Владимир Тарханов – генеральный директор фриланс-биржи Fl.ru, основатель и руководитель сайта конкурсов среди дизайнеров dizkon.ru. Известен как жесткий менеджер. Вот как он сам рассказывает о реформировании компании: «В 2013 году я стал генеральным директором fl.ru и столкнулся с мощным противодействием коллектива. В результате штат был сокращен в 10 раз, а показатели бизнеса в разы выросли. Настоящие показатели, в первую очередь выручка на сотрудника. Это первое, что я измерил, когда пришел в компанию – и тогда цифры были ниже, чем у худшего по этому показателю публичного игрока на рынке, Почты России. Сейчас у нас выручка на одного сотрудника в 20 раз выше, чем была, а доля прибыли в выручке – 70%».
Если такие меры предпринимаются к собственному штату, как должны решаться вопросы с теми, кто вообще в компании не работает – фрилансерами? И какого плана проблемы типичны для российского фриланса? Давайте узнаем из первых рук.
Executive.ru: Что такое фриланс?
Владимир Тарханов: Неудобный вопрос, потому что я внутри темы. Причем, на разных ролях. Иногда сам бываю фрилансером – приглашают помочь с аудитом управления в разных компаниях, ищу оптимальные решения в конфликтных ситуациях. Но, думаю, что процент такого фриланса на российском рынке невысок. Это скорее исключение, чем правило.
Есть значительно более распространенный вид фриланса. Тот, что вырос постепенно из приработка и работы по совмещению. Много фрилансеров годами решались перейти на фриланс окончательно. Нарабатывали навыки, портфолио, клиентскую базу. Такие «старички» кропотливо пробивали себе вход на рынок. Поэтому они болезненно относятся к третьей категории фрилансеров.
Третья категория – «та молодая шпана, что сотрет нас с лица земли». Действительно молодые, некоторые – вообще школьники. И они правда стирают – границы, правила, подходы. Такие ребята не хотят идти длинным окружным путем. У них первая работа – это первый заказ. Очень быстро и гибко все меняют. Вплоть до того, что готовы подучиться и поменять свою специализацию, если видят более перспективную нишу.
Executive.ru: Freelancer от слова «Free», «свободный». Это правда?
В.Т.: Отчасти. Заказчики часто относятся к фрилансерам как к обычным исполнителям в офисе. Хотят контролировать все их шаги, вместо того, чтобы как следует поставить задачи и наладить коммуникации.
А фрилансеры жалуются на это, вместо того, чтобы организовать процесс так, как им удобно. Например, взяв на себя вопросы формализации задачи и определения режима общения, предоставления результатов.
Executive.ru: У российского фриланса есть особенные проблемы?
В.Т.: Российский фриланс исторически работает в «серой» зоне. Фактически, такие биржи, как наша, служат досками объявлений. Мы знакомим заказчиков с фрилансерами, но не контролируем ход работы на всех этапах. Было ли заключено соглашение, как выполнены его условия, что готово, когда оплачено – биржа этого не видит.
Механизм безопасных сделок существует, но не сильно востребован. Нечестные игроки избегают его по понятным причинам, а честные боятся испортить свой рейтинг, нарвавшись на неадекватных контрагентов. Для специалиста на фрилансе репутация значит все. Никто не хочет ей рисковать. Проще рискнуть деньгами. Пусть лучше не оплатят работу, чем напишут плохой отзыв. А могут ведь написать и справедливые упреки, это тоже риск.
Executive.ru: Репутация фрилансера всегда личная, речь об имени человека?
В.Т.: Фрилансеры работают в одиночку в начале карьеры, когда заказов еще меньше, чем времени. Постепенно, нарабатывая репутацию, налаживая связи с постоянными клиентами, успешный фрилансер выходит на такой уровень загрузки, что приходится нанимать помощников. У топовых фрилансеров целые студии. По сути, это фирмы, работающие под личным брендом владельца.
Executive.ru: Что посоветуете фрилансерам, которые еще не добились такого успеха?
В.Т.: Советы простые:
- Занимайтесь тем, что вам интересно и тем, что вас вдохновляет. Тогда будете проще относиться к причудам заказчиков, и не придется заставлять себя работать.
- Ищите новые ниши, учитесь. Не хороните себя в портфолио.
- Превращайте фриланс из работы в занятие – соревнуйтесь с топовыми специалистами в своей нише, общайтесь с коллегами по профессии, постоянно улучшайте свои навыки.
Executive.ru: Симметричный вопрос – какие советы заказчикам?
В.Т.: Заказчикам, работающим с фрилансерами, рекомендую:
- Начинайте с тестовых заданий.
- Разбивайте работу и оплату на этапы.
- Проговаривайте сразу «очевидные» вещи – как часто вы хотите видеть фрилансера на связи, как будет передаваться результат работы и т. д.
- Обязательно используйте механизмы гарантий, доступные на площадках. Безопасные сделки – ваша страховка. Как минимум, выбирайте исполнителя через публикацию задания на площадке, чтобы потом оставить о нем отзыв.
Как устроен рынок фриланса в России
По статистике www.fl.ru, абсолютные показатели российского рынка фрилансерских услуг увеличиваются из года в год, хотя относительные темпы роста последнее время сокращаются:
Год |
Количество проектов |
Регистраций фрилансеров |
Регистраций работодателей |
2014 |
390 914 |
214 382 |
78 223 |
2015 |
421 732 (+8%) |
415 503 (+94%) |
95 320 (+22%) |
2016 |
476 849 (+13%) |
563 848 (+36%) |
123 310 (+29%) |
2017 (январь-июнь) |
245 060 |
303 659 |
64 920 |
2017 (прогноз) |
490 120 (+3%) |
607 318 (+8%) |
129 840 (5%) |
Говорит ли это о насыщении и скорой стагнации российского рынка фриланса? В Совете Федерации РФ так не считают. Напротив, парламентарии очень серьезно относятся к труду самозанятых граждан, и разрабатывают механизмы для учета и регулирования такого вида деятельности. В частности, уже есть проект поправок к Налоговому кодексу, предусматривающий патент на фриланс (точнее, самозанятость). Согласно этому документу, каждый самостоятельно трудящийся гражданин РФ должен будет приобретать ежегодный патент за скромные 5% от МРОТ. Впрочем, поправки еще не утверждены и в любом случае могут вступить в силу только после завершения «налоговых каникул» для самозанятых, то есть с 1 января 2019 года.
Хотя такие законопроекты наверняка коснутся фрилансеров, изначально они ориентируются все же на немного другую целевую аудиторию – репетиторов, строителей, домработниц, нянь, представителей других «офлайн» профессий. Между тем, вакансии для фрилансеров, по данным Rabota.ru, пересекаются с таким классификатором лишь отчасти:
- 42% – IT
- 25% – маркетинг
- 14% – медиа
- 10% – переводчики
- 8% – репетиторы
- 1% – другое.
Это данные текущего, 2017 года. Если сравнить их со статистикой J’son & Partners Consulting за 2015 год, легко заметить, что пропорции фриланса в среднем сохраняются, хотя есть и существенные отличия:
- 51% – программисты
- 38% – сотрудники службы поддержки клиентов
- 27% – дизайнеры
- 15% – аналитики
- 15% – сотрудники финансового департамента
- 24% – другие.
Разные цифры здесь свидетельствуют скорее о разных методиках и метриках подсчета, а также о различных фокус-группах и источниках информации, нежели о существенных скачках показателей в течение пары лет. В этом, кстати, заключается одна из критичных проблем отечественного рынка фриланса. Нет единых стандартов, общих выборок и реестров. Каждый «видит» только часть общей картины и трактует ее по-своему. Поэтому даже оценка емкости рынка очень приблизительна.
По разным данным количество самозанятых граждан РФ составляет от 15 млн человек (официальная статистика Росстата) до 30 млн человек (экспертная оценка РАНХиГС). На «классический фриланс» приходится примерно десятая часть, то есть «всего» несколько миллионов россиян. Что подозрительно похоже на аудиторию одной только FL.ru – которая, безусловно, является одной из крупнейших фриланс-бирж в Рунете, но она не единственная, и главное, фрилансеры при поиске заказчиков не ограничиваются биржами.
Анна Чуксеева, шеф-редактор Rabota.ru, говорит, что «на вакансии для фрилансеров приходится менее 1% объявлений». Значит, искать удаленную работу как обычную тоже не вариант. Где же фрилансеры находят своих дистанционных работодателей? В социальных сетях, по знакомым (в том числе со своих прежних «офисных» работ), с помощью «сарафанного радио», контекстной рекламы, участия в конкурсах, и даже «холодных» прозвонов, всевозможных рассылок, спама.
При этом профессиональных фрилансеров, целенаправленно работающих только удаленно, не так много. Львиная доля удаленных задач приходится на подработки, всевозможные «халтурки», совмещения, нерегулярную работу по случаю... Такого плана заказы сами находят исполнителей – многие из которых фрилансерами себя не считают, работают в офисах или учатся в вузах, просто иногда берут дополнительные задачи в отпуск или на выходные.
Получается, что, несмотря на популяризацию фриланса в России, в течение последних нескольких лет полноценной, социально признаваемой работой он пока не стал. И это, пожалуй, проблема не столько фрилансеров, сколько российской экономики в целом.
Исследование сервиса «Битрикс24» совместно с агентством J’son & Partners Consulting пришло к выводу, что в масштабе страны дистанционная работа экономит около 94 млрд руб. ежегодно:
- 38 млрд руб. на содержании офисов,
- 22 млрд руб. на дороге в офисы и обратно,
- 5 млрд руб. на возможности работы в течение больничных,
- 3 млрд руб. на сокращении издержек за счет поиска дешевой рабочей силы в других регионах.
Еще 26 млрд руб. в год можно выиграть на сдаче офисов, которые не нужно больше держать для собственных сотрудников. И все это при нынешнем, весьма незначительном развитии удаленной работы в России.
По данным McKinsey, в США примерно в 35 раз (!) больше дистанционных рабочих мест, чем в России. Данные по Евросоюзу примерно посередине между этими полюсами – там около 17% удаленных работ и исполнителей, согласно данным доклада МОТ (Международная Организация Труда) и Европейского фонда по улучшению условий жизни и труда. Страны ЕС активно занимаются этим вопросом. Во Франции, например, действуют специальные правительственные программы по стимулированию создания удаленных рабочих мест, и в странах Запада это не единичные случаи, а общая практика.
Российский бизнес видит возможности, которые дает переход на удаленное сотрудничество, и начинает ими пользоваться. Согласно опросу Аналитического центра Национального агентства финансовых исследований (НАФИ), в 2016 году руководители каждой пятой компании пробовали «отпускать из офисов» часть сотрудников, и еще 10% собираются это сделать. К концу 2017 года «Вымпелком» собирается перевести от 50 до 70% персонала на частично удаленную работу (несколько дней в неделю), что позволит оптимизировать загрузку до 30% офисных площадей компании.