Понятие ESG включает в себя следующие факторы:
- Environmental (окружающая среда)
- Social (социальная сфера)
- Governance (корпоративное управление).
В соответствии с результатами опроса, проведенного PwC среди российских компаний, которые имеют совет директоров, зафиксировано, что 66% компаний уже приняли меры по интеграции ESG подхода и концепции устойчивого развития в общую стратегию компании.
Сущность ESG
Простыми словами — ESG подход представляет собой оценку бизнеса через влияние на окружающую среду, социальную сферу и взаимоотношения со стейкхолдерами.
Оценка влияния на окружающую среду (E) подразумевает оценку эффективности деятельности бизнеса через влияние на экологию, применение наилучших доступных технологий, а также оценку качества экологического менеджмента. Основными направлениями оценки можно выделить:
- влияние на атмосферу;
- влияние на водную среду;
- влияние на землю;
- отходы и упаковка;
- энергоэффективность;
- система экологического менеджмента.
Оценка деятельности бизнеса в социальной сфере (S) подразумевает определение уровня заботы о сотрудниках, соблюдения их прав, внедрения современных подходов в области социальной ответственности. Основными направлениями оценки можно назвать:
- корпоративная социальная ответственность;
- права человека и гендерный баланс;
- оплата труда сотрудников;
- социальная защищенность и профессиональное развитие сотрудников;
- охрана труда и производственная безопасность;
- взаимодействие с местным населением.
Оценка качества корпоративного управления (G) предполагает оценку бизнеса как системы взаимодействия между собственниками, менеджментом и прочими стейкхолдерами. Основными направлениями оценки можно определить:
- эффективность совета директоров и менеджмента;
- долгосрочная стратегия компании;
- система управления рисками и внутреннего контроля;
- раскрытие финансовой и нефинансовой информации;
- структура собственности;
- соблюдение интересов собственников;
- взаимодействие со стейкхолдерами.
ESG как основа устойчивого развития бизнеса
За последние годы многие крупные российские компании осознали всю необходимость и целесообразность использования ESG принципов в бизнесе. Многие из них кардинально поменяли подход собственного бизнеса, поскольку подобные изменения напрямую влияют на капитализацию компании. Так, несколько инвестиционных фондов приняли политику по инвестированию только в компании с ESG подходом ведения бизнеса. Ярким примером является одна из крупнейших международных инвестиционных компаний BlackRock, которая обозначила, что весь портфель инвестиций должен быть у компаний, применяющих ESG подход. Это говорит о том, что многие институциональные игроки в ближайшее время начнут выводить средства из акций компаний, которые не интегрировали ESG критерии в свою стратегию.
Если посмотреть на текущий срез ситуации в России, то на сегодняшний день уже более 100 компаний ответственно заявляют о реализации стратегии устойчивого развития, которая базируется на принципах ESG. Многие компании подготавливают отчетность в данной области, существенная часть из них получила ESG рейтинги различных агентств.
Да, сегодня эта область только развивается, но в России все современное и полезное внедряется семимильными шагами. Так было с архаичной системой налогообложения, которая сейчас показывает удивительные результаты прогресса в автоматизации. Также было и с бесконтактными платежами, а сегодня Россия — один из признанных лидеров в этом направления. Уверен, что применение ESG подхода в бизнесе также будет иметь очень быстрое развитие в нашей стране.
Для чего бизнесу необходима ESG трансформация
Недостаточно рассматривать внедрение ESG принципов в бизнесе только со стороны позитивного влияния на окружающую среду, социальную сферу или корпоративное управление. Собственники и топ-менеджеры бизнеса должны четко понимать, что ESG – это не просто тренд или хайп, это определенная ментальность, которая напрямую связана с устойчивым развитием бизнеса и его прибыльностью в будущем.
Здесь необходимо четко обозначить, что, например, несоблюдение прав сотрудников, недопустимое воздействие на окружающую среду, неэтичное поведение со стейкхолдерами сегодня может пока ничего не стоить бизнесу, но завтра эта ситуация может измениться. Данный факт будет эскалироваться введением повышенных штрафов, существенным социальным воздействием, более дорогим финансированием.
Поэтому, когда мы говорим, что ESG – это очень важно для бизнеса, мы должны четко понимать, что чем раньше бизнес задумается о своем влиянии на окружающую среду, социальную сферу и качество корпоративного управления, тем раньше будет формироваться долгосрочная устойчивая стратегия развития бизнеса.
Сегодня система по управлению устойчивым развитием на основе оценки ESG факторов дает возможность экономить на затратах и улучшать операционную эффективность. В основе данного подхода лежат принципы бережливого производства, а именно, тщательная проверка всей цепочки факторов и поиск наиболее короткого и максимально эффективного пути для достижения результата, которая позволяет выстраивать максимально эффективный бизнес.
Также ESG подход содействует формированию лояльности потенциальных инвесторов, банков покупателей, поставщиков. Этот факт может являться и определенной маркетинговой стратегией для бизнеса, что также позволяет более эффективно использовать ресурсы.
Двигатель ESG революции
На мой взгляд, основным двигателем развития ESG подхода в российском бизнесе, будут банки и крупный ритейл. Первые обеспечивают фондирование бизнеса, а вторые являются одной из основных площадок в России для реализации произведенной продукции. Оба направления являются мощным инструментом воздействия на бизнес с точки зрения соблюдения определенных требований для реализации идей.
Многие банки включили ESG факторы в скоринг, что предполагает оценку кредитоспособности бизнеса на основе проделанной работы в области устойчивого развития, либо полученного внешнего ESG рейтинга. Также банки начинают включать в ковенантный пакет требования по выполнению ESG трансформации, т. е. привязывать стоимость денег к выполнению ESG критериев (например, снижение выбросов CO2). Хорошим примером может служить опыт «Сбербанка» и АФК «Система», который показывает, что бизнес может получить более дешевое фондирование при выполнении шагов по ESG трансформации.
Сегодня представители крупного российского ритейла также делают шаги в части реализации ESG концепции. Часть из них выделяет полки для продуктов с «чистым составом», вводят системы ЗОЖ меток, начинают задумываться о предъявлении определенных требований к упаковке, создают уникальные программы социальной поддержки. Так, X5 Retail Group («Пятерочка», «Перекресток», «Карусель») недавно ввели систему маркировки для поставщиков, которая обозначает для покупателя категорию продукта как «веган», «органик», «без глютена», «без добавления сахара» и другие.
Стимулирование ESG трансформации со стороны государства
Сегодня идет активная проработка законодательного закрепления ESG подхода и концепции устойчивого развития. При министерстве экономического развития и министерстве промышленности и торговли созданы экспертные советы, в которые вошли ведущие российские и зарубежные компании. Делается ежегодный национальный обзор реализации концепции в области устойчивого развития до 2030 года, который определяет текущий статус выполнения задач и ближайших перспектив.
Поддержка государством ESG инициатив бизнеса крайне необходима. Она может предполагать предоставление налоговых преференций (налоговые льготы, снижение ставок налогов и т. д.), определенных субсидий по процентным ставкам, по кредитам или купонным платежам, по облигациям, а также снижение требований ЦБ в части резервов. Осуществление подобных инициатив со стороны государства будет существенно стимулировать усиление ESG подхода ведения бизнеса и, как результат, всесторонне улучшать его качество.
Читайте также: