Как появилась кривая опыта
Идея кривой опыта была предложена Boston Consulting Group в середине 1960-х. Консультанты, работавшие с производителем полупроводников, заметили интересную особенность. Каждый раз, когда совокупный объем производства увеличивался в 2 раза, расходы на выпуск единицы продукции сокращались на 20%. Такая взаимосвязь получила название кривой опыта. Увеличение опыта компании в производстве определенного продукта приводило к снижению себестоимости этого продукта. Это правило было замечено еще в 1930-х годах американским авиастроителем Теодором Райтом.
Закон Райта
По «закону Райта», при увеличении произведенной продукции вдвое время на производство единицы продукции уменьшалось на определенный процент от предыдущего значения. В разных отраслях это значение меняется от 1-2% до 30%. При этом отраслевые показатели всегда остаются одинаковыми и могут не меняться в зависимости от масштаба деятельности.
График кривой обучения, источник: infostart.ru
Вид кривой меняется в зависимости от выпускаемого продукта. Согласно исследованиям RAND, двукратное увеличение количества ядерных реакторов при строительстве электростанций позволяет на 5% снизить время и капитальные затраты на строительство объектов.
Отраслевые расхождения в сокращении временных и финансовых издержек объясняются отличающимися возможностями для получения опыта. Крупномасштабные объекты (например, ядерные реакторы) производятся в малом объеме, относительно прочей продукции. Компаниям сложно увеличить объем продукции, на производство которой требуется несколько лет. При этом общая численность подобных объектов, представленных на рынке, составляет всего несколько сотен единиц.
Эффект обучения
Сначала изготовление нового товара характеризуется низкой производительностью и частыми задержками процесса, со временем работники начинают осваиваться, время и расходы на производство снижаются. Например, самостоятельная сборка мебели: сперва надо ознакомиться с руководством, деталями, крепежами и общей последовательностью работы. У многих людей бывают сомнения в своих силах. Однако в процессе сборки навык улучшается, вы понимаете, как именно собирается мебель, и действуете все быстрее. Это и есть эффект обучения, получаемого при производстве.
Эффект обучения появляется благодаря тому, что люди учатся на своих ошибках и стремятся ускорить процесс, которым занимаются. Обучение происходит интуитивно и естественно. В этом плане кривая опыта является отражением поведения человека.
Постепенный рост производительности труда связан с уменьшением количества ошибок работников и улучшением навыка. В ряде случаев появляются предложения по упрощению и ускорению процесса производства. Так возникает специализация. Вместе с появлением четкой последовательности и стандартов растет эффективность работы. Эта закономерность касается не только рабочих, задействованных в непосредственном выпуске продукции, но также управленческого состава и прочих сотрудников – чем больше опыта, тем проще справляться с разными задачами. Выработав собственный подход в реализации производственного процесса, можно менять структуру ресурсов, снижая издержки. Например, кривая обучения может использоваться при определении цены контрактов, в том числе государственных.
Формула кривой опыта
Кривая опыта объективно отражает ситуацию на производстве, когда:
- Производство продукции является трудоемким.
- Процесс производства одинаков для каждой единицы товара.
- В работе не бывает простоев.
- Малая текучесть среди персонала.
Формула кривой опыта выглядит так:
Кривая опыта не является способом снизить затраты на производство, а лишь отображает темп будущего снижения расходов при поддержании темпа и способа производства на текущем уровне. Снизить стоимость выпуска продукции можно при организации дополнительного обучения, предлагая работникам новые инструменты труда, оптимизируя регламент производственного процесса, мотивируя персонал на повышение производительности, унифицируя бизнес-процессы.
Что ограничивает применение кривой опыта
В теории кривая опыта дает преимущества фирмам, несколько лет находящимся на рынке. Новичкам должно быть сложно войти на рынок. Однако на практике все по-другому. Новые компании легко заходят в отрасль и быстро становятся крупными игроками. Такое часто происходит при введении в производство новых технологий и изобретений, а также при усовершенствовании товара. Яркий пример – переход на использование смартфонов. Весь опыт производства кнопочных устройств сошел на нет.
Это позволяет выделить такие ограничения при применении кривой опыта:
- При большой текучести кадров сложно использовать данные кривой обучения для выработки нормативов и плановых показателей (производство и бюджет). Руководство должно применять системы мотивации для персонала, чтобы снизить текучесть кадров.
- Применение новых технологий ограничивает эффективность кривой обучения.
- При слиянии и поглощении компаний эффект обучения откатывается к изначальным показателям.
- Недостаточность статистики по отраслям для применения кривой опыта.
Как использовать кривую опыта
Информация о снижении временных затрат на выпуск продукции позволяет использовать кривую обучения в разных направлениях:
- Оценка эффективности использования производственных фондов.
- Производительность труда.
- Разработка нормативов.
- Расчет бюджетных отклонений и других показателей эффективности.
В первое время работники предприятия получают опыт. Учатся и находят способы увеличить производительность. В этот период стратегические программы и бюджет не включают эффект обучения, из-за чего образуются бюджетные люфты (завышение расходов, занижение прибыли). Увеличение запланированных расходов и, как следствие, увеличение себестоимости и цены продукции. Большая цена готовой продукции привлекает на рынок новых игроков, что в дальнейшем увеличит конкуренцию и может стать причиной потерь прибыли.
Если не учитывать эффект обучения, реальные и будущие показатели доли рынка и расходов на производство искажаются. Соответственно, неверно разрабатывается маркетинговая стратегия, и ее эффективность снижается.
В качестве примера приведем небольшую выдержку бюджета и рассмотрим влияние кривой обучения на контроль и составление бюджета. Допустим, основываясь на этом бюджете, нужно принять решение о выводе продукции на рынок, установить цену продукта и выработать мотивацию для менеджеров относительно производства, продаж и экономики. Чтобы было проще вести расчеты, продукция не будет иметь начальных и конечных остатков на складах. Объем производства возьмем равным объему продаж.
Используя нормативный метод учета затрат, нужно чтобы нормативные затраты позволяли рассчитать достоверную базу при расчете отклонений. При использовании нормативных затрат без учета кривой обучения бюджетные отклонения по времени и объему труда будут благоприятными, потому что нормативные чел./часы и распределяемые на них переменные затраты будут высокими. В результате сделанные по этим отклонениям выводы будут неверными.
В первом случае при достижении производственного плана бонус получит директор, потому что сэкономит на ФОТ основного производственного персонала. Менеджер по продажам бонуса может не иметь, поскольку цена продукта будет слишком высокой, и появятся проблемы с реализацией товара. Собственник компании понесет потери, ведь он потратил ресурсы на организацию производства, выплатил бонусы, получил меньше прибыли или не получил прибыли вовсе из-за отказа от вывода продукта на рынок.
Таблица 1: Выдержка из бюджета без учета кривой опыта
|
Январь- Март |
Апрель- Июнь |
Июль- Сентябрь |
Октябрь- Декабрь |
Итого |
Цена продажи |
2 000 |
2 000 |
2 000 |
2 000 |
2 000 |
Объем производства |
100 |
200 |
300 |
400 |
1 000 |
Время час/шт. |
2 |
2 |
2 |
2 |
2 |
Общее время производства (час) |
200 |
400 |
600 |
800 |
2 000 |
Общий ФОТ (500 руб./час) |
100 000 |
200 000 |
300 000 |
400 000 |
1 000 000 |
Переменные затраты (250 руб. /час) |
50 000 |
100 000 |
150 000 |
200 000 |
500 000 |
Маржинальная прибыль |
50 000 |
100 000 |
150 000 |
200 000 |
500 000 |
Затраты на ед. |
|
|
|
|
1 500 |
Таблица 2: Выдержка из бюджета с учетом кривой опыта
|
Январь- Март |
Апрель- Июнь |
Июль- Сентябрь |
Октябрь- Декабрь |
Итого |
Цена продажи |
2 000 |
2 000 |
2 000 |
2 000 |
2 000 |
Объем производства |
100 |
200 |
300 |
400 |
1 000 |
Время час/шт. |
2 |
0,89 |
0,89 |
0,89 |
1 |
Общее время производства (час) |
200 |
178 |
267 |
356 |
1 001 |
Общий ФОТ (500 руб./час) |
100 000 |
89 000 |
133 500 |
178 000 |
500 500 |
Переменные затраты (250 руб./час) |
50 000 |
44 500 |
66 750 |
89 000 |
250 250 |
Маржинальная прибыль |
50 000 |
266 500 |
399 750 |
533 000 |
1 249 250 |
Затраты на ед. |
|
|
|
|
751 |
Отклонение |
749 250 |
|
|
|
|
Этот пример отражает простые данные, по которым видны преимущества использования кривой опыта в установлении нормативов и бюджетировании. Меры по увеличению эффективности бизнеса следует применять в самом начале работы, когда для этого есть больше возможностей.
Выводы
Хотелось бы отметить, что движение мыслей в эту сторону собственников бизнеса и людей, отвечающих за эффективность в компании, постепенно приведет к своевременному внедрению таких важных инструментов как:
- АВС-метод расчета себестоимости.
- Функциональный и стоимостный анализ.
- Целевое управление себестоимостью.
- Система сбалансированных показателей.
Нынешняя экономическая ситуация, сформировавшаяся из-за пандемии, стала причиной появления больших трудностей у компаний в разных сферах. Эти проблемы однозначно указали, что многие руководители не знают, какие размеры резервов затрат, прибыли и их драйверы, никогда не анализировали чувствительность своего предприятия к подобным колебаниям финансового состояния. Знать размер своей финансовой «прочности» необходимо не только в кризисной ситуации, но и в обычной деятельности, возможно подобные потрясения станут со временем частью нашей жизни.
Такой инструмент как кривая опыта может легко адаптироваться под стратегию компании и применяться для оптимизации производства и поиска решений для повышения производительности труда и эффективности бизнеса.
Также читайте: