HR-менеджмент1130617

Как управлять коллективом, если люди в панике

Советы руководителям: как снять тревожность у подчиненных, и что делать, когда от волнения команду выбило из рабочего процесса.

Чтобы управлять рабочим процессом в особых обстоятельствах и корректировать его, важно понимать, что же такое паника. Для простоты назовем это «особым состоянием сознания». Люди теряют самоконтроль, способность критически мыслить, у них сильно поднимается уровень тревоги, они легко поддаются импульсному воздействию. Классический пример про гречку и туалетную бумагу, думаю, знаком всем. Это не помогает и не спасает, но люди в панике не могут думать спокойно и действовать рационально.

Если вы оказались в эпицентре паники

Люди вокруг плачут, впадают в истерику, срываются на крик, ведут себя неадекватно, лучшее – это сохранять ледяное спокойствие.

Если в коллективе висит молчаливое напряжение

Никто не плачет и не бьется головой об стену, но это не значит, что команда чувствует себя хорошо и люди успешно справляются со стрессом. Просто высокий уровень самоконтроля заставляет людей молчать, но эмоциональный пузырь растет от напряжения и все равно лопнет. Если не хотите, чтобы это произошло внезапно и бесконтрольно, то «спускайте напряжение» постепенно.

Если коллектив провалился в депрессию и апатию

Люди смотрят на вас полными грусти и тоски глазами, вяло реагируют на поручения, «зависают» перед монитором, значит, для руководителя наступил момент «поработать харизмой».

Что руководитель должен дать своей команде

  1. Честность. Говорите, что ситуация непростая, но вы будете искать пути решения и адаптации к новым условиям.
  2. Искренность. Не скрывайте своих чувств и эмоций, но выражайте их сдержанно. Зачем еще больше раскачивать лодку.
  3. Эмпатию. Просите всех делиться переживаниями, говорить о том, что волнует и беспокоит больше всего. У каждого человека своя боль и тревога: здоровье, деньги, ипотека, судьба детей.
  4. Поддержку. Для многих все происходящее очень личная история: родственные связи, сыновья призывного возраста, мужья военнослужащие, тревога за близких. Важен личный эмоциональный контакт, эмпатия и сопереживание.
  5. Ответственность. Работодатель для сотрудника – это островок стабильности в бушующем море. Вовремя перечисляйте зарплату, дайте внятную информацию о финансовом положении компании.
  6. Конструктив. Говорите с командой о коротких тактических задачах: позвонить, узнать, выяснить, собрать информацию. Конкретные и простые действия помогают снизить эмоциональный накал и справиться с душевным смятением.
  7. Перспективу. Формулируйте краткосрочные планы и варианты действий: «план А», «план В» и так далее. Это помогает снять тревожность и страх неопределенности.

Кейс 1: найдите точку опоры

Мебельная компания, Ленинградская область.

«Шеф, никто не работает! Народ разделился на два лагеря, и все орут», – сообщил мастер цеха директору компании, застрявшему в заграничной командировке. «Скажи им, что работа и зарплата – это их единственная точка опоры, когда мир качается и земля уходит из-под ног. Если не соберут вовремя все заказы, то мы сорвем отгрузку. Сорвем отгрузку, клиенты нам не заплатят. Не будет денег от клиентов – не будет зарплаты. Объясни просто и доходчиво».

Через два часа директор перезвонил мастеру цеха: «Ну что, как дела у вас?»«Нормально. Все работают». Так точка опоры была найдена, и паника прекратилась. Вернувшись, директор встретился с сотрудниками и пригласил всех на разговор: «Мужики, будем тут дискутировать, передеремся и сорвем работу. А жить на что будем?» – «Да поняли мы. План будет, шеф».

Кейс 2: какой план, капитан?

Медицинская дистрибуторская компания, Москва.

Последние месяцы компания жила сложно: собственники реструктуризировали бизнес, топ-менеджеры спорили, кто больше виноват в провале плана продаж и убытках, сотрудники обновляли резюме и тайком бегали по собеседованиям. Вдобавок произошла еще и смена гендиректора, что окончательно взвинтило обстановку в компании: коллектив разделился на тех, кто поддерживает нового гендира, и оппозицию, начались интриги, борьба за влияние, обстановка с каждым днем накалялась все сильнее. И тут наступил час Х: компания оцепенела от шока, в офисе повисла тишина, руководители вырабатывали антикризисный план, а сотрудники замерли в ожидании.

Когда новый директор вышел к коллективу с программой действий, команда встретила его неожиданным единодушием. «Мы решили оставить наши разногласия и сосредоточиться на рабочих вопросах, Александр Николаевич. Наши споры сейчас не имеют значения. Какой план, капитан? Что будем делать с ценами? Что говорить клиентам?». Фронда прекратилась, сомневающиеся передумали писать заявления об уходе, интриг как не бывало. Коллектив, еще вчера раздираемый противоречиями, превратился в боевую машину, готовую работать и бороться с очередным кризисом.

Читайте также:

Смотреть комментарии