Маркетинг2280

Как использовать оценку эффективности продаж в категорийном менеджменте

Как категорийному менеджеру грамотно управлять ассортиментом ритейл-сети или магазина, чтобы поддерживать интерес покупателей и соответствовать реалиям рынка?

Категорийный менеджмент является основным инструментом управления ассортиментом в ритейле. С развитием информационных технологий принятие решения о роли категории становится все более сложным и менее очевидным для менеджера.

Категорийное управление – это целая система, связанная с оценкой региона расположения и конкурентного окружения, с выбором целевых групп, с разработкой стратегии и позиционирования формата, с созданием уникального предложения и т.д. На этом этапе роли категорий назначаются на основе глубоких исследований. Но это разовый и дорогой процесс. Далее начинается тактическое управление ассортиментом, в процессе которого надо ответить на вопросы:

Как управлять категорией с помощью оценки эффективности продаж

Для управления ассортиментом я рекомендую помимо стандартных вариантов ранжирования и группировки показателей на базе ABC/XYZ-анализа перейти к использованию более понятного и прозрачного – оценке эффективности продаж.

Приведенные выше виды анализа применимы только для отдельных SKU. При работе с категориями они искажаются за счет диспропорции ассортимента. Допустим, в «категории 1» – 100 SKU, в «категории 2» – 30 SKU. Первая категория продается лучше, чем вторая. В чем причина такого расклада – пока не понятно: возможно в большом ассортименте или в том, что мы постоянно его расширяем, потому что товары этой категории хорошо продаются. А если бы во второй категории было хотя бы 70 SKU, она продавалась бы лучше, чем первая?

Эффективность продаж можно оценивать на любом уровне классификатора. Она рассчитывается как отношение доли группы товаров в исследуемом показателе, например, товарообороте, к ее доле в ассортименте выборки.

Что такое ассортиментный минимум

Необходимо ввести еще одно понятие, чтобы правильно использовать эффективность. Ассортиментный минимум бывает двух видов:

Как смотреть на категории: четыре тактических совета

  1. Определите ассортиментный минимум и не снижайте его, иначе категория перестанет выполнять свою роль.
  2. Существуют важные с большим объемом продаж и второстепенные категории. Если в важной категории Кэф меньше установленного минимума, например, 0,5, пересмотрите способ расчета ассортимента или понизьте роль категории, или вы неправильно выбрали конкурентов.
  3. Ассортимент сверх минимума вводите при превышении Кэф некоторого порогового значения, допустим, 1,2 или 1,5.
  4. Если коэффициент эффективности второстепенной категории больше порога пересмотра категории, например, 3, значит, эта категория очень интересна покупателю и надо повысить ее роль до специальной целевой. Если все сделано правильно, то она скоро сама выйдет в важные.

Как пересмотреть роль категории

Работа категорийного менеджера строится на правильном понимании ролевой структуры ассортимента. Напомню, какие бывают роли, и как с ними работать.

Адаптация технологий управления ассортиментом к реалиям рынка дает конкурентное преимущество. Главное, не перегрузить себя лишней информацией, и не усложнять решение простых вопросов.

Также читайте:

Смотреть комментарии