Business Fun1443

7 поучительных историй о запуске первого бизнеса

Голубиный помет, водоросли, бижутерия, интимные товары – на чем еще можно заработать или прогореть? Истории руководителей о первом бизнесе-опыте.

Почему стоит открывать только такой бизнес, который работает в унисон с вашими ценностями и желаниями? Какие навыки необходимы предпринимателю прежде всего? Какова роль личности в бизнесе?

В этой публикации редакция Executive.ru собрала истории руководителей об их первых шагах в бизнесе. Не все предприятия оказались успешными, но тем полезнее и поучительнее их опыт: изучать ошибки «погибших» часто важнее, чем советы «выживших».

Поставки молодежной одежды из Китая

Илья Глазырин, собственник и руководитель тренинговой компании «Тренинг-Менеджер Евразия»

В 1996-1997 годах я заканчивал Финэк по специализации «международно-экономические отношения». В это же время начал сотрудничать с российско-китайской компанией, которая возила грузы, в том числе нетканые материалы, киржачи, нейлоны и т.д. Я занимался их оформлением. Через свою знакомую, у которой был свой магазинчик модной молодежной одежды, познакомился с питерской тусовкой ребят, занимавшихся пошивом и торговлей одежды для молодежи и стал поставлять им дополнительные грузы. Бизнес был копеечный и не имел какой-то великой идеи, «изюма», но мне нравилось этим заниматься: я сам выбирал в Китае интересные молодежные шмотки, оформлял на них документы, отправлял в Питер, растамаживал и продавал через друзей и знакомых. 

Бизнес долго не продержался. Однако закрывали мы его не с убытками, а с остатками. Как новички в бизнесе, ошибочно полагали, что продадим все. Но, как показывает практика, это попросту невозможно – приходится потом что-то делать с этими остатками: списывать, утилизировать.

Наша главная ошибка заключалась в том, что мы плыли по течению, ничего не меняя и не создавая нового. Перепродажа вещей – классический бизнес, вечный, в котором нет никакой ценности с точки зрения инноваций. И если по какой-то причине он рушится, а новых идей нет, то твое предпринимательство на этом в данный момент и закончится.

Самым главным уроком для меня стало то, что важно не соглашаться с партнерами, а уметь с ними спорить, доказывать свою точку зрения, потому что в критике как раз и возникает более объемная картина бизнеса и формируется понимание, куда дальше двигаться. Нужно критиковать друг друга, пытаться посмотреть на ситуацию под другим углом. Если в две разные головы пришла одинаковая идея, значит, она банальна, ничего нового ты не создашь – а это, как я уже сказал выше, гибель для любого бизнеса. 

Также первый бизнес прокачал во мне выносливость, стрессоустойчивость, коммерческую хватку, ведь приходилось очень много работать, иметь дело с людьми из самых разных областей деятельности и даже государств, нужно было находить контакты, как-то с ними договариваться. 

Предпринимательство включает не только приятные и понятные тебе задачи, но и мелкие действия, которые очень выматывают, не приносят доход, ими не хочется заниматься. В итоге некоторые экс-партнеры, которые открывали собственные магазины, не потянули свои детища. Поэтому главный вывод, который я сделал тогда – бизнес должен быть в удовольствие, даже в мелких своих деталях. Нельзя заниматься тем, что тебе мешает, приносит дискомфорт.

Бизнес должен быть конгруэнтным своему создателю. Есть такое понятие, как роль личности в истории. То же самое можно сказать и о предпринимательстве – есть роль личности в бизнесе и она крайне важна. Если бизнес никак не вяжется с его создателем, не подходит ему, то не будет успешным. Поэтому открывайте бизнесы, которые работают в унисон с вашими ценностями, желаниями и мировоззрением. Которые нравятся вам, от которых вы испытываете кайф – это чувство важнее, чем прибыль.

Перепродажа мелочей

Максим Логинов, сооснователь и CEO JVO

Мой первый предпринимательский опыт случился в 18 лет, это была торговля, и это были 90-е. Я ездил по оптовым точкам и скупал при этом не самые очевидные товары: бижутерию, кошельки, браслеты из камней и т.п. Первую партию мне отдали за бесценок. Друзья говорили, что ничего из этого не выйдет. Несмотря на весь скепсис со стороны, я все равно ездил по школам, офисам и другим местам, где могла быть потенциальная ЦА, и успешно продавал. Со временем получилось наладить регулярные поставки уже более качественного товара, а мой доход вырос до 100 тыс. руб. в месяц. Для 18-летнего парня это был успех, не иначе.

Конечно, все это было нелегально, поэтому сегодня я рад, что не стал масштабироваться: нанимать сотрудников, увеличивать объемы и пр. Да и бизнесом это сложно назвать, потому что я в одиночку просто перепродавал товары с наценкой. Однако, благодаря этому опыту я понял, что настоящий бизнес всегда должен быть легален и прозрачен: начиная с регистрации компании и заканчивая бухгалтерией.

Ну и конечно, в свои 18 лет я понял, что навык действий в контексте высокой неопределенности незаменим. Когда ты не знаешь, что делать, но при должных усилиях и смекалке — можно двигаться вперед и достигать целей.

Цифровой каталог 

Евгений Громаковский, CEO корпоративного мессенджера Compass

Путь к собственному бизнесу у меня начался в 12 лет: я распространял газеты, делал дизайн веб-сайта для клиентов торгово-промышленной палаты Оренбурга, работал в рекламном агентстве. В 16 лет я был своего рода проектным менеджером – ходил по организациям, которые хотели разместить рекламу в бумажном бизнес-каталоге, согласовывал дизайн и содержание. 

Благодаря этому опыту я понимал, как работает этот бизнес. И в 17 лет я подумал, что было бы хорошо перенести информацию из бумажных каталогов в интернет. Идея в том, что компании из других регионов не полетят в Оренбург за справочником, чтобы в нем найти нужного партнера или подрядчика. В интернете информации на тот момент было мало. 

Тогда я зарегистрировал первый домен и основал компанию «Оренбургский информационный центр». Я действовал следующим образом – бесплатно разместил половину компаний из бумажного каталога. А остальным компаниям звонил и предлагал разместить рекламу на сайте на платной основе. Как правило, бизнес соглашался, так как конкуренты уже были на сайте.

Идея постепенно начала работать: компании могли заплатить за размещение две тыячи рублей – неплохие деньги для подростка в начале нулевых. Тогда же я открыл свое первое ООО, получил чековую книжку и стал молодым предпринимателем, хотя оформить бизнес пришлось на дедушку – мне на тот момент не было 18 лет.

Чтобы справочник не был мертвым ресурсом, я придумал, как привлекать трафик на сайт. В то время по городу начинали ездить небольшие маршрутки Газели, у которых были большие проблемы с наружней информацией о маршруте. Как правило, водители сами писали что-то от руки, это не всегда выглядело понятно и читаемо. Тогда я принял решение сделать для маршруток таблички в едином стиле, а на обратной стороне, которая хорошо просматривалась из салона, поместил свою рекламу. Протестировал идею сначала на одном маршруте, а когда понял, что инициатива имеет успех, повторил операцию еще с двумя маршрутами.

Еще больше людей охватить рекламой удалось в стенах альма-матер, Оренбургского государственного университета. По договоренности с преподавателями и деканами я размещал рекламу на досках объявлений в обмен на красивый дизайн этих самых досок. Стоит сказать, что университет один из самых больших в регионе, и на пике одновременное количество студентов могло составлять десятки тысяч. 

В результате средняя посещаемость сайта в день составляла около 200 человек. Сайт успешно работал и дальше, даже несмотря на то, что я переключился на другие проекты. «Оренбургский информационный центр» прекратил существование в 2008 году, когда я отключил домен. А потом вышел 2ГИС, на который был отдаленно похож мой первый бизнес.

Голубиный помет – лучшее удобрение

Юлия Семенова, член совета директоров, эксперт Executive.ru

Захотелось поделиться двумя историями запуска бизнеса.

Первый опыт произошел в лихие 90-е годы. Будучи студенткой института, я вместе с друзьями запустила проект «Голубиный помет – лучшее удобрение». Мы собирали помет на чердаках, упаковывали его и отвозили в магазины для садоводов. Товар пользовался спросом. Однако в команде произошел раздор на этапе раздела заработка, и бизнес прекратился. Этот опыт научил меня, что правила нужно оговаривать на берегу.

Второй опыт связан с открытием ателье по пошиву эксклюзивных костюмов для бальных танцев, фигурного катания и др. Это был красивый, но сложный бизнес, основанный на взаимодействии с творческими людьми – художниками-портными и клиентами с уникальными задачами. Этот опыт помог мне увидеть, как строятся бизнес-процессы на производственном предприятии, пусть даже и микропредприятии. Я до сих пор помню, что изделие само себя не сделает, и что клиента нужно найти и удержать, ведь условные «бумажки» не появятся сами собой.

Эти два опыта научили меня важности четкой организации и коммуникации в бизнесе.

Решение курсовых и дипломных работ

Сергей Попов, заместитель председателя правления банка, эксперт Executive.ru

Мой первый бизнес-проект – решение курсовых и дипломных работ для студентов-заочников.

Начало 90-х. Экономика менялась, мы с женой переучивались с технического металлргического образования на экономические дисциплины. И, как оказалось, не для всех студентов-«сверхсрочников» новые предметы были по силам. Экономика, бухучет, статистика – те предметы, которые мы легко понимали после институтской высшей математики, поэтому начали знания превращать в доходы.

Жена только-только из декрета, устроилась бухгалтером в бюджетную организацию. У меня на металлургическом заводе зарплата резко упала, и доходы от этих работ реально помогли выжить в начале 1994 года.

В разговоре с «заказчиками» выяснилось, что в банках есть дефицит знающих и понимающих специалистов. А я к тому времени уже знал, что такое финанализ и себестоимость. Одна из заказчиц рассказала о расширении штатов в городском отделении Сбербанка. Туда и зашли во время прогулки. После нескольких собеседований и тестирования взяли в кредитный отдел отделения Сберегательного банка № 4205. С тех пор я в банковском секторе.

Выращивание и продажа водорослей

Евгений Пугачев, инженер, эксперт Executive.ru

Первым бизнесом у меня была аквакультура. В далеком 1981 году мне купили аквариум – четырехъярусную конструкцию общим объемом в 360 литров. У моего папы была идея заняться аквариумным рыбоводством для небольшого гешефта, сравнимого с зарплатой советского служащего.

С аквариумным рыбоводством не выгорело, потом что любая скотина требует непрерывного ухода, а автоматических систем для аквариума китайцы еще не сделали, поэтому все, что там хорошо росло – неприхотливые растения.

Впрочем, неприхотливые растения принимали зоомагазины по цене 3 коп./корешок. В месяц на 5-6 рублей вырастало. Деньги были мои, карманные.

Будь у меня тогда чуть больше любознательности и смекалки, можно было попробовать организовать гидропонику со свежей зеленью с поставкой в рестораны. Тогда доход был бы в разы выше.

Интернет-магазин интимных товаров

Вячеслав Балабанов, креативный маркетолог, эксперт Executive.ru

Мой первый опыт запуска бизнеса начался с создания партнерского интернет-магазина интимных товаров. В то время идея казалась смелой и перспективной: рынок онлайн-продаж стремительно рос, а ниша интимных товаров имела устойчивый спрос. Все началось с небольшого бюджета и желания попробовать себя в предпринимательстве. Я выбрал партнерскую модель, что позволило минимизировать риски и сосредоточиться на продвижении.

Первоначально основной задачей было выстроить эффективную SEO-стратегию для привлечения трафика. Здесь я допустил несколько ошибок: недооценил конкуренцию и не уделил достаточного внимания анализу ключевых слов. Результатом стали низкие позиции в поисковых системах и ограниченные продажи. Однако этот опыт стал для меня уроком: понимание важности глубокого анализа рынка и постоянного мониторинга результатов.

Постепенно я начал осваивать тонкости SEO-продвижения, экспериментировать с контентом и маркетинговыми инструментами. Бизнес начал приносить стабильный доход, и я осознал свою страсть к маркетингу. Впоследствии я решил продать интернет-магазин, что позволило мне инвестировать в собственное маркетинговое агентство.

Этот первый бизнес научил меня многому: важности гибкости, готовности к ошибкам и постоянного обучения. Я понял, что успех требует не только идеи, но и умения адаптироваться к изменениям рынка. Ценные уроки включают необходимость глубокого понимания целевой аудитории и значимость качественного контента.

На будущее я сделал вывод, что основой любого успешного бизнеса является сочетание страсти, знаний и готовности учиться на ошибках. Сегодня я продолжаю развиваться в сфере маркетинга, применяя опыт, полученный с самого начала моей предпринимательской деятельности. Первый бизнес стал фундаментом моей карьеры, открыв путь к новым возможностям и достижениям.


Материал подготовлен с помощью сервиса «Лига экспертов» Executive.ru.
Вы тоже можете оставить комментарии на запросы редакции:

Посмотреть открытые запросы

Читайте также:

Смотреть комментарии