Корпоративная практика1234440

Дорожная карта: как преодолеть кризис

План антикризисных действий: какие меры надо предпринять кризис-менеджеру, чтобы восстановить финансовую устойчивость и работоспособность бизнеса.

Кризис-менеджмент – это управление структурой, процессами, состоянием предприятия для успешного прохождения или ликвидации кризиса и восстановления устойчивости, платежеспособности, прибыльности бизнеса. При этом методы управления существенно отличные от подходов «мирного времени».

Кризис-менеджер vs арбитражный управляющий

На первый взгляд, разница между кризисным и арбитражным управлением не особо заметна, но у этих специалистов принципиально разные цели и средства. Если для первого вхождение в банкротство – это фактор неуспеха, то для второго – привычное начало рабочего процесса, который только в 1-2% случаев заканчивается восстановлением платежеспособности предприятия, а в остальных – конкурсным производством, о чем свидетельствует статистика арбитражных дел о банкротстве.

Кризис-менеджеру необходимо восстановить устойчивость и работоспособность предприятия. Арбитражному управляющему необходимо решить долговые противоречия, в том числе, за счет распродажи активов. Инструментарий арбитражного управляющего описан в законе о банкротстве. А вот со структурой и методами кризис-менеджмента давайте разберемся подробнее с помощью дорожной карты. Я разработал ее в ходе реализации нескольких проектов антикризисной реструктуризации.

Три этапа дорожной карты для антикризисной стратегии

  1. Диагностика. Комплекс приемов для оценки кризисных факторов, внешней среды и внутреннего состояния компании, от результатов диагностики сильно различается набор последующих решений. Это предварительная, но необходимая часть работы, поскольку существенно предопределят решения следующего этапа относительно команды и плана.
  2. Штабная работа. Включает выбор базовой антикризисной стратегии, формирование команды и создание действенного плана антикризисных действий. Этап принципиально определяет качество последующей спасательной работы, ошибки здесь практически невозможно компенсировать в дальнейшем.
  3. Активная фаза. Включает подробную проработку плана, его реализацию и постоянный мониторинг прогресса исполнения. Это самый длительный из трех по времени этап.

Десять элементов дорожной карты при антикризисных действиях

1. Диагностика уровня неопределенности

Компания может находиться на одном из четырех уровней неопределенности:

Каждому уровню соответствуют свои методы прогнозирования/планирования будущего:

2. Диагностика типа и стадии кризисной ситуации

Внешний кризис может развиваться по одному из сценариев:

При этом структурный кризис может соответствовать третьему или четвертому уровню неопределенности, а кризисы V|U|L – второму или третьему уровню неопределенности.

В компании может разразиться и внутренний кризис, как последствие внешнего или самопроизвольно по причинам самой компании при совсем некризисной внешней среде. Тогда необходимо диагностировать типологию и стадию локального кризиса. Тип определяется в зависимости от того, какое условие возникновения кризиса доминирует: 1-внешние краш-факторы или 2-внутренняя неадекватная парадигма управления.

Возможные стадии:

3. Расчет «линии смерти»

Это запас времени, за которое нужно провести изменения и получить результаты для спасения компании, после чего уже будет бесполезно принимать меры. Определяется расчетным или качественно-экспертным методом.

4. Оценка факторов внешнего дисбаланса и внутренней дезинтеграции

С помощью рабочих / экспертных групп выявляются и оцениваются по степени влияния факторы дисбаланса у компании с текущей / новой кризисной ситуацией вовне, а также факторы дезинтеграции – разрушающие работу частей / элементов компании внутри себя.

Достаточно выявить по 10 факторов, они понадобятся на седьмом шаге.

5. Выбор базовой стратегии

Из четырех возможных:

Если выбор падает на сохранение или экспансию, то будут актуальны следующие шаги 6 и 7.

6. Составление «длинного» списка антикризисных решений

Составляется большой, первоначальный список антикризисных мер, в котором принимают участие разные сотрудники и эксперты.

7. Отбор «короткого» списка и оценка антикризисного плана

Длинный список «прогоняем» через батарею из трех тестов:

8. Выбор кризис-менеджера

Внутренние руководители могут быть эффективны в роли кризис-менеджера в случае первого типа кризиса и малой или средней степени изменения внешней среды. При втором типе кризиса (неадекватность внутренней парадигмы управления) требуется внешний кризис-менеджер, а также в ситуациях высокого уровня изменений внешней среды в случае первого типа кризиса. Поскольку радикальные изменения по силам только «варягу».

9. Формирование антикризисной команды

Состав антикризисной команды формируется как из своих сотрудников, так и из внешних, с непосредственным участием кризис-менеджера.

10. Проработка, исполнение, оценка прогресса антикризисной программы

Комплекс выбранных (в п.7) мероприятий подробно прорабатывается (подзадачи, сроки, ресурсы, ответственные) и превращается в полноценную программу действий. Кризис-менеджер и команда реализуют эти мероприятия. Регулярно, 2-4 раза в месяц, происходит оценка прогресса исполнения мероприятий и при необходимости корректировка.

Выводы

Дорожная карта структурирует, связывает все необходимые элементы: характеристики и краш-факторы внешней среды, типологию и стадии кризиса, состояние внутренней среды и менеджмента предприятия. Реализация диагностического и штабного этапа обычно занимает 1-3 месяца, а активная фаза – от 6 до 18 месяцев в зависимости от ситуации.

Также читайте:

Смотреть комментарии