Суть соглашения заключается в том, что фермерские хозяйства смогут осуществлять продажу продукции конечному розничному потребителю через эти интернет-площадки.
Цели данного соглашения:
- Обеспечить доступность фермерских, экологически чистых продуктов для потребителя и оперативность их доставки.
- Предоставить возможность фермерским хозяйствам получить приток новых клиентов, повысить спрос на продукцию.
При этом не стоит полагать, что Россия ставит целью полный переход потребителей на фермерские продукты. Никакого одномоментного и быстрого отказа от продуктов масс-маркета не будет, как в ближайшей, так и в далекой перспективе.
Однако поддержка фермерских хозяйств – одна из глобальных задач, которая идет рука об руку с политикой импортозамещения. Фермерские продукты станут доступнее благодаря сотрудничеству с маркетплейсами. Для многих потребителей, которые отказалась от глютена, лактозы, например, это станет настоящей находкой.
Опыт других стран
Очевидно, что для российского рынка принятые инициативы перспективны и привлекательны. В мировой практике – это вариант нормы. Например, в Китае потребители активно покупают фермерские продукты для здорового питания на маркетплейсе Pinduoduo. Все нюансы выбора продукции, последующей оплаты и доставки налажены.
В Китае к потреблению фермерских продуктов современные покупатели медленно, но верно начинают приходить. Не стоит полагать, что «чистое питание» – это своеобразный культурный код «Поднебесной». Напротив, с ростом населения увеличилась пищевая нагрузка в виде фаст-фуда, продуктов пищевой промышленности, обработанных пестицидами и химическими составами. Однако мировой тренд на здоровый образ жизни становится частью повседневной действительности (Китай – не исключение).
В России же формирование культуры здорового питания пока идет не самыми активными темпами. И все же предпочтения россиян постепенно меняются. Выбор все чаще отдается не продуктам из масс-маркета, а здоровой пище с коротким сроком годности и натуральным составом. Таких продуктов практически нет на прилавках супермаркетов, они малодоступны.
Формирование культуры потребления
Чтобы российский потребитель перешел на сторону фермерских продуктов, необходимо заниматься более активной маркетинговой политикой, рассказывать людям о пользе здорового питания. Сейчас активно позиционируются продукты из магазинов «шаговой доступности», всевозможные готовые блюда, фаст-фуд. Про пользу фермерских продуктов практически не говорится. А это значит, что прийти к их потреблению человек может только самостоятельно.
Разумеется, следует на государственном уровне активнее заниматься социальной рекламой и продвижением таких продуктов, говорить о пользе здорового питания, формировать эту культуру.
Собственные интернет-магазины
Конечно, фермерские хозяйства не находились и не находятся в забвении. Многие из них организуют продажу продуктов через свои интернет-магазины, занимаются доставкой. Однако минимальная стоимость заказа, как правило, внушительная, от 3 тыс. рублей, а варианты доставки в плане временных интервалов крайне скудные.
Есть надежда, что работа с «Яндексом» и «Озон» приведет и к снижению минимальной стоимости заказа, и к более оперативной доставке.
Если говорить про самовывоз продукции, то некоторые фермерские хозяйства практикуют и такой вариант. При этом предлагают покупателю не просто получить заказ, но и совершить небольшую экскурсию по ферме. Получается своего рода агротуризм, который сейчас очень активно набирает обороты. В этом, безусловно, есть своя фишка. И все же массово потребитель будет ожидать быструю и удобную доставку с возможностью выбора временных интервалов.
Возможные риски для фермеров
Стоит сказать, что у фермеров есть риски. Если «Яндекс» и «Озон» действительно обеспечат стабильный приток клиентов, наладят логистику и цепочки поставок, то фермерским хозяйствам нужно быть готовыми к производству большего объема свежей продукции.
Ведь, например, срок годности свежего сыра едва ли превышает одну неделю. В то время как сыр с прилавка супермаркета может храниться от двух месяцев до года. Соответственно, не исключено, что потребуется менять технологии производства, бизнес-процессы, увеличивать штат сотрудников.
Кроме того, необходимо будет обеспечить и достойную упаковку, которая не только сохранит свежесть продукта, но и его товарный вид и целостность. Не исключаю, что совместно с Министерством сельского хозяйства нужно прорабатывать и этот момент, приходить к единым стандартам.
b2b в ожидании
Важно заметить, что подобные инициативы сотрудничества фермерских хозяйств и маркетплейсов ориентированы на b2c аудиторию. Тем временем b2b производители (корма для животных, семена, удобрения) пока действуют собственными силами. Дело в том, что представителям бизнеса нужна не просто покупка какого-то продукта или сервиса, но и клиентское сопровождение. Это осложняет процесс «быстрой продажи». Возможно, на государственном уровне в скором времени будут приняты шаги и в этом направлении.
Выводы
Сейчас очень хочется услышать реальные истории и комментарии представителей фермерских хозяйств, узнать, как осуществляется обучение работе с площадками «Яндекс» и «Озон», какие промежуточные результаты уже есть. Возможно, кто-то откликнется. Пока примеров нет, а было бы интересно узнать из первых уст, что скрывается за сотрудничеством.
Технологии меняют нашу жизнь. Поход в магазин – стал скорее исключением, чем правилом. Торговля «ушла с земли» в онлайн-пространство. Очевидно, что фермерские продукты будут востребованы, если активнее работать над их продвижением и позиционированием, объяснять людям пользу таких продуктов, обосновывать их высокую стоимость и короткий срок годности.
Читайте также: