HR-менеджмент161435

Почему российские пищевые компании переманивают кадры у иностранцев

На отечественном рынке FMCG появились предприятия, которые платят специалистам и менеджерам больше, чем зарубежные конкуренты. Насколько? И какой опыт ценится?

Курс на импортозамещение повысил конкуренцию за ценные кадры на российском рынке FMCG.

По данным кадровой компании «Юнити», зарубежные производители, работающие на российском рынке FMCG, впервые ощутили конкуренцию с местным бизнесом в борьбе за перспективных сотрудников. Почти 27% руководителей иностранных пищевых компаний, опрошенных осенью 2017 года, отмечают, что теперь им так или иначе приходится считаться с предложениями, которые делают на рынке труда конкуренты из России. Это говорит о том, что сегодня российский FMCG-бизнес крепче стоит на ногах, чем два-три года назад, когда только начал осваивать импортозамещение, и готов переманивать ценных сотрудников, предлагая более высокую заработную плату.

Зарубежный опыт – в приоритете

По данным «Юнити», среди отечественных компаний все очевиднее спрос на специалистов с зарубежным опытом. Это связано с желанием российских производителей выпускать товар, соответствующий по качеству иностранному, но более доступный – за счет экономии на отечественном сырье и логистике. Заметнее всего конкуренция между российскими и зарубежными FMCG-компаниями в food-сегменте со сложным производством и ограниченным сроком годности продукции.

Востребованы узкопрофильные производственные специалисты, от которых зависит качество выпускаемых товаров, себестоимость, продуктовые новинки и инновации. Также компании ищут sales-менеджеров и руководителей проектов по строительству новых производств, агропромышленных и сельскохозяйственных объектов. Например, в 2017 году крупнейший российский холдинг искал руководителя строительства мясоперерабатывающего завода полного цикла производительностью более 300 тонн в сутки с собственными свинофермами, курятниками, убойными цехами, растениеводством и переработкой. Предлагалась зарплата 300-400 тысяч рублей плюс KPI.

Поиск специалистов стал в два раза сложнее

Одно из следствий появившейся конкуренции – увеличение срока закрытия вакансий: об этом заявили 40% иностранных компаний, участвовавших в опросе «Юнити». Поиск узкопрофильных профессионалов занимает почти в два раза больше времени, чем пару лет назад. Более того, иностранные производители столкнулись с тем, что молодые специалисты, пришедшие к ним без опыта и выросшие у них как профессионалы, получив опыт, уходят на более высокооплачиваемые позиции в российские организации.

Участники опроса связывают это с тем, что крупные отечественные производители FMCG активно развиваются, и потому их предложения на кадровом рынке сегодня более конкурентоспособны, нежели три года назад. Пытаясь привлечь необходимых специалистов, российские компании легко идут на увеличение денежного вознаграждения. Например, отдельные руководители могут претендовать на заработок до 500 тыс. рублей, главным агрономам предлагают от 80 тыс. до 120 тыс. рублей, технологам – до 150 тыс. При этом иностранцы не готовы на аналогичный шаг, так как пока не считают конкуренцию критичной. Зарплата в зарубежных FMCG-компаниях (особенно на редких производственных позициях, таких как технологи или R&D), по данным «Юнити», в целом ниже, чем в российских.

Вакансия/специальность Зарплата в иностранных компаниях Зарплата в российских компаниях
Технолог (опыт более пяти лет, опыт создания новых продуктов) 80–100 тыс. рублей 80–150 тыс. рублей
Руководитель сетевого отдела продаж 120–200 тыс. рублей (фиксированная, без бонусов) 120–250 тыс. рублей (фиксированная, без бонусов)

Интересно, что отечественные работодатели неохотно берут иностранцев: гораздо выше ценятся местные специалисты с зарубежным опытом, которые разбираются в западных технологиях, хорошо знают Россию и понимают, как адаптировать к нашей стране европейскую модель, а наши товары – к европейскому рынку.

Российские производители укрупняются и приглядываются к зарубежным рынкам

Такой расклад можно объяснить несколькими тенденциями, характерными для российских FMCG-компаний.

Во-первых, FMCG-бизнес переходит к стратегии укрупнения: выгоднее иметь разветвленную сеть производств по всей России, нежели решать вопросы с логистикой через всю страну. Это привело к спросу на руководителей проектов по строительству новых производств, агропромышленных и сельскохозяйственных объектов и директоров производств. Так, в текущем году было объявлено о 25 крупных агропроектах общей стоимостью почти 470 млрд рублей и еще о двадцати с более скромными вложениями — от одного до трех миллиардов рублей каждый. Причем в большинстве своем речь идет не о новых объектах, а о расширении уже действующих производств.

Например, агрохолдинг «Мираторг» приступил к реализации проекта по откорму молочного скота и производству розовой телятины. Один из крупнейших в стране ритейлеров — «Магнит» – до конца 2020 года планирует вложить до 80 млрд рублей в выращивание овощей, развитие садов, выпуск детского питания, колбасных изделий и прочей продукции переработки. Такая активность в сфере FMCG-производства естественным образом рождает потребность в квалифицированных опытных кадрах.

Во-вторых, уходят в прошлое посредники: теперь производители предпочитают самостоятельно налаживать контакты с торговыми сетями. В связи с этим в 2017 году требовались key-аккаунт менеджеры, менеджеры по работе с ключевыми клиентами, руководители сетевых отделов.

В-третьих, российские пищевые производители стремятся на международный рынок. Несырьевой экспорт сегодня поддерживает правительство РФ. По словам вице-премьера Игоря Шувалова, экспорт продуктов питания, в частности свежего и термически обработанного мяса, входит в число приоритетных направлений. Но российские производители хорошо понимают, что только поддержки государства мало: сама продукция должна соответствовать и запросу зарубежных потребителей, и международным стандартам качества. Специалисты с иностранным опытом в такой ситуации просто необходимы.

В-четвертых, сказалось стремление российских компаний к автоматизации и удешевлению производства. С одной стороны, крупные отечественные холдинги поглощают мелкие фермы в регионах (как правило, с устаревшей организацией процессов и отсталыми технологиями) и ставят их на современные рельсы. С другой стороны, многие компании берутся за модернизацию даже развитого производства, внедряя новые методики и оборудование. Все это требует грамотных специалистов, уже знакомых с необходимыми инновациями.

До массовых перебежек пока далеко

Сильные стороны отечественных компаний – деньги, а в отдельных случаях – и амбициозные задачи, например, возможность сделать из посредственного регионального предприятия современное высокотехнологичное производство, работающее по международным стандартам. Однако есть и слабые стороны, которые удерживают многих опытных специалистов от смены иностранного работодателя на российского: это отсутствие структурированности и зачастую консервативный подход к делу. В частности, некоторые собственники не понимают, зачем внедрять НАССР (анализ рисков) и международные системы менеджмента качества, зачем менять оборудование... Влияет и нестабильность, так как большинство компаний (за исключением самых крупных российских игроков на рынке FMCG) – это инвестиции частных лиц, которые могут в любой момент вывести оборотные средства и закрыть предприятие.

Именно поэтому пока массового оттока русских специалистов из иностранных компаний нет. Работать в международных FMCG-холдингах по-прежнему престижнее. Кроме того, они выигрывают в нематериальных способах мотивации: обучение, стажировки, дружелюбная атмосфера и гибкий график остаются важными для соискателя факторами даже на фоне более высокой зарплаты в компаниях-конкурентах. В 2018 году российские производители продолжат переход на современное оборудование, внедрение международных технологий и международных стандартов. Как следствие, их интерес к специалистам из иностранных холдингов останется. Но это длительный процесс, требующий приличных инвестиций, поэтому тенденция сохранится, но в меньшей динамике.

Смотреть комментарии