Личная эффективность265630

Почему презентации устарели и чем их заменить: 7 вариантов

Что не так с классическими презентациями? Какие форматы донесения информации работают лучше?

Вы знали, что PowerPoint появился почти одновременно с Windows? С тех пор прошло уже почти 40 лет. Все это время бизнес учился делать презентации в виде слайдов.

Мир пережил безумные мультфильмы с вырвиглазной сменой кадров. Были и стостраничные электронные фолианты. Фанатики даже документацию верстали в PowerPoint. Чего только не было.

Наконец, пусть не все, но многие пришли к алгоритму идеальной презентации:

Плюс подготовка спикера, разумеется. Информационная, психологическая, даже артистическая. Дресс-код, дозированные шутки и пронзительные взгляды в зал по секторам.

Почему между всеми этими правильными фразами читается некоторый сарказм? А потому что презентации жутко устарели. Не то, как именно их готовить и проводить (ну или рассылать, в худшем случае). А вообще все они, сами по себе, как формат представления информации и тем более в качестве инструмента для продаж.

Что не так с презентациями

По сути презентации возглавили древний вид преподнесения знаний в виде классической лекции. Ведь как все происходит:

В виде исключений бывают эпохальные, яркие выступления. Такие как каноническая речь Стива Джобса с первым айфоном. Или презентация Tesla Илоном Маском — но к ней мы еще вернемся, потому что она как раз из разряда новой волны.

Есть такие площадки, как TED. Лучшие спикеры планеты, да и просто выдающиеся люди, которым есть чем поделиться. Выверенный регламент с будто неформальной, а на самом деле довольно строго регламентированной подачей. Похоже на Comedy Club и КВН как раз тем, что люди стараются выглядеть естественно в искусственных рамках. У многих получается. 

Да, есть классные презентации, которые приятно смотреть. Они запоминаются, содержат главную мысль (message), аргументируют, убеждают. Побуждают к действию – пресловутый CTA (call-to-action).

Однако минусы, часть из которых я перечислил в списке выше, по диагонали перечеркивают зачитывание текста. По слайдам или от сердца — это все равно лекция.

Чем же можно заменить стандартные презентации?

1. Шоу

Помните, как Илон Маск зарядил камнем в стекло своего суперкара? Да еще и разбил, что вроде должно было стать полным провалом. После слов о бронебойности тут же летят осколки. Позор!

Почти как у Билла Гейтса с его зависшим Windows, когда полпланеты затаили дыхание и любовались экраном смерти.

Но тем и хороши такие случаи, что они были не совсем презентациями. Это прикладные шоу. Слайды могут быть или нет, это не важно. Но речь короткая и щедро оживлена действиями.

Удивительно, как редко стали презентовать что-либо во время презентаций. Вероятно, причина в тотальной автоматизации. IT-продукты всегда в виде картинок, в лучшем случае мультики или видео. Все помещается на экран.

Но если на сцене появляется автомобиль, трактор, живая лошадь, дерево, мебель, что угодно помимо экранов — мы переносимся в театр. Зрители по-прежнему в зале, их ни о чем еще не спрашивают. Зато реплики звучат более живо, что-то происходит, можно делать мысленные ставки за и против успеха. Пробуждается интерес.

В качестве альтернативы TED подойдет другая телепередача: America's Got Talent. Абсолютно рафинированное и довольно ханжеское шоу, выжимающее слезы умиления, как на центрифуге. Там есть на что посмотреть. Все участники презентуют свои навыки, и каждый из них исполняет нечто зрелищное. Не рассказывает — показывает. 

2. Elevator pitch

Презентации редко адресованы конечным потребителям. Как правило, представитель одной компании выступает перед руководством и сотрудниками другой компании. Классическое b2b.

Все понимают про воронки продаж, касания, вовлечение, технологии вроде SPIN и т.п. Это не вызывает особого раздражения, даже когда тебя самого вполне очевидными приемами пытаются запихнуть в чужую воронку. 

Но можно делать все то же самое гораздо быстрее, интереснее и полезнее. Кто застал стартапы и венчур, помнит насколько лаконичнее «питчат» там, где нет в запасе часа или даже получаса:

Тот самый Elevator pitch. Речь, которую можно успеть довести до развязки за пару минут в лифте. Потому что случайное или подстроенное рандеву с инвестором — шанс на миллион.

Если готовиться к выступлениям, исходя из такой позиции, придется вычеркнуть почти все из презентации. В большинстве случаев вообще все, подчистую. Поменять месседж, аргументацию, примеры, выводы. И вот эта новая речь имеет шансы оказаться гораздо, на порядок выше. Безо всяких слайдов вообще.

Готовиться нужно долго, а выступать коротко.

3. Тест-драйвы

Иногда говорить и вовсе не нужно. Лучше показать, пустить потенциального клиента за руль, пусть сам все пощупает и оценит.

Трудно же представить себе, как в автосалоне менеджер включает проектор и начинает зачитывать какие-то тексты. Небольшая вводная уместна, а дальше тест-драйв.

Кстати, IT-продукты тоже продаются в основном на пробных периодах. Все с колес, очень быстро, с полным погружением. Что неразрывно связано со следующим приемом.

4. Нативное обучение

Документацию читать скучно, а еще очень долго. Отдельно слушать пояснения, потом искать, где все это в интерфейсе, не у всех и получится. Пройти курсы, чтобы попробовать какую-то новую систему? Слишком высокий порог входа.

Гораздо эффективнее совмещать тест-драйв с контекстной помощью. Прямо поверх экрана выскакивают подсказки: что зачем, куда нажимать, где корзина, вот избранное, тут личный кабинет, а это вы найдете в настройках, в таком-то подразделе.

Чайные церемонии на оптовых рынках Китая, кулинарные мастер-классы в московских супермаркетах — есть много разновидностей ненавязчивой, энергичной и наглядной смеси рекламы, обучения, продажи.

Все это тоже своего рода презентации. Но согласитесь, PowerPoint или речь со сцены с ними особо не ассоциируются.

5. Кастдевы

CustDev или Customer development — буквально развитие клиентов. Хотя на самом деле речь о развитии понимания реальных потребностей клиентов. 

Подход нацелен на формирование бизнес-гипотез. Без «высасывания из пальца», выводы по результатам глубоких интервью с настоящими игроками изучаемого рынка. 

Вопросы готовят заранее, потом большую часть времени говорит не продавец, а покупатель. Он делится тем, как все работает сейчас. Какие проблемы, «боли», что не устраивает. Если речь о продукте или решении, которые уже проданы и внедрены — обсуждается, как развивать дальше, что улучшать в первую очередь. 

Кастдевы многим отличаются от фокус-групп и других архаичных приемов. Например:

Здесь много похожего на другой формат общения с целевой группой клиентов или потенциальных клиентов — презентацией наоборот.

6. Reverse pitch

Презентация наоборот строится как закрытый тендер. Заказчик (возможно, внутренний) формулирует задачу. Например, снизить себестоимость, увеличить продажи или добиться каких-то других понятных результатов.

Участники предлагают варианты решений. Только не в виде мозгового штурма с мысленными полетами в космос. А предметно, строго в рамках «лота» и с учетом других ограничений, оговоренных при постановке задачи. 

Встречи в формате Reverse pitch требуют подготовки. Ведущий должен ясно озвучить адекватную потребность, с примерно достижимыми измеримыми KPI. Аудитория тщательно отбирается, иначе вместо четких вариантов получится хаос.

Если все это звучит довольно сложно, то для контраста более простой пример замены презентаций:

7. Кейсы

Рекламщики обожают кейсы, потому что они решают сразу целую серию задач в рамках компактной единицы контента:

В рамках кейса можно и продукт показать, и себя похвалить — причем тонко, мимоходом. В фокусе проблема, интересы заказчика. Все остальное только для достижения результатов. Публике нравится, целевой особенно. Звучит полезно. Слушать легко.

На презентацию не похоже, хотя задача выполняется именно такая.

Резюме

Готовясь к выступлению или продаже, попробуйте отложить презентацию как можно дальше. В самый конец очереди после многих других форматов донесения информации. Может, вообще говорить лучше не вам, пусть аудитория расскажет. 

И меньше слов, больше действий.

Годятся любые другие подходы. Только не бубните заученный текст под убаюкивающее мерцание слайдов. Единственный случай, когда я видел пользу от предельно скучных, нарочно перегруженных презентаций — при продаже сложных ERP-систем, где нужно было вызвать у аудитории отвращение ко всем этим нудным описаниям, графикам, таблицам. Чтобы они мечтали все сбагрить целиком подрядчику и никогда больше не видеть. 

В большинстве случаев задача прямо противоположная. Нужно вызывать интерес, искренне спрашивать мнение аудитории, передавать ей слово и давать возможность действовать. То есть делать все то, что в PowerPoint не помещается, да и в формат «классической» презентации тоже.

Читайте также:

Смотреть комментарии