какие навыки освоить, каких результатов достичь. Я как руководитель благодарю каждого члена нашей команды за вклад в общее дело, отправляю памятные корпоративные подарки по почте. Для меня важно, чтобы сотрудники чувствовали свою ценность и значимость в компании.
Сразу после подведения итогов мы беремся за планирование января и ставим амбициозные, но достижимые цели для роста компании. Каждый отдел: маркетинг, продажи, разработка, клиентский сервис – предоставляет отчеты о проделанной работе и KPI (но это скучная, но важная часть в конце каждого года).
Мы скрупулезно анализируем данные, выявляем точки роста и зоны развития. Для этого мы используем пирамиду консалтинговой компании Bain & Company, Inc. Опираясь на эту аналитику, мы составляем четкий план действий на первый месяц года, который задает темп для всей команды. Сейчас в наших планах закрепиться на зарубежном рынке, и мы уже выстроили свою стратегию.
Важная часть подведения итогов – это, конечно, постановка целей на следующий год. Мы делаем это не в последний момент, а заранее, чтобы у всех было время осмыслить и подготовиться. Обычно мы формулируем 3-5 ключевых целей для компании в целом, а потом каждый отдел разрабатывает свои цели в соответствии с общей стратегией.
Подведение итогов для нас не просто формальность или обязательная процедура. Это возможность остановиться, оглянуться назад, поблагодарить команду за проделанную работу и вместе помечтать о будущем. Это время, когда мы чувствуем себя не просто коллегами, а настоящей семьей. И знаете, что самое интересное? Каждый год, проводя эти мероприятия, мы сами узнаем о компании и друг друге что-то новое. И это, пожалуй, самый ценный результат.
Материал подготовлен с помощью сервиса «Лига экспертов» Executive.ru.
Вы тоже можете оставить комментарии на запросы редакции:
Читайте также: