Корпоративная практика1436116

Как анализировать простои оборудования

Автоматические системы управления процессами должны перенять лучшие процессные практики и методы управления по отклонениям.

Считаю анализ простоев ошибочной практикой оптимизации производственных систем. Автоматические системы управления процессами должны перенять лучшие процессные практики и методы управления по отклонениям.

Рынок автоматизированных систем для управления производством пополнился десятком систем мониторинга обещающих замечательный результат от анализа простоев. Программные комплексы эффективно реализуют неэффективные технологии управления. Для примера рассмотрим механообработку с ЧПУ.

Максимальный вариант

Для успешного выпиливания на станке с ЧПУ надо, чтобы сразу имелись:

Идеальный вариант

Не все эти ресурсы нужны одновременно. Если оптимизировать бережливое производство на механоообработке с ЧПУ до совершенства, ориентируясь на замок Снежной Королевы, то выяснится:

Анализ простоев

Мир не идеален. Особенно в части цены и сроков. Существует идея – создать инструмент (методологию, ПО, приспособление на станке и т. д.), позволяющую отмечать и именовать факт простоя. Потом классифицировать суммировать, анализировать. Выявить и наказать виновных, вынудив их не порождать простои в дальнейшем. Начиная с самых влиятельных причин, как и завещал Парето.

Методология простая, понятная, последовательная и неэффективная. Доказательств тому множество. В оставшуюся часть статьи поместим самые интересные.

Как говорят врачи, нет здоровых – есть недообследованные. Например, появились отклонения – процесс идет в разнос, но мы не можем или не хотим это заметить, пока метастазы не вылезут наружу. Ответственный оператор или бдительный мастер успевают броситься на амбразуру и восстановить производственный поток. Растут проблемы, неучтенные и неконтролируемые «взрослые» проблемы превращаются в катастрофы.

Допустим, оператор инициировал учет простоя по отсутствию заготовки. Система мониторинга начала отмерять косяки. Сбой станка удалось исправить, и он остался не замеченным. Как и отсутствие УП, инструмента и оснастки. Оператор отлучился на неучтенный мониторингом перекур. За это время проблемы решились. Оператор успел запустить обработку в допустимых пределах. Интервал времени отметил как простой по отсутствию заготовки, срывы по подаче УП, инструмента и оснастки остались не обработанными. Реальная гистограмма выглядит примерно так:

Множественные состояния простоя

Если в предыдущей ситуации оператор не успел запустить обработку вовремя, т. е. проблемы решились за пределами отведенного на наладку времени, оператор вынужден отметить причину простоя. Ситуационная диаграмма выглядит так:

Таким образом, причина простоя, отнесенная на отсутствие заготовки, скроет отклонения по УП, инструменту и оснастке.

Ни одна из систем мониторинга на рынке не содержит механизма анализа множественных простоев, что намекает на полную бесполезность анализа простоев, как метода управления производством.

А вот совсем грустная песня. Оператор – человек ответственный, отметил начало простоя по отсутствию заготовки. Пока ждали заготовку, выяснилось – УП некорректна. Пришлось менять инструмент и оснастку.

Поменяли быстро. Но именно на кого-то из них повесят простой. А может, все еще, виновата заготовка. В любом случае, мы включим в отчет неправильную причину простоя. Но это уже не важно. При смене оснастки незаметно повредили подающий механизм. Следующий цикл начнется с рассказа о медном тазе. Производство остановится. Армагеддон перейдет в Апокалипсис. Доклады специалистов будут начинаться и заканчиваться русским синонимом слова «коллапс». Самое время ранжировать причины простоев за прошлые периоды.

Скрытые простои

В этом рассказе нет простоев. Оператор на станке – Мудрый Вася. У него нет простоев. За простои наказывают. Он нормы знает назубок. Он быстренько отрегулировал станок. Вася индифферентен к Total Productive Maintenance. В парадигме Васи: исправный станок – тот, который сломается не в его смену.

У Васи свое понимание KPI – «бабки нужны». У Васи будет план и не будет простоев. Вася выверит УП, встретив там те же косяки, как и в прошлую смену, поправит их, только ему известным способом. Сходит «на перекур», по пути провернув замену инструмента и оснастки. Обработка начнется вовремя.

План выполняется. Простоев нет.

Теперь эта же ситуация глазами опытного паталогоанатома:

Виды простоев

Анализ простоев тема неблагодарная, но модная. Многие принялись анализировать простои. Существует множество автоматизированных систем, позволяющих анализировать простои. Можно классифицировать много видов простоев. У нас в компании есть список из ~20+ причин простоев. В том числе в этот список входят:

При детальном рассмотрении перечисленный список не содержит простоев. Он включает:

Как вернуть проблему хозяину? Особенно если он выше по должности, сидит «в башне», и вообще в пять часов ушел домой, а ты в цеху и у тебя третья смена (и не приведи господь – «сдельщина»)? Как мотивировать оператора «стучать» на самого себя? Он и на других стучать не хочет.

Как это реализовать технически? Не относится к отклонениям, а реально к простоям: «Прогул», «Облом», «Понос», «Нарушение ТБ», «Обструкция» (Итальянская забастовка), «Саботаж», «Луддизм». Их даже в справочнике не. Как их отмечать в системе мониторинга?

Справочник простоев растет. К новому году он будет толще «Административного кодекса». Инструмент не принесли или принесли не комплект, или не тот, или нерабочий? Кто это заметил? Кто вернул? Насколько быстро заменили? А с первого раза или итерациями?

Явные выгоды анализа простоев

Если нужно отомстить, тому из-за кого ты не разбогател, надо анализировать простои. Для управления производством нужны иные инструменты. Принять меры, провалив план, или выполнить план.

В первом варианте – анализируйте простои. Если нужно подтвердить, что завод с полувековым лидерством в отрасли теперь проигрывает «выскочкам», по причине неправильных работников.

Какими средствами и какими способами перейти «на светлую сторону?

Пересмотрите цели и методы на всех уровнях производства – «Руководители», «Высший менеджмент», «Средний менеджмент», «Исполнители». Переход от анализа простоев (провалов которые не удалось скрыть) к управлению в реальном времени.

Смена инструментария

Некогда точить пилу – надо пилить. Информационные системы для управления производством должны позволять визуализировать продуктовый поток в реальном времени, показывать ресурсную обеспеченность, определять отклонения и иметь алгоритмы обработки отклонений. Откажитесь от кнопочки: «Вася не виноватый – инструмент не принесли», в пользу кнопочки: «Несите инструмент к заказу N и побыстрее! Вася».

Еще перспективнее – АСУП которая следит за обеспеченностью заказов и соблюдением технологии. Пример реакции АСУП: «Внимание инструментального цеха! Вася готов принять заказ N без инструмента. Через 300 сек, переназначу тикет вашему шефу и депремирую его на 30%. Ваша MES:)».

В завершение несколько философских размышлений:

Фото: Pixabay

Смотреть комментарии