HR-менеджмент721731

Соцпакет: какие опции лучше всего работают для привлечения и мотивации сотрудников

Какие льготы и компенсации включают работодатели в соцпакеты, чтобы поддержать благополучие сотрудников? Большой обзор мнений руководителей и HR-директоров.

Почему компании отказываются от социального пакета? Какие необычные бонусы они вводят для мотивации сотрудников? Что работает лучше всего из стандартных опций соцпакета, а что не работает? Редакция Executive.ru задала эти вопросы экспертам и публикует обзор от компаний из разных сфер.

Деньги vs соцпакет: что важнее для сотрудников?

Виталина Левашова, основатель и директор «Высшей медицинской школы» и кадрового агентства «Уникум»

Многие компании отказываются от соцпакета в пользу денежной мотивации. Я считаю, что это временно, потому что деньги являются лишь гигиеническим фактором, а соцпакет позволяет компаниям отличаться друг от друга. Хуже всего, когда вместо компонентов соцпакета упоминается «официальное трудоустройство», «отпуск 28 дней», «оплата больничных» и др. Это характеризует компании не лучшим образом.

Но многие все же стараются придерживаться классических компонентов соцпакета: ДМС, обучение, участие в конференциях. Сейчас, как это ни парадоксально, лучше всего работают простые и прозрачные варианты: комфортные условия труда, возможность развиваться и участвовать в интересных и перспективных проектах.

Программы ДМС постепенно вытесняются ЗОЖ-проектами. Это могут быть и корпоративные спортивные команды, и фитнес-центры, и занятия йогой, и даже специальные трекеры, позволяющие сотрудникам легче управлять своим образом жизни.

Алена Сидоренко, генеральный директор компании «Смартлидс»

Для IT-сферы и дистанционного формата работы тема удержания – довольно болезненный момент. Должна быть хорошо развита корпоративная культура. Мы двигаемся в этом направлении, и по итогам ежегодного опроса результат уже есть: за три года количество корпоративов и желание встречаться со стороны сотрудников выросло в несколько раз. Да, от работы людям нужны деньги, но в первую очередь людям всегда нужны люди.

Опции соцпакета и другие методы отлично работают в совокупности: между сотрудником, коллективом и руководителями устанавливается прочная эмоциональная связь, основанная на ценности и доверии. 

Николай Подолян, генеральный директор группы IT-компаний PMP Tech

В IT-компаниях очень важно уделять внимание не столько соцпакету, сколько корпоративной культуре в целом. Большинство специалистов не идут работать к тем, у кого из бонусов «чай с печеньками и дружный коллектив». И дело тут не только в материальной выгоде — сотрудникам нравится чувствовать заботу со стороны руководства и человеческий подход. Поэтому нельзя сказать, что ДМС отлично работает для привлечения кадров, а компенсация спорта нет. Все дело в том, как компания преподносит эти бонусы. Это становится критически важно, если люди работают удаленно.

Когда мы только основали компанию и начали брать первые заказы на разработку сайтов и приложений, от нас часто уходили специалисты, потому что не понимали, что вообще происходит, зачем они все это делают. Эту проблему решил системный подход и грамотный HR-специалист. Теперь мы одни из лучших работодателей по версии «Хабр», и в нашей команде почти 80 человек.

Федор Чернов, руководитель отдела развития корпоративного мессенджера Compass

На моей практике в основе привлечения опытных сотрудников лежат две вещи – зарплата и задачи, которые предстоит решать. На заработную плату кандидаты смотрят в первую очередь – это гигиенический фактор, который дает понять, насколько хорошо будут закрыты базовые потребности человека. А от задач, которые предстоит решать, зависит, будет ли сотруднику интересно и есть ли перспективы персонального и общего развития.

Соцпакет играет в привлечении сотрудников небольшую роль. ДМС и спортзал не смогут перевесить неинтересные задачи или зарплату ниже рыночной вилки. Интересные опции соцпакета нужны, но не для того, чтобы удержать сотрудников, а для того, чтобы позаботиться о людях и сформировать сообщество единомышленников. Не соцпакет мотивирует сотрудников на долгой дистанции. Люди вдохновляются общими успехами, перспективами, а не возможностью полечить зубы или сходить на спорт за счет работодателя.

Остаются сотрудники с компанией надолго, только если могут с уверенностью сказать: 

  1. У меня комфортный уровень заработной платы, которой достаточно, чтобы закрывать мои потребности и строить планы на будущее.
  2. У меня нет токсичных коллег или руководителей, которые мешают работать.
  3. Мою работу ценят и к моему мнению прислушиваются.
  4. Я причастен к чему-то масштабному и амбициозному, а не просто так перекладываю бумаги или нажимаю кнопки на компьютере. 

Арюна Доржиева, руководитель отдела развития корпоративной культуры и коммуникаций цифрового финансового сервиса Lime (МФК «Лайм-Займ»)

Сегодня, когда условия работы диктуются в большей степени не работодателями, а сотрудниками, довольно сложно удивить искушенных специалистов такими опциями, как ДМС, корпоративный английский, компенсация за занятия спортом или, скажем, печенье и конфеты на кухнях в офисе.

Фактически, то, что пять лет назад было конкурентным преимуществом, стало необходимым минимумом корпоративной культуры. Поэтому нам как компании со штатом более 600 человек приходится постоянно думать о том, что можно внедрить и организовать, чтобы повысить лояльность коллектива и по максимуму вовлекать людей в общие события.

В нашей компании сотрудникам доступны «базовые плюшки»: корпоративный английский, два спортивных клуба – беговой (для сотрудников в Новосибирске) и футбольный (для сотрудников в Ульяновске), корпоративный фитнес, ДМС со стоматологией, корпоративные скидки у партнеров, корпоративная библиотека.

Безусловно, для некоторой части сотрудников они являются особенно привлекательными, однако для коллег, которые уже давно строят свою карьерную траекторию и имели опыт работы в организациях с разной корпоративной культурой, описанный базовый социальный пакет имеет не решающее значение при трудоустройстве – доминирующими факторами бывают уровень заработной платы, близость офиса к дому, график работы, предлагаемая позиция в компании.

Какие опции соцпакета хорошо работают

1. ДМС и годовая премия

Алена Сидоренко, генеральный директор компании «Смартлидс»

Самой эффективной опцией оказалось медицинское страхование. 4 года назад в нашей IT-среде ДМС было одним из основных критериев при поиске работы. Поэтому для привлечения сотрудников эта льгота была необходимостью. Но после ее введения выявились трудности с записью на прием, которые многих пугали. Сотрудники отказывались от страховки и по-старинке ловили талончики. Проблему решило сарафанное радио: кто-то рассказал про повышение уровня палаты в государственной больнице, кому-то удалось бесплатно пройти обследование. Положительный опыт привлек внимание, и теперь ДМС пользуются все. Пожалуй, это единственный бенефит, за который мы постоянно получаем «спасибо».

На мотивацию сотрудников лучше всего влияет годовая премия. В нашей компании ее размер зависит от итоговой оценки за год, то есть чем выше балл сотрудника, тем больше его премия. Для поощрений у нас также разработана система спот- или финансовых бонусов, которые выдаются за успехи в работе и считаются мини-премией за успешно закрытую задачу.

2. Бесплатное питание

Елена Обвинцева, C&B, эксперт Executive.ru

Всегда успешно работал и работает социальный проект льготного или бесплатного питания сотрудников. Вполне объяснимо: еда - ежедневная потребность любого человека, которая подлежит безусловному удовлетворению. Лояльность сотрудника на порядок выше, если вопрос его обеденного перерыва берет на себя заботливый работодатель. Особенно это ценится у «синих воротничков» – организованный в рамках социальной программы обеденный перерыв, это не просто удобно, но еще и экономит их личный бюджет.

Из личного профессионального опыта отмечу, что бесплатное меню мотивирует многих сотрудников к работе сверх основного рабочего графика. Печально это или нет, но факт. Все остальные мероприятия остаются за бортом, поскольку привязаны, скорее, к индивидуальным интересам и потребностям (ДМС, спорт, культурные программы, конкурсы и пр.), а кушать хочется всегда.

3. Поездка в санаторий

Елена Ярд, соучредитель группы компаний «Росавтономгаз»

Для всех офисных сотрудников наша компания предоставляет пакет ДМС. А вот для рабочего персонала у нас такой опции нет. Вместо этого мы в рамках заключенного с профсоюзом договора раз в год предоставляем каждому рабочему завода — будь то водители, монтажники, сотрудники цехов — возможность за счет компании съездить в санаторий. Рабочие могут выбирать, куда именно они хотят поехать: Сочи, Кавказ, Подмосковье. Продолжительность санаторного отдыха — две недели. Для организации эта опция обходится недорого, примерно в 10-15 тыс. на одного сотрудника. А для рабочего такой отдых — это полноценный бонус.

4. Воркшопы и корпоративный университет

Николай Подолян, генеральный директор группы IT-компаний PMP Tech

Мой опыт показывает, что главное — это атмосфера в компании, а соцпакет — лишь дополнительный инструмент, который во многом зависит от фантазии HR и ресурсов собственников. Приведу несколько примеров опций нашего соцпакета: 

5. Программа спорта для сотрудников

Федор Чернов, руководитель отдела развития корпоративного мессенджера Compass

В нашей компании действует программа спорта для сотрудников. У нас есть чат, куда сотрудники отправляют фотографии с тренировок, и, если они набирают определенное количество тренировок в месяц, компания оплачивает сотруднику спортзал или секцию на выбор. Это нужно, чтобы сотрудники поняли, что они в команде единомышленников, нашли точки соприкосновения кроме работы.

6. Happy Fridays, занятия йогой и беговой клуб

Катерина Смирнова, HR-директор IT-интегратора «Телеком биржа»

В соцпакет нашей компании входят следующие бенефиты:

Кроме того, мы проводим корпоративные занятия йогой рядом с офисом в невероятно атмосферном пространстве. Йога помогает снять напряжение и улучшить общее состояние организма. Компенсируем затраты на занятия спортом. Сотрудники могут выбрать любой вид спорта, который им нравится, и мы поможем оплатить его.

В этом году мы запустили инициативу по созданию бегового клуба. Коллеги уже приняли участие в Sport-Marafon Fest, Красочном забеге и RunIT. Наши ребята показали отличные результаты и получили ценный опыт. Действует расширенная программа ДМС со стоматологией. Это открывает возможность оперативно получить квалифицированную медицинскую помощь, включая телемедицину.

7. Гибридный формат работы

Алексей Орлов, директор по персоналу, IT-компании edna

Хорошо себя показал гибридный формат работы. Мы предлагаем сотрудникам такой график, поскольку многие просто отказываются от оффера, когда слышат, что им придется бывать в офисе full-time. Поэтому собрать команду квалифицированных IT-специалистов, готовых на пять дней в неделю в офисе, сложно. Для тех, кто работает в бэк-офисе, предусмотрен гибридный график, а разработчики могут трудиться полностью удаленно. Нам это тоже дает преимущество: при поиске кандидата на вакансию можно расширить воронку найма и не ограничиваться географией одного города.

8. Программа well-being

Наталья Мальцева, HR-директор «ЭГИС-РУС»

В рамках заботы о здоровье и благополучии, мы внедрили программу well-being для поддержания благополучия персонала. Большой отклик у сотрудников имеют различные дополнительные опции от компании для комфортной работы в офисе.

Например, ежедневная доставка фруктов, а в осенний период – витаминов, обеспечение очками для зрения, подушками для поддержки позвоночника. Мы также заботимся о комфорте полевых сотрудников в Москве и в регионах, предоставляем им специальные автоподставки для планшетов и ноутбуков, компенсируем оплату парковки, транспондера в Москве и Санкт-Петербурге.

Одной из наиболее откликающихся инициатив является дополнительный стратегический бонус в размере 15%, который выплачивается специалистам отдела продаж. В прошлом году количество тех, кто получил эту премию, увеличилось в два раза.

9. Матпомощь к отпуску и дорогостоящее обучение

Лилия Мингалеева, руководитель службы по работе с персоналом группы компаний ICL

Нужно просчитывать и подбирать опции соцпакета, исходя из актуальности для целевой аудитории. Например, матпомощь к ежегодному отпуску гарантированно будет использована сотрудниками, а значит, эффект от такого бенефита выше. К тому же, у нас большинство сотрудников предпочитает делить отпуск на два раза по две недели, а матпомощь выплачивается ко второй половине. Так мы мотивируем сотрудников ходить в отпуск полностью – а это профилактика выгорания.

Скидки или компенсация питания также гарантированно будет оценена. Традиционные опции, типа ДМС, можно и нужно апгрейдить. Если раньше ДМС работал строго на «страховой» случай, то сейчас мы договорились со страховой о включении профилактики (чек-ап, приемы психолога, вакцинация).

Хорошо работают «дорогостоящие» опции или бенефиты, которые предоставляются лучшим сотрудникам. Возможность обучаться и повышать свою квалификацию за счет работодателя – сильный мотивационный драйвер. Если обучение дорогостоящее, заключаем ученический договор с сотрудником на 20 месяцев. Как правило, за это время сотрудник уже успевает применить в своей работе полученные знания, и инвестиции окупаются. Что касается эффективности для удержания, только 3-5% прошедших такое обучение сотрудников увольняются раньше, чем 20 месяцев после него.

От каких опций отказываются компании

1. Пицца и фрукты для сотрудников

Арюна Доржиева, руководитель отдела развития корпоративной культуры и коммуникаций цифрового финансового сервиса Lime (МФК «Лайм-Займ»)

На протяжении долгого времени мы поддерживали небольшую традицию, и каждую последнюю пятницу месяца в офисы компании доставлялась пицца. К концу 2023 года компания приняла решение больше заботиться о здоровье и самочувствии сотрудников, поэтому пиццу заменили на полезные завтраки, которые в неограниченном количестве и на постоянной основе доступны на кухнях в офисах.

Также ранее по средам в офисы доставлялись свежие фрукты, однако с февраля 2024 года из-за логистических сложностей и дополнительных действий, которые были нужны для контроля качества доставляемых продуктов, мы приняли решение заменить фрукты на не менее полезные перекусы – протеиновые и злаковые батончики, а также йогурты.

2. Частичная компенсация процентов по ипотеке

Лилия Мингалеева, руководитель службы по работе с персоналом группы компаний ICL

Когда-то одной из самых эффективных «дорогостоящих» опций соцпакета в компании была частичная компенсация процентов по ипотечному кредиту. Но сейчас, во-первых, у нас аккредитованная компания, и сотрудники могут брать IT-ипотеку с низкими процентными ставками. Во-вторых, чтобы «опции хватило на всех», традиционно воспользоваться ей можно было не более двух раз; многие ключевые сотрудники, долго работающие в компании, уже исчерпали этот лимит и для них он неактуален, так как они уже пользовались им дважды.

Поэтому мы поставили на паузу этот проект и сейчас проводим исследование актуальности текущего соцпакета, чтобы рассчитать окупаемость и внести коррективы. В будущем очень хочется перейти на принцип «кафетерия», когда сотрудник может «набрать» те опции, которые актуальны именно ему. Но направленности, скорее всего, останутся неизменными: здоровье, отдых, семья и личные события, развитие.

Примеры необычных опций соцпакета

1. Салон красоты для сотрудниц

Виталина Левашова, основатель и директор «Высшей медицинской школы» и кадрового агентства «Уникум»

В моей практике были такие нестандартные методы поощрения:

2. Премия за улучшения

Елена Ярд, соучредитель группы компаний «Росавтономгаз»

Мы внедрили на заводе премию за улучшение. Она выдается рабочему, который предложил какой-либо способ сделать производство более эффективным. При этом, если улучшение обычное, то есть приводит лишь к небольшому сокращению срока работы, способствует порядку или удобству, премия за него составляет от 15 до 30 тыс. руб. А если это улучшение увеличивает прибыль компании, то сотрудник получает бонус в виде процента от этой прибыли. 

Приведу пример. У нас в цеху участки работ выстроены в определенном порядке. И одному сотруднику пришла в голову идея поменять в этой очереди один участок работ с другим. Мы сделали это, и в результате производство одной емкости сократилось в среднем с 24 часов до 18! Для завода это очень существенная величина. Мы договорились с этим рабочим, что в конце текущего года мы посчитаем прибыль, полученную в результате его рацпредложения, и выплатим ему соответствующую годовую премию. 

Это метод отлично работает. Практически каждый сотрудник ежемесячно предлагает классные идеи, рассказывает, как можно ускорить какие-то процессы. Все это способствует улучшению работы нашего предприятия в целом.

3. Сервис по психологической поддержке

Катерина Смирнова, HR-директор IT-интегратора «Телеком биржа»

В компании действует специальная программа well-being, которая включает в себя множество активностей, направленных на поддержание здоровья и комфорта сотрудников. Из последних новаций – специальный сервис по психологической поддержке. Если возникают какие-то проблемы или стресс, коллеги всегда могут обратиться к профессиональному психологу.

Вопрос о включении психологической помощи в соцпакет носил дискуссионный характер. С одной стороны, мы понимали, что стресс на работе – это реальность, с которой сталкиваются многие. С другой стороны, были сомнения, насколько это будет востребовано и насколько эффективно. Мы провели опрос среди сотрудников, чтобы выявить насколько часто наши коллеги сталкиваются с выгораниями, личными проблемами, которые мешают работе. Результаты оказались красноречивыми: более 50% выразили желание получить доступ к консультациям психолога, и мы решили запускать сервис. 

Результат превзошел наши ожидания:

На собеседованиях с соискателями мы говорим об этой составляющей соцпакета – и это всегда вызывает положительный отклик среди кандидатов.

Почему компании переходят от соцпакета к «кафетерию льгот»

Айгуль Билык, HRD Hopper IT

Исследования рынка говорят нам о том, что ДМС и питание – самые востребованные опции в соцпакете, которые и влияют в большинстве случаев на бренд работодателя и принятие решения о трудоустройства именно в эту компанию. Но когда мы провели свои внутренние исследования, оказалось, что не все так однозначно.

Выяснилось, что ДМС нужно не всем сотрудникам и пользуются этой опцией редко. Поэтому наши расходы на медицину, по сути, были сильно завышены и необоснованны. Запросы наших сотрудников куда разнообразнее: кому-то нужен бесплатный доступ в фитнес-зал, кому-то спортивная страховка, а семейным сотрудникам важнее оплата детского сада. У каждого сотрудника свои предпочтения. И именно поэтому мы пошли по пути так называемого «кафетерия льгот» и изменили формат соцпакета.

Как это работает на практике? Сотрудник в течение наработки определенного стажа, в нашем случае это год, зарабатывает определенное количество баллов. И он может выбирать из огромного перечня преференций: от ДМС до оплаты бензина или питания. Баллы можно копить и дальше: участвуя в различных мероприятиях или оставляя отзывы о компании. Баллы начисляются и за стаж работы, на день рождения сотрудника – очень много пунктов, которые помогут улучшить свой соцпакет. 

Подчеркну, что сейчас ключевой для сотрудников является именно возможность выбора. Кто-то хочет ДМС и активно пользуется этой опцией, другие предпочтут деньги на топливную карту или на ежедневное питание, третьи хотят перечислять деньги на помощь животным. Мы видим, что перемены в соцпакете оказались на пользу не только сотрудникам, но и компании – это позволяет не распылять бюджет, давая каждому сотруднику то, что ему действительно важно. 


Материал подготовлен с помощью сервиса «Лига экспертов» Executive.ru.

Подать заявку в Лигу экспертов

Читайте также:

Смотреть комментарии