Корпоративная практика1083516

Чему руководители и HR-ы могут научиться у спортивных менеджеров

Как повысить эффективность бизнеса, внедрив в команду приемы из спорта?

Бизнес любит использовать спортивные образы: воля к победе, упорство, слаженные действия команды, взаимовыручка и голевые передачи, общее ликование после выигрыша. 

Обязательно нужен выигрыш. Медали, кубки, первые места. Никто не использует в корпоративных буклетах образы проигравших или получивших травмы. Все это довольно однобокий взгляд на спорт, глянцевый и неправдоподобный. Ведь даже чемпионы иногда оступаются, у всех бывают плохие дни, даже сезоны. 

Тем не менее в целом спорт действительно отвечает требованиям рекламы: все модели в отличной форме, заряжены на достижения и усиленно работают, команды сформированы.

Более того, профессиональный спорт так много позаимствовал у бизнеса, что во многом превзошел своего учителя. Возможно, пора заняться обратным обменом опыта и поучиться у спортсменов, тренеров, менеджеров команд, спортивных психологов, аналитиков и экономистов?

Выход за рамки

Помните фильм с Бредом Питтом «Человек, который изменил все»? Речь там шла о бейсболе. Несмотря на все усилия Голливуда, этот вид спорта в России так и не прижился. Но важен месседж фильма, он универсален и звучит так:

Перестановкой слагаемых можно добиться изменения суммы

По сюжету у менеджера команды-аутсайдера нет хороших игроков, нет финансов на переманивание «звезд». Наоборот, последних толковых ребят забрали более крутые команды. Битва за кубок обещает быть провальной. Если провести параллель с бизнесом – многие с сожалением узнают свою ситуацию.

Парадоксальный подход героя Бреда Питта заключается в привлечении аналитика. Что выпускник Йеля может смыслить в профессиональном бейсболе? Он даже не играл никогда. Верно, зато может подсчитать реальный вклад каждого игрока лиги по атомарным, частным характеристикам. Не его «пиарный» вес, а фактическую пользу для решения определенных задач. Главный KPI — процент занятия базы.

И это сработало! Вопреки недовольству представителей старой школы, оказалось, что можно выводить на поле более слабых игроков и побеждать. 

У красивой истории был документальный прототип – бейсбольная команда «Окленд Атлетикс». Сказка ложь, да в ней намек. Посмотрите этот фильм с точки зрения руководства по менеджменту. Там показано все необходимое:

Если получится применить такой прием в своей деятельности, то сорвете джекпот там, где никто этого не ожидал. В том числе и вы сами тоже, потому что индустрия ставок прекрасно работает по отношению к себе. Зачастую мы сами определяем собственные результаты, чисто психологически. Это второе, чему стоит поучиться у спортсменов. 

Психология победы

Сейчас даже в детских секциях есть спортивные психологи. Ни одна профессиональная встреча не обходится без их участия. Каждого спортсмена «заряжают» на победу, отдельно решается задача совместимости и слаженности команд.

Можно с заслуженным уважением относиться к личным достоинствам игроков, но по большому счету соперничают тренеры и психологи. Режиссура спортивных состязаний похожа на шахматы. Фигуры сильные, однако результат определяется управлением. 

В ход идут самые разные техники:

Все это касается не только команд – в индивидуальных видах спорта психологический тренинг бывает даже жестче. Какой пилот притормозит при входе в вираж, кто из бойцов постучит во время удушающего, теннисист бросится за мячом или проводит его взглядом — все решается именно в такие моменты.

Кстати о теннисе. Посмотрите почти любую подачу Рафаэля Надаля. Он часто выполняет целый набор ритуальных действий: поправляет прическу, проводит пальцами по лицу, разве что тушь на ресницах не обновляет. В этом нет кокетства. Тактильные «якоря» служат для приведения психики в равновесное состояние. Личный код к спокойствию.

Согласитесь, многое из перечисленного пригодится и в деловой жизни. Компании проводят пятиминутки и летучки, пытаются уделять внимание мотивации сотрудников. Но крайне редко психологической накачкой занимаются тщательно и непрерывно. 

Причем, когда это все-таки происходит, появляется риск свалиться в другую крайность. Туда, где проводят «стрессовые» интервью, по утрам закатывают оргии, как в заправской секте, культивируют обязательные корпоративы и доносы между коллегами.

В этом смысле спорт определенно лидирует. Он гораздо адекватнее и прагматичнее. А также учитывает индивидуальные особенности каждого игрока, даже в командах. Особенно в командах.

Технические приемы

Профессиональный спорт отличается высокой инновационностью. Первые компьютеры, роботы, датчики, любые новинки — все сразу там. 

Для оттачивания спортивной техники игроки пользуются последними достижениями науки. Автоматическая подача (и сбор) мячей, приспособления, тренажеры, GPS-трекинг. А также невероятно скрупулезный подсчет всех данных, какие только можно оцифровать. Вот вы можете назвать по своей компании: 

Спортивные менеджеры могут! И не только они, а еще комментаторы, букмекеры и просто внимательные фанаты. В современном спорте очень много цифр.

Казалось бы, математика успеха – чисто бизнесовая отрасль. Однако, если сравнить KPI по спорту и бизнесу, легко заметить, как много мы упускаем при оценке действий — своих и подчиненных. 

Многие косвенные параметры непосредственно влияют на результаты. Воронки продаж по клиентам строить научились, воронки для отслеживания «голевых передач» – нет. 

Поэтому планирование в спорте точнее. Оно гораздо лучше кастомизировано, учитывает сильные и слабые стороны отдельных игроков. Позволяет комбинировать их качества, повышая шансы на победу. 

А чтобы еще сильнее подготовиться, многие используют специальные вещества. Первым вспоминается мельдоний, который стоил нервов и карьеры многим спортсменам. Грань между допингом и эффективным питанием слишком тонка. Поэтому, начиная с определенного уровня, в группу поддержки обязательно входят врачи и даже химики.

Они рассчитывают, как разнообразить рацион сверх обывательских рецептов вроде «пейте больше воды» и «питание должно быть сбалансированным». Например, добавлять:

Таких списков очень много. Они тоже «затачиваются» под конкретных спортсменов, причем не только с учетом общих параметров, таких как вес или возраст. Многовекторные обследования, непрерывные анализы, мониторинг физического состояния. Корректирующие дозировки, системный подход к диете, режиму. 

Представьте, что вы говорите своим продавцам, как им следует питаться. Или указываете разработчикам на необходимость высыпаться. Не в качестве шутки, а серьезно. С контролем каждого глотка, вдоха, часа жизни, в том числе в нерабочее время!

Бизнес отстает и здесь, проигрывает с сухим счетом. Абонемент в спортзал и фрукты на столах не заменят профессионального биохакинга. Даже сравнивать нечего.

Рабочий ритм

С чего начинается каждая игра или тренировка? Переодевание, разминка. Озвучивание плана. Дальше все в таком же духе. Никакой монотонности, продуманные и обязательно сменные блоки:

Возможно, некоторыми из этих приемов пользуется NASA и еще несколько организаций. В обычной компании рабочий день везде состоит из «пришел, сел и занялся тем же, чем вчера или месяц назад». 

Выращивание трудового резерва – и вовсе чистая формальность. У многих это строчки в CRM, которые актуализировали неизвестно когда. Сравните с непрерывным тренингом запасных наравне с основным составом, когда многие игроки до последнего даже не знают, кого из них выпустят на поле.

В фильмах показывают приступы восторга и переживание за коллег, но это кинематограф. Настоящие офисы не оглашаются воплями после заключения сделки. Никто не звонит в колокол, чтобы народ сбежался со всех этажей окатить счастливчика шампанским. 

Все происходит скучно, серо, буднично. Никаких оваций, толпы не будут скандировать имя героя. Его разве что потом распечатают на бланке «сотрудник месяца». 

А в конце рабочего дня никто не идет в душ, похлопывая соратников по накачанным плечам. Редко где образуются стихийные дружеские связи для круглосуточного общения. Как правило, сотрудники не летают всем офисом в длительные командировки, их не связывает бесконечное число личных историй. 

Мы в разных лигах.

Что можно сделать

Завидно, конечно. Но чего же, теперь муштровать всех, изображая подготовку к Кубку чемпионов? Не поймут-с. Так не принято, это слишком большой рывок. К тому же сделать его технически сложно или даже нереально. Не хватит технической базы, специальных ролей на подхвате. К каждому продавцу не приставишь массажиста. Даже времени нет на все это, не говоря о финансах. 

Тем не менее можно поглядывать на спортивный мир, чтобы брать из него по мелочам, иногда чуть больше. Как получится. Даже небольшой обмен опытом будет полезен. Например:

Это единственный способ приблизиться к спортивным образам не только в рекламе, а по-настоящему.

Читайте также:

Смотреть комментарии