IT-менеджмент48110

Что отличает российскую экономику в срезе цифровых компетенций

По итогам опроса среди 2,2 тысяч респондентов из 60 стран, компании, использующие цифровые технологии, можно условно разделить на четыре категории.

Быстрое развитие цифровых технологий увеличивает возможности компаний как в финансовом, так и в технологическом плане. Оценить способности организаций использовать технологии в рамках своих бизнес-процессов может Индекс цифровой компетентности (DigitalIQ), о котором рассказала партнер компании PwC Светлана Медведева в рамках Санкт-Петербургского конгресса IT-директоров «Белые ночи». Светлана представила основные блоки еще не вышедшего в публичный доступ исследования за 2018 год.

Разные стремления

По итогам опроса среди 2,2 тысяч респондентов из 60 стран, компании, использующие цифровые технологии, можно условно разделить на четыре категории в зависимости от стремлений:

  1. Охотники за эффективностью
  2. Новаторы
  3. Реформаторы
  4. Отраслевые первопроходцы

Охотников за эффективностью отличает применение цифровых технологий для более продуманного и быстрого ведения бизнеса. Таких компаний в мировых масштабах не много – всего 21%. В России же это самая многочисленная категория – 51% от всех респондентов.

Как правило, цифровизация здесь является синонимом IT и включена в общую корпоративную стратегию. Благодаря подкованности сотрудников и руководителей в цифровых технологиях, такие компании меньше остальных боятся коренных изменений, вызванных диджитализацией. Заботу о своих специалистах в таких предприятиях ставят едва ли не выше клиентского опыта.

Новаторы стремятся нарастить новые компетенции и ресурсы для модернизации бизнеса. Это самая обширная категория в мире (36%), но одна из самых небольших в России (16%).

Как и предыдущая группа, новаторы включают цифровизацию в общую стратегию, но расширяют ее понимание до всех инвестиций на технологические интеграции во все составляющие бизнеса. Несмотря на подкованность сотрудников новаторы опасаются цифровых технологий и изменений, которые те могут принести за собой.

Реформаторы идут по пути изменения базовой бизнес-модели компании для переосмысления ее деятельности. Это 30% отечественных предприятий (вторая по количеству группа) и 23% всего мирового бизнеса.

Знания и удовлетворенность сотрудников здесь ценят гораздо выше клиентского опыта. Лидеры бизнеса гораздо меньше разбираются в диджитал. По их мнению, цифровизация выходит за рамки технологий и отражает образ мышления, нацеленный на инновации и оптимизированный процесс принятия решений. Только в одном случае из трех цифровизация включена в общую корпоративную стратегию.

Отраслевые первопроходцы готовятся к выходу на новые рынки или к ведению бизнеса в новых отраслях. Примечательно, что несмотря на одинаково небольшой долю в общем срезе, в России таких первопроходцев в 4,5 раза меньше, чем в мире: 4% против 18%.

Они также как охотники за эффективностью считают цифровизацию синонимом IT, но во главу угла ставят важность клиентского опыта. Видят реальные угрозы, которые стоят за диджитализацией и не имеют обширных знаний в области цифровых технологий как среди сотрудников, так и в руководстве.

Формула успеха

Чтобы достичь успеха, следует объединять усилия. Так, формула состоит из нескольких этапов: выбор пути, подбор квалифицированных кадров из области интернета вещей или роботизации, контроль и лидерство. Учитывая, что в мире и России главной проблемой является нехватка профессионалов в этой области, именно этот этап может стать проблемой в будущем. Также среди обозначенных барьеров – неэффективный подход к побору персонала и отсутствие поддержки в организации.

Подводя итоги, можно сказать, что российскую экономику отличает стремление к повышению эффективности внутренних процессов и переосмысление собственной деятельности. На мировой арене таких явных трендов нет, однако в сравнении с Россией здесь почти в 5 раз больше первопроходцев, готовых покорять новые отрасли и внедрять новые продукты.

Еще одним важным выводом исследования является то, что сейчас лишь очень небольшая группа респондентов понимает, что за цифровизацией стоят не только IT-инвестиции, а гораздо более масштабный процесс смены парадигмы мышления, о которой много пишут лидеры рынка. Это говорит о низкой конкуренции среди компаний нового формата и возможностях для тех, кто сумеет вовремя распознать тренд.

Фото: pixabay.com

Смотреть комментарии