Корпоративная практика522189

Как работать с ментором: 4 обязательных этапа

Чем отличается ментор от других «помогаторов», и как выглядит его работа на практике?

Трендом этого года становится работа ментором и с ментором. Широким массам кажется, что менторы гребут деньги сетями и являются самыми счастливыми людьми на свете. Правильнее сказать квази-менторскую работу втискивают везде, где еще несколько лет назад обитали наставники, консультанты, коучи и трекеры.  Навязывают ее, в том числе в работу со студентами, не понимая, что от замены слова «наставник» на слово «ментор» суть происходящего не изменится, но досадная подмена смыслов произойдет обязательно.

Кто такой ментор

Давайте разберемся, чем ментор отличается от остальных, упомянутых выше помогателей.

Сократу приписывают следующую мысль: «Если хочешь посоветоваться с кем-то по поводу своих дел, посмотри сначала, как этот человек управляется с собственными».

Если это так, то Сократ точно имел в виду ментора.

Менти платит ментору за эффективный инструмент, которым ментор заведомо хорошо владеет, позволяющий решить его проблему здесь и сейчас. Если вы решили заниматься разработкой стратегии, то, скорее всего, у вас не менторинг, а консалтинг.

Менти приходит к ментору просьбой: расскажи мне, научи меня, как решить вот эту конкретную проблему в бизнесе. Именно поэтому ментор работает только по тем темам, в которых сам разбирается профессионально. Я ничего не знаю про логистику, поэтому я не смогу помочь решить логистические проблемы, сколько и каких бы хороших книжек я не прочел. Но я хорошо разбираюсь в дебиторке, поэтому тут я точно буду полезен.

Иногда говорят, что ментор должен быть узким специалистом в какой-то сфере бизнеса. Про логистику я уже говорил. Поговорим про производство. Производство банковских сейфов и кондитерских изделий с заварным кремом – совершенно разные бизнесы, хотя и то, и это производство. Так же как производство мороженого и хлебобулочных изделий – бизнесы совершенно разные. Но логистика у производителей мороженого и замороженной рыбы может быть в чем-то схожей.

Работа с дебиторской задолженностью практически одинакова у сельхозпроизводителей, продавцов на маркет-плейсах и производителей сложных приборов – поэтому все они могут пригласить одного и того же ментора, и если у него богатый опыт, польза точно будет. Но в этом вопросе не будет пользы ни от трекера, ни от коуча, ни от консультанта – нужен человек имеющий практический, положительный и личный опыт. Задача ментора только одна – помощь в тонкой настройке бизнеса.

Как выглядит работа ментора на практике

Работа с ментором всегда состоит из четырех обязательных этапов. Что-то упустить нельзя, а добавить не разумно.

 1. Подготовка = диагностика+прогноз+рекомендации

Первое и самое главное на этапе подготовки – адекватная диагностика, результаты которой оформлены в виде экспертного заключения. Адекватная – это:

Милая часовая беседа в кафе или даже в офисе – это не подготовка, а первое знакомство.

Прогноз делается на основе экспертного заключения по результатам диагностики тем же экспертом, который проводил диагностику. И так же, как и экспертное заключение, прогноз делается только и исключительно на бумаге и с подписью. Согласитесь, слова к делу не подошьешь.

После того как сделаны диагностика и прогноз, естественно дать рекомендации по тому, как исправлять ситуацию и надо ли ее вообще исправлять. И опять все – на бумаге и с подписью.

На этом первый этап сотрудничества с ментором может быть закончен.

Первый этап относительно недорог. От 100-150 тыс. руб. или даже меньше – это зависит от объема работы. Я рекомендую до перехода на второй этап сотрудничества с ментором заказать диагностику, прогноз и рекомендации у двух-трех разных экспертов, чтобы у вас был обоснованный и ответственный выбор. И полная и объективная картина происходящего на вашем предприятии. Не пожалейте на это денег, потому как «врачебная ошибка» может стоить пациенту жизни. На одной чаше весов будет судьба вашего бизнеса стоимостью несколько десятков или даже сотен миллионов рублей, а на другой – полмиллиона рублей. Решение принимать вам.

2. Разработка детального плана исправления ситуации

Если по итогам первого этапа принято решение об исправлении ситуации, логично разработать детальный план дальнейших действий. Этот план должен составляться с учетом всех особенностей проектного управления в классическом его понимании: сроки – ресурсы – результат. План исправления ситуации будет основываться на прогнозе и рекомендациях. Поэтому логично, что план необходимо заказать тем же экспертам, которых вы привлекали на первом этапе.

План должен быть составлен по такой схеме:

3. Реализация плана

Это самый ответственный и самый сложный этап, потому что придется многое менять в работе предприятия – начиная от локальных нормативных актов и заканчивая кадрами.

4. Завершение настройки бизнеса

Суть последнего этапа – закрепление результатов, полученных на третьем этапе. Смысл закрепления – сохранение новых отношений/регламентов/бизнес-процессов на предприятии на дальнюю перспективу, хотя бы на 3-5 лет, до следующего этапа обновления.

Постскриптум

«Ментор» и «ментор бизнеса» – синонимы. Ментор без бизнеса – кто угодно, но только не ментор.

Читайте также:

Смотреть комментарии