HR-менеджмент136312

Удержать нельзя отпускать: как делать контроффер, чтобы сохранить ценного сотрудника

Почему контроффер не панацея, когда речь заходит об удержании сотрудников? Подборка историй с примерами того, как работает этот инструмент.

Конкуренция за таланты становится все острее, поэтому удержание ключевых сотрудников – важная задача для компаний. Что делать, если ценный специалист получает привлекательное предложение от конкурента? Поможет ли в таком случае контроффер?

Редакция Executive.ru собрала истории о попытках удержать ценных сотрудников. Что надо учитывать и каких ошибок избегать, делая контроффер? 

6 историй о том, как работает контроффер

1. Как контроффер помог отсрочить уход ценного сотрудника

Елена Уварова, собственник в hrbusiness.ru

Около двух лет назад в одной из компаний-клиентов возникла критическая ситуация: ключевой руководитель направления digital-маркетинга получил предложение от конкурента с повышением зарплаты на 40%. Мы решили предложить контроффер. Необходимо было удержать ценного сотрудника: у него налажена работа отдела, он вел несколько стратегических проектов, передача которых заняла бы полгода минимум. К тому же на рынке был, есть и будет дефицит профессионалов такого уровня.

Мы не просто «закрыли» внешний оффер, а переформатировали подход к мотивации сотрудника – предложили полноценный карьерный рост с финансовыми и статусными перспективами:

История закончилась неоднозначно. Руководитель направления остался и успешно проработал еще 8 месяцев. А потом все-таки ушел, но уже в другую компанию – на позицию более высокого уровня. 

Этот кейс подтверждает статистику: контроффер чаще всего работает как краткосрочное решение.

Оценивая контроффер как инструмент удержания, я бы сказала, что это палка о двух концах. С одной стороны, он действительно может помочь сохранить ценного специалиста в критический момент. С другой, это всегда риск создания прецедента в коллективе и нарушения системы мотивации. Контроффер эффективен только, как часть комплексной стратегии удержания персонала.

Мой главный совет работодателям: прежде, чем делать контроффер, тщательно проанализируйте причины, по которым сотрудник решил уйти. Если дело только в деньгах – это один сценарий. Но чаще всего за решением об уходе стоят более глубокие причины: отсутствие перспектив роста, выгорание, конфликты в команде. В таких случаях простое повышение зарплаты – это временное решение: корневую проблему оно не устранит.

2. Когда контроффером ситуацию не решить

Татьяна Федорова, владелец частного центра занятости «ДФ Инжиниринг»

Расскажу о двух случаях.

Контроффер не сработает, если решение об увольнении сотрудник принял из-за конфликта, а также если предложение делается только ради сохранения численности коллектива. Например, повышаете сотрудника до должности руководителя и ставите более высокую зарплату, но фактически за ним остаются те же обязанности. То есть системно ничего не меняется. Кроме того, такой подход может демотивировать остальных членов команды.

3. Предложение, которое помогло сохранить ценного сотрудника

Валерия Доманская, HR-директор Open Group

Я поделюсь историей о том, как мы удерживали сотрудника с помощью контроффера. Это был ценный опыт, который помог нам сохранить ключевого специалиста и пересмотреть подходы к удержанию талантов.

Высококвалифицированный специалист с уникальными навыками, которые сложно было найти на рынке. Он играл ключевую роль в важном проекте, и его уход мог серьезно повлиять на сроки и качество выполнения задач. Кроме того, он был не только профессионалом, но и носителем корпоративной культуры, оказывал влияние на команду. Мы понимали, что его потеря будет дорого стоить компании как в финансовом, так и в репутационном плане.

Мы предложили следующие условия:

Сотрудник принял наш контроффер и остался в компании. Он выразил благодарность за то, что его ценят и готовы учитывать его потребности. Впоследствии он успешно завершил проект, а через год действительно получил повышение. Его лояльность к компании значительно выросла, и он стал еще более вовлеченным в работу.

4. Отпуск, который помог сотруднику успокоиться

Екатерина Соловьева, HRD в OTUS

В моей практике было несколько случаев удержания сотрудников с помощью контроффера.

Один из самых распространенных сценариев — сотруднику предлагают более высокий оклад, чем у конкурентов. Так случилось и у нас: ведущий разработчик ключевой информационной системы получил оффер с зарплатой выше рынка. Он не только отвечал за продукт, но и был основным контактным лицом для крупного заказчика. Потеря такого специалиста могла привести к штрафным санкциям из-за замедления разработки и смены контактного лица. Пришлось пойти на значительное повышение зарплаты, чтобы его удержать.

Однако это была наша ошибка: мы упустили момент, когда сотрудник почувствовал свою незаменимость и решил «поиграть» с предложениями. После этого мы сделали выводы и наняли дополнительного специалиста, который работал в паре с этим разработчиком. Через полгода ситуация повторилась, но на этот раз у нас уже была альтернатива. Мы могли спокойно поговорить и принять решение без паники. В итоге сотрудник остался, но больше повышений не получил.

Другой пример — когда дело было не в деньгах. Один из ведущих менеджеров по продажам, у которого была наработанная клиентская база, пришел с оффером. Однако условия по зарплате были аналогичными, разница была лишь в формате работы: он устал от удаленных телефонных продаж и хотел работать в офисе, встречаясь с клиентами лично. Понимая, что причина больше эмоциональная, чем рациональная, мы договорились о продолжительном отпуске и решили обсудить ситуацию после него. Сотрудник вернулся отдохнувшим и остался в компании еще на три года, прежде чем ушел строить собственный бизнес.

Каждый случай уникален. Прежде чем делать контроффер или сразу отпускать ценного специалиста, важно разобраться в истинных причинах его решения. Чаще всего повышение зарплаты дает лишь временный эффект: по статистике, даже после принятия контроффера сотрудник уходит в течение 6–8 месяцев.

Лучший подход — это работа с ключевыми сотрудниками на протяжении всего их времени в компании. Важно заранее понимать, что приносит им удовлетворение, и находить компромиссы до того, как они придут к вам с новым оффером.

5. Контроффер помог отсрочить уход лишь на время

Тимур Меджидов, руководитель отдела спецпроектов ТАСС

Однажды критически важный для меня сотрудник решил уволиться в момент, когда на нас обрушился поток срочных задач. Здесь не шла речь о шантаже компании — просто возрос уровень стресса, поэтому человек выгорел и решился на крайнюю меру. 

Я решил, что в сложившихся обстоятельствах подбор нового специалиста обойдется дороже, нежели удержание опытного и проверенного временем. Поэтому сделал контроффер, подразумевавший увеличение зарплаты вкупе с рядом нематериальных благ — возможностью удаленной работы, расширением полномочий и т.д.

Сперва мое предложение было воспринято на ура: более комфортные условия труда как будто бы открыли второе дыхание. Но спустя некоторое время глаза сотрудника вновь потухли, а внутренний дискомфорт едва ли не стал больше. В итоге эффект новизны лишь ненадолго растянул наше сотрудничество: человек уже разочаровался в своей деятельности и внутренне перешел Рубикон, просто повторно отнес заявление об увольнении через несколько месяцев. Получилось как в повести «Олеся» Куприна: там пойманный заяц вымолил у волка еще три дня перед смертью. Но по прошествии этого периода только горько заключил, что лучше бы волк сразу его съел — все время заяц терзался и страдал, а не жил. 

Да и я сам оказался в слабой позиции, ибо понимал: буквально любое новое поручение могло стать последним. Это ведь я удержал сотрудника, так что теперь вынужден был ставить состояние человека выше интересов бизнеса и команды. А подобный подход неверен со стратегической точки зрения. Ресурсы коллектива распределялись непропорционально, часть задач я взял на себя, что в итоге начало повышать внутреннюю раздражительность.

В результате для себя решил: контроффер не панацея, а способ ненадолго удержать важного сотрудника в сложный период. Но работодателю стоит сразу готовиться к замене подчиненного — просто в данном случае есть возможность немного выиграть время.

6. Контроффер помог сохранить сотрудника, но ненадолго

Андрей Бойко, руководитель группы подбора ГК Selecty

Мы часто сталкиваемся с ситуациями когда наши кандидаты получают контроффер на текущем месте работы, и один из наиболее показательных примеров случился с одним из наших кандидатов на позицию системного аналитика в один из крупных банков. 

Отправляясь на собеседования, кандидат был уверен в своих намерениях, потому что понимал что уже может претендовать на гораздо больший уровень заработной платы чем нежели три года назад, когда он приходил в свою компанию, понимал что хочет сменить предметную область, перейти в финтех, и в идеале в банковский сектор, который является одним из технологических лидеров на рынке IT. 

Мы нашли кандидата на рынке и смогли найти ему проект, куда его хотели пригласить на работу, и даже предложили интересные условия – оклад на 100 тысяч больше текущего, удаленную работу, интересный стек, и сильную команду. Кандидат принял оффер и отправился договариваться об увольнении с текущего места работы. 

Спустя время, кандидат вернулся с отказом от нашего оффера, объяснив это тем, что на текущем месте работы ему повысили оплату труда на 50 тысяч, а на большее ему пока рано рассчитывать, и что, скорее всего, на него не рассчитывают в долгосрочной перспективе. 

Крайне удивленные таким разворотом, мы попытались отработать эти возражения, но кандидат был непреклонен.

Спустя несколько месяцев, кандидат снова вернулся к нам, с той же просьбой – найти ему вакансию системного аналитика в банковском секторе. Когда мы узнали в чем причина столь стремительных перемен, кандидат рассказал что в той старой компании, несмотря на контроффер, не изменился стек, не стала сильнее команда, да и компания не превратилась в ведущий банк, а лояльность к нему как к сотруднику только снизилась.

Вывод из этой истории: в тех случаях когда в основе вашей мотивации находится не только финансовый вопрос, то с высокой долей вероятности, спустя некоторое время, все те же самые вопросы заставят вас снова выйти на рынок, а если вопрос исключительно в деньгах, то, пожалуй, лучшим решением будет сначала поговорить с текущим работодателем.

Как правильно делать контроффер

Татьяна Федорова, владелец частного центра занятости «ДФ Инжиниринг»

Надо понимать, что контроффер – это попытка «потушить пожар», когда система адаптации и сопровождения сотрудников в компании уже дала сбой. Да, это мощный инструмент, который действительно может помочь сохранить ценного сотрудника, но только если известна истинная причина увольнения.

Однако в момент, когда человек уже заявляет вам, что уходит, сделать это будет непросто. Скорее всего, он будет условно говорить, что хочет получать более высокую зарплату и озвучивать явно завышенные цифры, но фактически причина может быть не в деньгах. Отсутствие карьерного роста, конфликты с кем-то из сотрудников, некомфортные условия труда – реальные причины могут крыться в другом. Но в этот момент он вам об этом вряд ли расскажет.

Я использую такой подход. В первую очередь от всей души благодарю сотрудника за его вклад в компанию. Подвожу итоги деятельности у нас: перечисляю достижения, указываю на сильные стороны, даю рекомендации, как бы он еще мог усилить свои компетенции. Таким образом, я признаю его как ценного сотрудника, чьи усилия не были не замечены. Далее я признаю, что нам очень жаль терять такого сотрудника. Рассказываю, какие проекты планируются в компании, в которых он мог бы еще поучаствовать.

Во время такого диалога появляется возможность понять истинные причины увольнения. Если дело в деньгах, можно предложить более высокую оплату труда или должностной рост, поскольку от его перехода к конкуренту ущерб может быть выше. Это особенно важно, если в вашей компании не постелена соломка в виде соглашения о конфиденциальности и неразглашении информации или соглашения о неконкуренции.

Но в процессе доверительной беседы может выясниться, что необходимости в контроффере нет, и решить вопрос можно по-другому. Например, причина увольнения может быть связана с личными обстоятельствами сотрудника. Один из наших сотрудников хотел уйти, потому что переезжал в другой город. Мы предложили ему остаться в компании в удаленном формате, и он с радостью согласился.

Также бывали причины, связанные с желанием расти по карьерной лестнице, сменить вид деятельности, иметь более гибкий график труда. То есть все эти причины управляемы и решаемы, и не требуют контроффера. Но – еще раз акцентирую – это возможно только в том случае, если вам удастся понять истинную причину увольнения.

Подведем итоги

Валерия Доманская, HR-директор Open Group

Контроффер стоит применять в следующих случаях:

Плюсы контроффера:

Риски, связанные с использованием контроффера:

Делая контроффер, необходимо учитывать:

Каких ошибок необходимо избегать:

Контроффер должен быть частью общей стратегии удержания талантов, а не разовой мерой. Важно не только сохранить сотрудника, но и создать условия, чтобы он чувствовал себя ценным и мотивированным в долгосрочной перспективе.


Материал подготовлен с помощью сервиса «Лига экспертов» Executive.ru.
Вы тоже можете оставить комментарии на запросы редакции:

Посмотреть открытые запросы

Читайте также:

Смотреть комментарии