Почему отдельные продавцы более эффективны при заключении сделок? Что помогает им резко ускорить свой карьерный рост? Ответ прост: бизнес-мышление.
Этот термин часто звучит в конференц-залах и блогах, но сегодня я подробно распишу, что это за качество, почему оно важно и как его развивать.
Бизнес-мышление – это способность сочетать опыт, знания, перспективное видение и информированность для принятия обоснованных решений в деловой сфере. Это трезвый расчет и умение сохранять целостный, долгосрочный взгляд на организационные потребности.
Бизнес-мышление выходит далеко за рамки обычной «деловой хватки». Оно подразумевает стратегическое прогнозирование, с помощью которого создаются благоприятные условия для бизнеса. По своей сути бизнес-мышление – это способность сочетать опыт, знания, перспективное видение и информированность для принятия обоснованных решений в деловой сфере. Развитие этого качества позволяет рассматривать организационные потребности в целостной, долгосрочной перспективе.
Проще говоря, бизнес-мышление означает, что вы искусно принимаете такие решения, которые приносят пользу вашей компании не только на ближайшее время, но также на месяцы или даже годы вперед. Это означает умение стратегически решать многовариантные задачи и на практике использовать эти знания для достижения успеха в настоящем и будущем.
Почему торговым представителям нужно бизнес-мышление?
В сегодняшнем мире, насквозь пронизанном мириадами взаимосвязей, модель самостоятельного агента по продажам более не эффективна. Продавцам приходится работать в контексте большой организации. Другими словами, сегодня вы должны хорошо делать свое дело, одновременно нацеливаясь на то, чтобы принести пользу всей компании.
Например, если вы приводите новых клиентов, регулярно предлагая им большие скидки, вы сможете таким образом выполнить личный план по продажам и произвести впечатление на своего менеджера, но это поставит ваш финансовый отдел в затруднительное положение.
Кроме того, у многих продавцов есть тенденция слишком много обещать. Такой работник выигрывает, потому что ему удалось заключить ряд сделок, но затем нелегкая задача выполнения его обещаний ложится на плечи отделов внедрения услуг и сопровождения клиентов.
Приложите усилия к тому, чтобы ваши действия не осложняли работу ваших сотрудников. Это хорошо для вашей собственной карьеры и полезно для всего бизнеса.
Бизнес-мышление помогает ориентироваться в сложных ситуациях
Если клиенты хотят узнать о характеристиках вашего продукта, пакетах услуг и деловых преимуществах, они могут посетить ваш сайт. В этом процессе им необходимы руководство и помощь. Таким образом, по мере того как современные технологии все шире проникают в процесс продаж, от продавца все чаще требуются услуги консультанта.
Для развития этих навыков вы должны научиться видеть ваши продукты и услуги глазами потенциального клиента. Необходимо понять, как ваш бизнес может решить проблемы всех, кто принимает участие в решении о покупке.
Если вы уже почти заключили сделку месяца, но ждете одобрения со стороны менеджера фирмы-клиента, спросите: «Каковы цели вашего руководства в этом квартале?» или: «Как ваш директор планирует добиться успеха?».
Задавайте вопросы о производственной культуре, предстоящих инициативах и бюджетных ограничениях, чтобы получить целостное представление о тех препятствиях, на которые может натолкнуться ваша сделка.
Бизнес-мышление учит работать за рамками автоматизма
Многие продавцы действуют в узких рамках привычных схем. Они хорошо умеют реагировать на повседневные задачи, но испытывают большие сложности, когда вынуждены смотреть или действовать за пределами непосредственной сферы своей работы.
Это нормально для продавца, который хочет всегда оставаться в этой роли, но если вы стремитесь к развитию, то вам нужно отказаться от реактивного подхода к продажам.
Возможно, вам знакомо такое возражение: «Вы сказали, что ваша клиентская служба отвечает на запросы в течение трех дней. Но мы ищем такую компанию, которая могла бы предложить решение проблемы сегодня». Если вы часто его слышите – узнайте, что в этом направлении делают ваши специалисты по обслуживанию клиентов, и предложите им свои идеи и стратегии.
Обязательно сделайте это в позитивном тоне, проявите готовность к сотрудничеству. Если вы только и делаете, что ругаете другие отделы, то вместо союзников у вас появятся враги, и ваши хорошие идеи никто не оценит.
Навыки бизнес-мышления
Чтобы полностью понять проблемы и возможности ведения бизнеса, полезно развить определенные навыки и изучить немного организационной информации.
Здесь приведены пять элементов, которые помогут укрепить бизнес-мышление: оценка, видение и дисциплина, эмоциональный интеллект, опыт, изучение организационных процессов.
1. Оценка. Вы должны уметь взглянуть на ситуацию в бизнесе и легко определить, какие факторы в ней активны и каким образом каждый из них влияет на общую картину.
Например, если у вас наблюдается высокий уровень оттока клиентов, то первая мгновенная реакция – разобраться, как этот процесс повлияет на вас и на ваши заработки. Это допустимое начало, но необходимо также выявить, когда отток начался и что могло его вызвать.
Ваша компания недавно изменила структуру ценообразования или предложения продуктов/услуг? Не теряете ли вы тех клиентов, которых стоило бы сохранять, и наоборот? Возможно, у вас меняется целевая аудитория? Или вдруг образовался разрыв между клиентскими ожиданиями и реальностью?
Ответьте на все эти вопросы и порекомендуйте стратегии для продвижения вперед. Хотите совершить дальнейшие шаги? Выявите сложности, стоящие перед компанией, и устраните их, прежде чем они превратятся в проблемы.
2. Долгосрочное видение и дисциплина.Старайтесь смотреть дальше ежедневных и ежеквартальных цифр. Держите в поле зрения годовые и долгосрочные цели компании; действуйте так, чтобы способствовать реализации этих целей.
Если цель вашей компании – привлечь небольшую группу квалифицированных и высококлассных клиентов, постройте свою работу в соответствии с этим.
Поставьте себе задачу прочитать три книги о корпоративных продажах; найдите наставника, имеющего опыт продаж элитной клиентуре, и пригласите на кофе кого-нибудь из руководителей вашей торговой организации, чтобы лучше понять направление общей деятельности. Разбейте весь этот процесс на последовательные фазы, задайте себе сроки и придерживайтесь их.
3. Эмоциональный интеллект. Бизнес-мышление поможет вам удовлетворить не только собственные потребности, но и потребности ваших клиентов, руководителя и компании как целого. Если в вашей торговой организации есть помощник администратора, участвующий в оформлении документов, HR или планировании, узнайте, как вы можете облегчить его задачу.
Не проявляйте неблагодарность, не забрасывайте его лишней работой и не игнорируйте просьбы о помощи. Регулярно общайтесь с административным персоналом, ознакомьтесь с задачами этих сотрудников и помогайте в их достижении.
Следует также понимать, что административные группы в компаниях часто имеют большое влияние. Займите щедрую позицию во взаимодействии с клиентами и коллегами, и вы обнаружите улучшение рабочих отношений и новые перспективы карьерного роста.
4. Опыт. Это не просто знания и навыки, приобретаемые в процессе какой-либо деятельности. Речь идет о том, чтобы из любого события извлекать уроки и использовать их для конкретных шагов вперед в вашей карьере.
Если вы совершили ошибку, разберитесь в ее причинах и выясните, чему она вас научила. Смотрите максимально широко, и пусть этот взгляд изменит ваши способы принятия бизнес-решений на будущее.
В этом месяце вы провалили план по продажам? Жалобы не красят продавца в глазах начальства. Проанализируйте, почему это произошло и поймите, что нужно сделать, чтобы это не повторилось. Спланируйте следующие шаги. Поделитесь выводами с директором по продажам и впечатлите его или ее своим активным подходом.
5. Изучение организационных процессов. Бизнес-мышление – это понимание того, какие механизмы движут бизнесом, какие закономерности в нем проявляются и какую работу можно проделать, чтобы повлиять на эти процессы.
Если ваша торговая организация переключается с обслуживания средних компаний на привлечение крупных предприятий, вы можете расстроиться: ведь ваша изначальная «пропускная способность» намного меньше.
Вместо того, чтобы беспокоиться о выполнении нового плана продаж, сделайте шаг назад, поработайте с руководством над пониманием нового решения и составьте сценарий, с помощью которого вы будете способствовать достижению новых целей.
1. Поймите собственные мыслительные процессы и стратегию принятия решений. Будьте внимательны. Для продавцов важно развивать ситуационную осведомленность. Не ограничивайтесь простым усердием в работе; обращайте внимание на то, как все работает в вашей компании. Какие возникают шаблоны? С какими проблемами сталкиваются ваши коллеги и вы сами? Способность определять эти ситуации и находить решения – вот что будет выгодно отличать вас от остальных сотрудников.
Ваша компания постоянно проигрывает конкурентам, потому что они лучше интегрированы во внешние системы информации? Познакомьтесь с поставщиками, предлагающими средства интеграции, и способствуйте установлению партнерства. Обращайте внимание на бизнес-задачи и будьте первым, кто предложит решение.
2. Найдите наставника. Не ожидайте найти одного-единственного наставника, который умел бы делать все. Лучше выберите несколько человек, каждый из которых был бы экспертом в своей области.
У вас есть на примете лидер продаж, и вы хотели бы сделать такую же карьеру? Просите его советов на следующих этапах вашей работы. В вашей организации есть сотрудник, который искусно заключает сделки? Попросите его поработать с вами над какой-нибудь продажей. Окружайте себя поддерживающими наставниками и повышайте свое мастерство в нескольких направлениях карьеры одновременно.
3. Устанавливайте рабочие отношения за пределами отдела продаж. Чтобы принимать правильные решения, иногда придется обращаться к специалистам за советами и помощью. От маркетинга и бухгалтерского учета до HR и юридического отдела – наличие контактов в каждом из этих подразделений будет информативным и полезным, когда вам потребуется соответствующий опыт.
Работа над проектом требует решения трудных маркетинговых задач? Думайте шире, чем только о продажах, и расспросите внешнего эксперта по маркетингу о перспективах вашей деятельности. Если вы принесете на стол конструктивные идеи – вы непременно опередите своих конкурентов.
4. Повышайте уровень знаний. Продавец, который не читает печатные материалы по своей специальности и не слушает подкастов, не поднимется по служебной лестнице. Вы должны крепко держать руку на пульсе современных тенденций, следить за влиятельными игроками и возможностями образования в вашей области.
Но не ограничивайтесь продажами. Читайте книги по другим направлениям бизнеса, по психологии и экономике. Вы извлечете из этих текстов уроки не менее важные, чем из новейших пособий по продажам. Всегда учитесь, и ваша карьера никогда не остановится.
5. Учитесь у своих клиентов. Прислушивайтесь к своим клиентам, чтобы получить представление о деятельности компании. Они знают свой бизнес во всех его аспектах и обычно готовы поделиться информацией с вами. Вот несколько вопросов, которыми можно начать беседу:
- Как вы находите квалифицированных кандидатов на должность Х или в отдел X?
- Какие ключевые элементы способствуют превосходному обслуживанию клиентов в вашей компании?
- Как ваш бизнес корректирует свою финансовую стратегию, если возникают проблемы с бюджетом?
- Какие важные качества вы хотели бы видеть у успешного менеджера или руководителя вашей компании?
Так вы будете развивать не только свое бизнес-мышление, но и отношения с клиентом.
6. Знакомьтесь с различными стилями управления. Каждая компания использует свои стили управления, и вы будете лучше понимать, как она действует, если ознакомитесь с процессами менеджмента, на которые опирается бизнес. Любую проблему можно решить несколькими способами, и вы узнаете, какие подходы могут использоваться при решении бизнес-задач.
Поразмыслите над тем, как различные стили управления сказываются на планировании, принятии решений и измерении производительности – и попробуйте представить себе, какие стили лучше всего подойдут для вашего бизнеса и для вашего отдела продаж.
7. Поймите собственные мыслительные процессы и стратегию принятия решений. Как вы анализируете ситуации? Какова ваша привычная стратегия решения проблем? Четкое представление о том, как вы принимаете вызов, будь то в работе или личной жизни, поможет вам определить сильные и слабые стороны вашей логики и критического мышления.
Например, погружаетесь ли вы в глубокие раздумья, когда встречаете проблему? Или быстро анализируете ее и принимаете волевые решения? Посмотрите, насколько ваш стиль подходит людям, которые привыкли использовать другой процесс – «определение и выбор оптимальных решений/шагов». Наблюдая за собственным процессом мышления, вы станете лучше понимать межличностную динамику в отношениях с коллегами и клиентами.
Бизнес-мышление – это конечный результат напряженной работы, настойчивости и преданности делу. Оно развивается, когда у вас есть упорство и сила воли, когда вы постоянно на месте и честно выполняете свои обязанности. Это побочный продукт осознанной деятельности, и он доступен для всех, кто хочет прилагать усилия.
Источник: Дэвид Дж. П. Фишер, hubspot. Перевела с английского Елена Леонтьева.
Читайте также: