HR-менеджмент9838

За что должен отвечать операционный директор и как рассчитать его зарплату

Какими должны быть KPI операционного директора? Руководители поделились своим опытом и показали примеры расчета бонуса COO.

Редакция Executive.ru продолжает цикл статей о том, как оценивать работу топ-менеджеров в компании и рассчитывать их KPI. Ранее на сайте уже выходили публикации о расчете зарплаты генерального директора, о KPI для HR-директора и директора по маркетингу, а также об оценке работы финансового директора.

В этот раз мы попросили экспертов рассказать о роли операционного директора в компании. За что он должен отвечать? Что должно входить в его ключевые показатели эффективности? Как рассчитать его зарплату?

Как работает операционный директор: теория

Владимир Елькин, директор по развитию компании SalesSolution

Операционный директор (Chief Operating Officer, COO) отвечает за управление операционной деятельностью. Его основная задача — обеспечение эффективной работы вверенных подразделений, направленных на достижение стратегических целей бизнеса.

Что входит в основные обязанности операционного директора:

По каким KPI оценить работу операционного директора

Производственные показатели:

Финансовые показатели:

Качество и эффективность:

Управление персоналом:

Стратегические показатели:

Должен ли операционный директор участвовать в разработке стратегии

Артем Бондаренко, независимый директор, директор по стратегическому маркетингу

Операционный директор и его команда следят за тем, чтобы бизнес-процесс не останавливался и выполнялся в те сроки и с теми показателями качества, которые заложены в регламенты. Часто эти регламенты составляют генеральный и коммерческий директор, но когда один человек реализует стратегию, созданную другими, это нерационально — в 99% случаев он скажет, что «спущенные сверху» инструкции не соответствуют реальной жизни.

Операционный директор тоже должен участвовать в разработке стратегии компании на долгосрочную перспективу: тогда он сможет внедрить все, что обсуждалось в процессе ее создания, потому что знает обо всех нюансах и сам участвовал в принятии решений. 

Как рассчитать зарплату операционного директора

Владимир Елькин, директор по развитию компании SalesSolution

Компенсация состоит из трех частей:

Для компаний с сильной ориентацией на результаты операционного директора бонус должен превышать базовую часть, что мотивирует на достижение высоких показателей.

Виталий Новиков, бизнес-тренер, преподаватель ИМИСП

В компании с высоким оборотом товарного запаса или с высокими темпами производства бонус может быть не ежегодным, а ежеквартальным. Генеральный директор и акционеры могут ежеквартально систематизировать выплату бонусов через привязку к годовой премии. Таким образом, компания может избежать ситуации, при которой за один квартал планы выполняются, а за другой — нет. Например, годовой бонус можно получить в полном объеме только в случае, если все квартальные планы выполнены.

Отдельно должен быть бонус за вклад в реализацию стратегических задач компании, который тоже выплачивается по результатам работы за год.

Как работает операционный директор: практика

Вадим Демьянович, руководитель проекта «Наша Футболка», эксперт Executive.ru

Когда я работал в оптово-логистической компании операционный директор отвечал за эффективность всех бизнес-процессов, кроме финансов, и соответственно за закупки и продажи, в том числе.

Поэтому был оклад и три бонусных части (премии) по следующим показателям:

Операционный директор был замотивирован контролировать качество работы основных служб предприятия, следить за тем, чтобы не раздавали скидки направо и налево, своевременно собирались долги и совершенствовались техпроцессы, оптимизировались затраты.

Павел Носков, генеральный менеджер ресторанной сети Pub Life Group

Операционный директор отвечает за управление операционной деятельностью сети или группы ресторанов, обеспечивая их стабильную работу и соответствие стратегическим целям бизнеса. У такого руководителя есть несколько ключевых задач.

В его обязанности также входит управление качеством сервиса, обеспечение высокой удовлетворенности гостей. Снижение числа жалоб и увеличение положительных отзывов. Разумеется, управление командой, подбор, обучение и развитие управляющих ресторанов, взаимодействие с шеф-поварами, менеджерами смен, маркетингом и HR - все это тоже входит в обязанности операционного директора в ресторанном бизнесе. 

KPI операционного директора ресторанной компании

Финансовые KPI, которые включают в себя выполнение бюджетов ресторанов: снижение доли издержек (% от выручки) и рентабельность каждого заведения (EBITDA). Увеличение средней выручки на одного гостя (средний чек), а также рост общего оборота сети (%). Мы также оцениваем работу операционного директора через уровень удовлетворенности гостей: показатель NPS (Net Promoter Score), плюс количество положительных отзывов/жалоб (например, на TripAdvisor, Google Maps). Замеряется и время обслуживания гостей (среднее время подачи блюд).

К ключевым показателям эффективности также относится скорость адаптации новых ресторанов (достижение плановых KPI в течение первых трех месяцев). Соблюдение стандартов сети: результаты внутренних аудитов ресторанов (например, 95% соответствия чек-листам) и снижение операционных потерь (порча продуктов, возвраты блюд).

К HR-показателям эффективности работы операционного директора обычно относится текучесть кадров среди управляющих ресторанов и линейного персонала (%), количество проведенных тренингов и уровень их эффективности. удовлетворенность сотрудников по результатам опросов.

Некоторые компании также оценивают работу операционного директора по таким KPI, как, внедрение новых технологий (например, автоматизация учета, онлайн-резервирование) или успешные проекты по запуску новых продуктов или услуг (например, обновление меню, внедрение доставки).

Пример расчета зарплаты операционного директора в ресторанной компании

Пример структуры зарплаты:

Пример расчета: 

Если цель — увеличение EBITDA на 10%, то бонус может составлять и 15% от суммы прироста.

Бывают компании, в которых предусмотрены и долгосрочные бонусы: процент от прироста выручки сети за год или доля в прибыли новых ресторанов. Например, бонус за успешный запуск двух новых ресторанов.

Вадим Чермошенцев, основатель компании PayPeople

Основной функцией операционного директора является выстраивание эффективных бизнес-процессов, которые позволяют компании достигать операционных целей и задач, поставленных собственниками. Фактически это выполнение плана, поставленного от акционеров по выручке и по рентабельности. 

Операционный директор должен прописывать бизнес-процессы, контролировать метрики, внедрять и проводить ритуалы в компании, такие как еженедельные планерки, еженедельные совещания, собирать статистику, поддерживать жизнедеятельность и контроль компании. 

Основные показатели эффективности операционного директора (KPI):

Зарплата операционного директора рассчитывается следующим образом: есть окладная часть, ее сумма разнится в зависимости от роста компании и компетенций. К окладу прибавляется KPI. Он бывает двух типов:

Алексей Оносов, основатель компании «Юнисофт»

В нашей компании операционный директор курирует производственные процессы в полиграфии.

Ключевые показатели эффективности (KPI) работы COO:

Пример KPI, которые используем мы:

Расчет зарплаты операционного директора

Зарплата состоит из фиксированной и переменной частей. Фиксированная часть зависит от масштабов компании, отрасли и региона. Переменная часть привязана к выполнению KPI.

KPI и их вес в переменной части:

Мы регулярно, раз в полгода, пересматриваем KPI и систему мотивации, чтобы она соответствовала текущим целям компании.

Примеры KPI из нашей практики

Увеличение выручки:

Снижение издержек:

Производительность труда:

Удовлетворенность клиентов:

Внедрение инноваций:

Такой подход к формированию KPI и расчету зарплаты позволяет объективно оценивать работу операционного директора и мотивировать его на достижение стратегических целей компании.

KPI – это не догма, а инструмент. Их нужно регулярно пересматривать и адаптировать под меняющиеся условия рынка и задачи бизнеса.


Материал подготовлен с помощью сервиса «Лига экспертов» Executive.ru.
Вы тоже можете оставить комментарии на запросы редакции:

Посмотреть открытые запросы

Читайте также:

Смотреть комментарии