Маркетинг136454

Почему паразитический контент вытесняет оригинальный и как его создавать

Прием «Воруй как художник» процветает в Интернете, и это не случайно. Как выпускать много контента, почти не создавая его?

Социальные сети, видео-хостеры, подкасты, блоги, каналы… Может показаться, будто контента производится безгранично много. Так и есть. Однако на большинстве площадок все сливки снимает особая категория людей и бизнесов — паразиты на чужих публикациях.

Например, при всем видовом разнообразии YouTube, благодаря чему его никак толком не добьют на территории РФ, там процветают «реакции» в виде самостоятельных роликов. Наверняка многие знают Конора, который со своей фирменной интонацией проверяет «как оно на самом деле».

А вот его чуть менее известный коллега по проверке чужих лайфхаков, по большей части кулинарных:

Суть проста до изумления. Ребята смотрят чужие ролики и повторяют их. То есть воруют идеи внаглую? Да, но они же проверяют. Вуаля, легким движением руки копипаста превращается в оригинальный контент. 

Который можно монетизировать с показов и делать рекламные интеграции. У Конора больше 3,5 млрд (!) просмотров, бородач перевалил за отметку 1,5 млрд. Весь их успех построен на «проверке» чужих роликов.

Есть еще десятки, а скорее сотни «тестировщиков». Это целая индустрия. Но если вы думаете, что суть проблемы в том и заключается, то нет. Мы пока затронули самый краешек гигантского мегатрендища.

Другое щупальце того же спрута — смотреть и офигевать. Серьезно, люди буквально смотрят чужое видео, снимают этот процесс и собирают миллионы просмотров. Вот, например, звезда в сфере строительства:

По множеству других направлений свои наблюдатели. Есть непонятный и загадочный мир тех, кто смотрит за игроками в компьютерные игры. Они даже не играют сами! Смотрят, чего вполне достаточно.

Впрочем, творческим людям скучно просто глазеть. Они придумали перед этим набирать в рот воды. Или – как потом догадались особенно креативные девушки — молока. Теперь главное не засмеяться, то есть на самом деле, конечно, важно прыснуть со смеха при просмотрах, смешно или эротично облиться – и публика в восторге. Десятки, сотни таких умельцев. Им тоже хватает на миллионные охваты, миллиарды суммарно за карьеру.

Еще есть пересказы и переозвучка. Мои антикумиры — мошенники с механическим голосом от ИИ, наложенным поверх нарезки чужих видео. Они делают дайджесты, нарезку кадров. Пересказывают своими словами (и чужим голосом).

Алгоритмы это пропускают. Но главное их смотрят, лайкают, комментируют. Не единичные психи — миллионы.

Мне попадался канал с роликами из мультфильма, которые «смотрит» фото парня. В конце он оживает и заливисто смеется. Почти уверен, что даже эти несколько секунд изображают не автора канала. Он просто сложил пару чужих кубиков вместе. На эти «два процента» и живет.

Кстати, была волна таких видео с настоящими звездами, которых ни с кем не перепутаешь. Например, поднявший бровь Дуэйн «Скала» Джонсон, а также многие другие.

При чем здесь бизнес

С одной стороны, паразиты на контенте неплохо зарабатывают. У одних свои рекламные агентства, другие на донатах поднимают достаточно, чтобы не бедствовать. Там есть деньги.

Особенно красиво то, что затрат почти никаких. Миллионные показы поверх чужих кадров бывают безобразно обрезаны на дешевом зеленом экране каким-то бесплатным софтом. Все собрано буквально на коленке.

Тем не менее все примеры выше служат только подводкой к основной теме, о которой хочу поговорить.

Паразитирование на чужом контенте — ядро эффективной рекламной, тем более PR-политики любого бренда. Или одиночки, команды, продукта. Основные причины, помимо очевидной экономии на разработке:

Попытка возглавить свою отрасль предпринимается многими. У одних есть реальные основания в виде объемов, патентов, достижений. Другие просто медийно активны. Ирония в том, что «быть на виду» важнее, чем быть компетентным.

Настоящие мастера недаром молчаливы. Во-первых, им некогда, заняты настоящей работой. Во-вторых, они заложники Даннинга-Крюгера, часто недооценивают свой уровень. В-третьих, знать и уметь рассказать – далеко не одно и то же. Нужны другие навыки, не все готовы их осваивать. Очень много причин, почему те, кто знают, не говорят.

Однако свято место пусто не бывает, и медийные мощности успешно осваивают контентные паразиты. Они понимают или догадываются, что можно брать чужой контент, собирать в подборки и выглядеть привлекательно. 

Аморально? Разумеется. 

Законно? Вполне.

Обратите внимание, речь идет о прямом злостном плагиате под видом цитирования. Например, есть команды акробатов, которые пытаются повторить чужие трюки. Они тоже воруют идеи, по идее, полностью входят в категорию паразитов. Но рискуют собственными шеями, действительно делают весь объем работы, а лайки и подписки отрабатывают, буквально, потом и кровью.

Если вы подсмотрели темы у конкурентов и раскрыли их сами — это другой жанр. С этической точки зрения тоже не безупречный, но, строго говоря, нормальный. По каждой теме, в каждой отрасли поневоле рассматриваются похожие и одинаковые вопросы.

Сейчас фокус именно на паразитировании. 

Как стать успешным паразитом

Самый простой способ — комментировать. Это очень мощный формат, который почти ничем не ограничен. 

Лайка мало, нужно именно высказаться. Всего за пару строчек человек встает в один ряд с автором лонгрида или исследования. Сам так делаю, когда есть время, это очень удобный и вдобавок дофаминосодержащий лайфхак.

Помимо комментариев под публикациями есть также высказывания в них. Немного сложнее, но по затратам все еще гораздо ниже, а по ожидаемой пользе выше. Можно сделать аккаунт на PressFeed, выбрать список интересных тематик и потом регулярно мелькать в эфире. Впрочем, далеко ходить не надо, на Executive.ru есть похожий сервис «Лига экспертов».

Идеально, конечно, если вы (или ваш бренд) уже обладаете каким-то весом. Тогда могут звать прицельно, отдавать трибуну целиком — но не для того, чтобы доверить весь объем работы по производству контента, а всего лишь прокомментировать чужой труд или инфоповод. 

Можно комментировать и то, про что никто нигде не спрашивал! Блогеры обожают этот прием. Обратите внимание, почти не осталось уже «говорящих голов» с узкой специализацией. Они легко включаются в обсуждение политических вопросов, освещают события в далеких галактиках – что угодно. Как правило, выглядит это как у наблюдателей за компьютерными играми или чужой клоунадой — просто смотрят на чужие ролики, улыбаются или хмурятся, делятся своими эмоциями.

Говорю с негативной окраской, потому что всю жизнь занимаюсь производством оригинального контента. Мне неприятно, с какой легкостью можно воровать копирайт, зарабатывая миллионы во всех смыслах.

Но понимаю, что на самом деле технология хороша. И она гораздо шире простой копипасты, либо «будем наблюдать». 

Кстати, некоторые паразиты настолько харизматичны, делают все так классно, что … превосходят оригинал. Например, известная в кулинарных кругах дама годами демонстрирует оригинальные рецепты с фирменной концовкой «Perfect»:

А ее подражатель или, точнее сказать, пародист не пропускает ни одного ролика, тут же повторяет. Что пользуется успехом. У него вдвое больше подписчиков!

Ребята уже познакомились, записывают ролики совместно и подшучивают друг над другом.

Еще один пример того, когда паразитический контент выглядит достойно и не похож на воровство. Мужчина на фото ниже — Лоренц Валентино. Он прифотошопливает свои изображения к знаменитостям. Но делает коллажи так качественно, с неизменным юмором, что вместо судебных исков получает только лайки и всеобщие восторги. В том числе от некоторых селебрити.

Чуть не забыл про самого главного ТикТокера – Хабане «Хаби» Лейма. Одного из основоположников жанра по использованию чужих видео. Это тот самый парень, который комично разводил руками при просмотре безумных лайфхаков. 

Он давно стал легендой. Лично знаком со множеством знаменитостей. И помогает некоторым из них. Например, снимался в серии юмористических роликов с Уиллом Смитом, вероятно, чтобы помочь бедолаге оправиться после падения с Голливудского Олимпа. Представляете, парень из ТикТока спасает кинозвезду. А еще рекламирует почти все бренды планеты, собирает миллионы, занимается благотворительностью. Все благодаря паразитическому контенту.

Справедливости ради, все последние герои не просто крали чужое. Они добавляли и свое. Однако есть много способов, как обойтись без креативности:

Таким образом решается много разноплановых задач.

Можно выглядеть гораздо круче, чем позволяет собственный уровень достижений или способностей их преподнести. 

Регулярность появления в публичном поле вырастает на порядки. Используются все актуальные события и тренды. Вы в теме, в бизнесе. На виду.

И по сравнению с авторами контента почти ничего не тратите на разработку, во всяком случае гораздо меньше. ROI зашкаливает. Что еще нужно! Ну вот что, например:

Упомянул ИИ в виде проходного вспомогательного сервиса для переводов. Но роботы имеют все шансы включиться в борьбу и победить. Ведь это чисто их поле деятельности:

Возможно, люди скоро будут читать обзоры от ИИ. Скорее всего, это уже происходит. Как опережая эпоху заметил Виктор Пелевин еще в «Generation П»: «Творцы нам тут на*** не нужны». Заимствования прижились, они эффективны и побеждают.

Читайте также:

Смотреть комментарии