Корпоративная практика1122211

Новые реалии фармрынка: «Бизнес в трусах» vs CEO

Выживут компании со стратегией на удаленном управлении или домашнем онлайн-офисе. В продвинутых компаниях уже активно формируются KPI для «команды в трусах».

Можно ждать спада эпидемиологического накала, укрепления системы здравоохранения, налаживания курса валют, а вместе с тем возрождения покупательской способности и стабилизации рынка. А можно увеличить долю дохода, достичь положительной динамики маржинальности бизнеса, уверенно вести компанию вперед вне зависимости от чрезвычайных обстоятельств и конъюнктуры рынка. Только вот способно ли нынешнее руководство фармацевтических компаний предложить антикризисные меры и смелую бизнес-стратегию?

Современные технологии и глобализация, подстегиваемые коронавирусом, дают нам возможности, которые ломают устаревшие представления о том, что на работу нужно надевать пиджак, галстук, выходить в 7 утра, и как раньше идти большой толпой на завод, чтобы было что поесть и была возможность выжить. Удаленка перестала быть уделом отчаянных домохозяек и программистов-интроветров. Сначала появилась плеяда фрилансеров-блогеров, которые путешествуют по миру, подкрепляя свой блог фотографиями в трусах с планшетом или ноутбуком в руках. Сейчас многие добровольно или вынуждено ведут образ тех самых блогеров, только в изоляции. Они делятся сториз в домашних пижамах за работой дома.

Сейчас выживут только компании со стратегией на удаленном управлении или домашнем онлайн-офисе и надо понимать, что это не временная мера. Закрепленный однажды образ мышления уже останется с нами навсегда. В продвинутых компаниях уже активно формируются KPI для работников в домашней одежде. В топе будут гибкие навыки управления «командой в трусах». Всем игрокам фармрынка будет важно глубоко переосмыслить показатели эффективной работы в новых условиях. Спрос на цифровые b2b-сервисы вырастет: анализ данных, аутсорс, онлайн-услуги, облачные хранилища, так как время требует кардинальных управленческих решений.

Какие-то компании так никогда и не выкарабкаются из кризиса. Под беспощадную косу конкуренции попадут все игроки рынка, если только фармкомпания не специализируется на разработке вакцин и препаратов против коронавируса. Для остальных перешагнуть неспокойные времена возможно, только если оставить ностальгию об офлайне в прошлом и следовать плану.  Предлагаем вместе проанализировать и спрогнозировать ближайшие 10 лет российской фармы, чтобы управлять ситуацией и уходить в двузначный рост. 

Динамика развития фармацевтического рынка

В 2019 году рост в отечественном ритейле ускорился с 5% до 6% по сравнению с 2018 годом. Неожиданным для аналитиков оказался рост государственного сегмента в размере 30% в 2019 году. Движение вверх обеспечили новые молекулы и биосимиляры. В основном лидеры фармотрасли улучшили показатели продаж в 2019 году по сравнению с тенденциями последних трех лет. Международные корпорации выиграли от расширения каналов, финансируемых государством. В частности, Johnson & Johnson демонстрирует рост 14.6% в 2019 от общей рыночной стоимости, Novartis —  35.9%, Pfizer  — 23.6%, Merck Sharp Dohme  — 51.1%, Glaxosmithkline —14.8%.  Половина топ-10 игроков фармкомпаний на розничном рынке смогла улучшить свою динамику относительно средних показателей за последние 4 года.

2020 год для российского фармацевтического рынка будет крайне неоднозначным. Помимо  маркировки, легализации дистанционной торговли лекарствами, свои коррективы внесет ситуация с COVID-19. Несмотря на нестабильность, российский фармрынок в стоимостном выражении будет расти примерно на 6% в год в течение следующих пяти лет, в основном за счет роста госсегмента в соотношении 4,6% прямых затрат и 8,3% от программ возмещения. Корректив по аналитике будет еще много.

В глобальной перспективе по официальным данным международного сервиса statista.com Россию ожидает рост фармацевтического сектора до 147%, что всего на 13% меньше общемировых показателей. Многие эксперты сходятся во мнении, что в ближайшее десятилетие Россия будет нагонять отставание, а значит — потенциал роста высок. Главное выстраивать новую стратегию бизнеса в активно формирующемся рынке, где опыт предыдущих лет играет уже не первостепенную роль.

Тенденции и факторы роста 2020-2030

Естественный отбор в мире отечественной фарминдустрии диктует свои правила. И главное правило нового десятилетия — принятие решений в режиме реального времени. А это значит, что все зарождающиеся тенденции, которые мы видим на международной арене, рано или поздно укоренятся и в нашей стране. COVID-19  — лишь свидетельство о преемственности глобальных событий в нашей стране. Миллиардо-долларовые инвестиции в мировом масштабе возьмут свое, и российский рынок не сможет противостоять натиску технологий и социально-экономических последствий. Успех будет на стороне тех, кто:

Если внедрять драйверы роста в стратегию компании, любой игрок фармрынка будет чувствовать себя намного стабильнее, что создаст благоприятные условия для максимальной прибыли даже в период кризиса. Рост приходит к активным и въедливым менеджерам, имеющим доступ к важной стратегической информации, в моменте здесь и сейчас. Если руководство не предпринимало никаких шагов в сторону обрушившихся в одночасье трендов за последние два года, скорее всего, потребуется пересмотреть бизнес-стратегию целиком. Не все компании справятся со шквалом событий, однозначно, массовой смене CEO в индустрии быть. А пока весь мир лихорадит от пандемии, шагайте в ногу со временем и формируйте будущее, ведь история вашей компании еще не пишется.

Фото: Дмитрий Меньшенин, руководитель направления по бизнес планированию и исследованиям рынка «Санофи»

Читайте также:

Смотреть комментарии