HR-менеджмент29770

Как применять практики менторства в реальном секторе

Какие инструменты развития сотрудников есть в арсенале хорошего ментора? Как на практике обучать технических специалистов «мягким» навыкам?

Мне удалось побывать с обеих сторон процесса обучения – в разное время был как в роли обучаемого (или «менти»), так и в роли ментора. Рассмотрим, как должны взаимодействовать пара ментор – менти в индустриях реального сектора (нефть, газ, металлургия, строительство, горнодобывающая, автомобильная промышленность). В качестве обучаемых можно рассматривать сотрудников, занимающих инженерные позиции в компании: рядовой эксперт, линейный и менеджер среднего звена.

Менти в технической сфере: личные качества и квалификация

Требуемые качества менти для успешного обучения: внимательность к деталям, проактивность, системность, умение слышать обратную связь.

Ментор в технической сфере

В чем преимущества наставничества для ментора:

Популярные инструменты менторинга

1. Shadowing – будь моей тенью

Суть в том, что ментор берет с собой на ключевые совещания и встречи менти, в качестве стороннего наблюдателя или исполнителя второстепенных функций. Например, общего администрирования встречи, ведения протоколов заседаний, предварительной подготовки материалов, решения задач по переводу – в случае иностранных представителей.

В рамках реализации строительного проекта это могут быть встречи представителей генподрядной компании с представителями заказчика, органов строительного надзора, сетевых и муниципальных организаций, вендоров оборудования и материалов.

Примеры:

Данная практика также является полезной для подготовки линейных ИТР, работающих на прямом производстве. Например, мастер СМР – менти, наблюдающий реальную рабочую рутину ментора – производителя работ, в том числе при коммуникации с рабочими.

Что важно в процессе теневого следования?

Для менти:

Для ментора:

Что развивается в процессе теневого следования у менти:

2. Общий проект

Менеджер проекта – ментор и руководитель группы, менти непосредственно участвуют в реализации проекта. В ходе операционного взаимодействия менти может подсмотреть лучшие практики исполнения тех или иных задач. Так, скопированная на практике менти стратегия общения с представителями технического надзора заказчика, примененная ментором в ходе оперативных совещаний, позволила существенно сократить время согласования и передачи исполнительной документации по выполненным работам.

3. Обратная связь

Ментор может давать оценку действий менти по его результатам выполнения технических заданий, например, конструктивная критика подготовленного отчета. Или по результатам исполнения многошаговых поручений, например, комплексный анализ взаимодействия менти с представителями субподрядной компании – переговоры о цене и объемах предлагаемой сделки.

Вот как выглядит алгоритм выдачи обратной связи ментором по классической схеме:

В итоге, сотрудник лучше понимает свои проблемные зоны, прогрессирует быстрее.

4. Самообучение, работа с корпоративной базой знаний

Изучение и анализ релевантного контента для улучшения навыков с помощью книг или видеокурсов на нужную тему. Успешной практикой также можно считать создание контента – пополнение и актуализация базы знаний: совместное создание с нуля обучающих материалов или корректировку ранее изданных регламентов, инструкций и мануалов. Например, я создавал внутрикорпоративные технические регламенты, описывающие основные бизнес-функции, а также технические руководства «Как получить результат Х по шагам 1-2-3» . Зачастую поставляемой документации от вендоров ПО недостаточно и написана она ужасным формальным языком. Подобные учебные материалы могут быть использованы для быстрого онбординга, введения в тему менти.

Как определить области для улучшения менти? Необходимо обращать внимание на повторные ошибки в работе обучаемого. Так, истинной причиной проблемы при работе с контрагентами может быть недостаток умения менти внятно излагать свои мысли в письменной форме, что ведет к недопониманию контрагентом.

Что необходимо менти в процессе изучения источников? Анализ ключевых тем с конспектированием и последующим обсуждением в виде мини-семинара, возможной проработкой альтернативных вариантов – иначе, чем указано в исходной книге. Рефлексия прочитанного.

Что достигается при обучении? Общее понимание пары в методах и целях движения, формируется единое инфополе, закладываемое в коллективное бессознательное. Что результатирует в улучшенную коммуникацию на ментальном уровне. Про таких говорят – без слов понимают друг друга.

5. Рефлексия проведенной работы

Для лучшего понимания выполняемой работы менти полезно периодически, 1-2 раза в неделю, сделать самоанализ-рефлексию выполненных задач по схеме:

Для лучшего осознания лучше сделать в письменном виде краткую аналитическую записку. Практика документирования лучших уроков по окончании крупного проекта длительностью 1-2 года членами команды является разновидностью подобного подхода, и позволяет сохранить экспертизу внутри компании даже при смене состава проектной команды в дальнейшем.

Как оценить результаты менторства

Результат обучения менти за период проведения сессий может быть измерен индивидуально в зависимости от поставленных ментором изначально критериев успеха. Например, через 2-3 месяца после начала менторских сессий.

Количественными критериями успеха могут быть изменение времени выполнения задания (до/после), количества и качества допускаемых ошибок. Условно, менти делал финансовый отчет за 4 часа, а после разбора с ментором технических основ подготовки сметных расчетов время сократилось до 2,5 часа. При этом количество допускаемых ошибок уменьшилось в среднем на 30% от изначального.

Качественными критериями успеха обучения менти могут являться:

Осознанное развитие своих подчиненных позволит руководителю:

Также читайте:

Смотреть комментарии