HR-менеджмент2725

«Могу ли я быть собой на работе»: как психологическая безопасность влияет на эффективность команд

Почему психологическая безопасность может стать новой мерой эффективности команд? Результаты исследований ученых и проекта «Аристотель» компании Google.

История концепции «психологической безопасности» началась в 1990 году исследованиями Уильяма Кана, докторанта Йельского университета в области организационного поведения. В ходе своих наблюдений и 140 интервью он выявил ключевой вопрос, с которым каждый сотрудник сталкивается ежедневно: «Могу ли я быть собой, проявлять свою индивидуальность на работе и не боятся негативных последствий?».

Открытия Кана стали основой для понимания важности вовлеченности сотрудников. Однако по-настоящему трансформировать эту концепцию удалось профессору Гарвардской школы бизнеса Эми Эдмондсон. В середине 1990-х годов она изучала медицинские команды и обнаружила удивительный парадокс:

Команды, которые сообщали о большем количестве ошибок, демонстрировали лучшие результаты. Это не означало, что они совершали больше ошибок, — просто в этих командах люди чувствовали себя достаточно безопасно, чтобы открыто обсуждать свои промахи.

В течение двух десятилетий Эдмондсон проверяла концепцию на примере различных отраслей, от промышленности до здравоохранения и технологий. Ее исследования показали, что психологическая безопасность – это не просто чувство комфорта, а среда, где люди могут вступать в конструктивные конфликты, рисковать и учиться на ошибках, что делает их успешными.

Почему одни команды работают лучше других: исследование Google

После успеха Project Oxygen («Проект Кислород»), благодаря которому в Google вывели формулу эффективного руководителя, компания решила применить похожий подход для анализа успешных команд. В 2012 году был запущен Project Aristotle, цель которого была выяснить, почему одни команды работают лучше других. Название нового проекта отсылает к цитате Аристотеля: «Целое больше, чем сумма его частей».

В компании были уверены, что сотрудники могут достигать больших результатов, работая вместе, чем по отдельности. Основной вопрос исследования звучал так: «Что делает команду эффективной в Google?».

На тот момент инициаторы проекта не опирались на работы Кана и Эдмондсон. Тем не менее анализ более 180 команд и 250 параметров — от личностных качеств до профессиональных навыков — привел к неожиданным выводам: 

Результаты исследования показали, что дело не столько в том, кто входит в команду, сколько в том, как ее участники взаимодействуют друг с другом. Перечислим основные факторы в порядке убывания значимости:

Таким образом, параллельно с работами Кана и Эдмондсон, проект Google показал, как психологическая безопасность влияет на эффективность и долгосрочный успех команд.

Каковы последствия небезопасной среды

Психологическая безопасность – это разделяемое в команде убеждение, что ее участники могут демонстрировать уязвимость, делиться ошибками или сомнениями, не боясь столкнуться с неприятием, критикой или отчуждением. Увы, реализовать это на практике сложнее, чем кажется. Даже простой вопрос «А в чем состоит цель этого проекта?» может ощущаться небезопасным, если члены команды боятся услышать упреки в своей неинформированности или некомпетентности. 

Психологическая безопасность становится не просто вопросом эффективности, но и способом управления рисками. Иными словами, отсутствие базовых настроек безопасности может приводить к трагическим последствиям.

Приведу три известных случая того, какой может быть цена молчания в психологически небезопасной среде.

Отсутствие психологической безопасности не единственный фактор произошедших трагедий, но она выступает фактором сдержек и противовесов между слепым достижением целей и обратной связью от команды, которой предстоит эти цели выполнять.

Если эта обратная связь нарушена, в лучшем случае теряется конструктивное обсуждение, выработка наилучших решений и вовлеченность, в худшем – сотрудники могут уходить в пассивное соглашательство и тихое увольнение.

На что еще влияет психологическая безопасность

Исследования Эдмондсон, проведенные совместно с Хенриком Бресманом из INSEAD, исследуют психологическую безопасность в неоднородных командах, которые объединяют людей с разной экспертизой и функционалом для решения совместной задачи. В таких коллективах психологическая безопасность позволяет участникам привносить свои уникальные взгляды, которые способствуют повышению результативности.

Таким образом, психологическая безопасность является основой для реализации преимуществ разнообразия на рабочем месте. Разнообразный опыт приводит к лучшему решению проблем и инновациям, максимально раскрывая коллективный потенциал.

Другие работы подтверждают, что концепция существенно влияет на устойчивость сотрудников и уровень выгорания в условиях повышенного стресса. Исследование 2024 года, охватившее более 27 тыс. работников здравоохранения в США в период Covid, показало, что психологическая безопасность снижает негативные последствия нехватки ресурсов, включая выгорание и намерение уволиться.

В условиях психологической безопасности сотрудники испытывают:

Команды с высоким уровнем психологической безопасности демонстрируют лучшее вовлечение, более низкие показатели текучести кадров и более высокую продуктивность.

Как внедрить психологическую безопасность

Как отмечает Эдмондсон, создание психологической безопасности — это «скорее магия, чем наука», потому что это не чек-лист, а атмосфера, которую создают лидеры и члены команды. Каждый, кто работал в команде, где царит молчание, знает, как трудно изменить эту культуру.

Для создания магии Эдмондсон предлагает устанавливать четкие нормы, активно слушать и сохранять справедливое и уважительное отношение. Несколько ключевых шагов в этом направлении могут выглядеть так: 

Вот пять шагов, которые рекомендую я для создания и поддержания психологической безопасности:

  1. Установите системную коммуникацию. Создайте регулярные каналы коммуникации с командой.
  2. Определите правила коммуникации. Поощряйте открытость, одновременно предотвращая деструктивное поведение.
  3. Поднимайте замалчиваемые вопросы. Задайтесь вопросом, что не обсуждается в вашей команде и почему.
  4. Создайте пространство для сложных тем. Убедитесь, что у сотрудников есть пространство, где можно делиться трудностями. Помните, что любой сложный вопрос или ситуация, не обсужденная в команде, чреваты долгосрочными последствиями.
  5. Будьте примером. Показывайте те модели поведения, которые вы хотите видеть в своей команде.

Когда лидеры создают безопасную атмосферу, то помогают снизить бессознательные процессы (тревожность, эмоциональные переживания), позволяя членам команды свободно общаться, эффективно сотрудничать друг с другом и достигать своих целей и реализовывать потенциал.

Психологическая безопасность может стать новым показателем эффективности команд. Это больше чем продуктивность, вовлеченность или eNPS. Это уникальное сочетание необходимых характеристик команды в эпоху высокой неопределенности, а также отличная метрика для прогнозирования долгосрочных устойчивых результатов.

А ваши сотрудники могут оставаться собой на работе? Какими показателями эффективности команды пользуетесь вы?

Читайте также:

Смотреть комментарии