Корпоративная практика3456

От плана к действиям: как работает оперативная стратегия

Что упускает из виду традиционный подход к разработке стратегии и как это исправить? Как наладить связь между стратегией и ее исполнением?

Лидеры бизнеса часто выражают свое разочарование от результатов реализации своей стратегии. Действительно, стратегии, разработанные с использованием традиционных подходов, часто имеют переменный успех, нежелательные последствия и непоследовательное развитие.

Контраст между тем, что было задумано, и тем, что фактически достигнуто на самом деле, очень распространен, потому что:

Когда стратегия не приносит ожидаемых результатов, принято указывать пальцем на ее исполнение. Среди прочего, часто ссылаются на плохую коммуникацию, отсутствие приверженности команды или плохое управление проектами. Хотя обычно винят плохое исполнение, проблема обычно кроется в другом: сама стратегия была ошибочна.

Что такое принцип стратегического определения

В стратегии позиционирование и маневрирование одновременно необходимы и взаимозависимы. В квантовой физике принцип неопределенности Гейзенберга утверждает, что невозможно одновременно знать положение и импульс частиц. В стратегии все наоборот: позиционирование и маневрирование необходимы для определения выигрышной стратегии. Чтобы провести параллель, мы могли бы назвать это принципом стратегического определения.

Традиционный способ разработки стратегии сосредоточен на позиционировании, но упускает из виду маневрирование.

Обычный стратегический подход работает примерно так:

Одной лишь конкурентной стратегии и связанной с ней оперативной стратегии недостаточно для достижения успеха. Очевидно, что этот подход не учитывает второй аспект стратегии: маневрирование, которое определяет стратегические и тактические ходы.

Традиционная разработка бизнес-стратегии фокусируется только на:

Однако стратегия также должна определять, как побеждать с помощью стратегического маневрирования, проводя кампании, которые осуществляют маневры на поле боя.

Что такое оперативная стратегия 

Оперативная стратегия изначально зародилась в военной сфере. В 1923 году русский военный теоретик Александр Свечин впервые представил концепцию оперативного искусства как связующее звено между стратегией и тактикой, которое соединяет тактические действия со стратегическими целями. Перенесенная в корпоративную сферу, оперативная стратегия является промежуточным уровнем для разработки и планирования стратегических операций.

Итак, оперативная стратегия – это то, что позволяет добиться успеха на поле. Она привносит стратегичность – способность достигать поставленных стратегических целей и достигать желаемого состояния в будущем. Ее цель предпринять:

Преобразуя конкурентную стратегию в стратегические и тактические обязательства, оперативная стратегия придает содержательность решениям и ценность действиям. Цель – определить, как выиграть эффективно и результативно.

К чему приводит отсутствие оперативной стратегии

Разрыв между стратегией и ее исполнением – хорошо известная и широко распространенная проблема: исполнение часто не согласовано со стратегией, а стратегия часто оторвана от исполнения. Оперативная стратегия устраняет этот традиционный разрыв:

Без этого стратегия остается мечтой наяву, а ее реализация превращается в настоящий кошмар.

Стратегическое маневрирование: как разрабатывать и планировать действия

Оперативная стратегия преобразует стратегические амбиции, приоритеты и выбор в уместные, последовательные и эффективные действия во времени и пространстве. Она реализует стратегическое позиционирование с помощью стратегических маневров.

В то время как конкурентная стратегия фокусируется на спросе, конкуренции и предложении, оперативная стратегия определяет действия на поле на трех уровнях:

Известные стратегические неудачи и успехи подчеркивают необходимость и ценность стратегического маневрирования, а не просто позиционирования. Это множество примеров успешных компаний, которые, несмотря на уникальное позиционирование на своем рынке, в конечном итоге потерпели крах: Blackberry, Netscape, Nortel, Sears, Palm, Polaroid, Borders, Blockbuster, Kodak, Nokia. Было дано много объяснений, но, прежде всего, основная причина остается то, что ни одно из них не маневрировало стратегически перед лицом новой возникающей конкуренции.

И наоборот, существуют крупные стратегические успехи, которые демонстрируют ценность оперативного проектирования и планирования: IBM, Spotify, Apple, Amazon, Walt Disney, Netflix, Tesla. Аналогичным образом, определяющей причиной их успеха является способность к маневрированию. Все они воплотили хорошо продуманные деловые намерения и позиционирование в выигрышные стратегические ходы на разных временных горизонтах и в разных полях действия.

Вывод

Ни одна стратегия не может быть полной и эффективной без разработки и планирования действий на местах. Оперативная стратегия – это то, что обеспечивает уместность, согласованность и эффективность стратегических действий. Это то, что в конечном итоге позволяет добиться успеха на поле.

Читайте также:

Смотреть комментарии