Риски и возможности602629

Как замедление YouTube повлияет на рынок рекламы и блогеров

Можно ли быстро заменить возможности самого популярного видеохостинга? К чему готовятся владельцы каналов и рекламные агентства?

25 июля 2024 года глава комитета Госдумы по информационной политике Александр Хинштейн заявил, что власти будут замедлять YouTube на стационарных компьютерах. 1 августа произошел сбой в работе видеохостинга в ряде российских регионов. 2 августа компания Google заявила, что перебои не являются результатом действий с ее стороны. К 3 августа YouTube перестал воспроизводить видео в высоком качестве. 8 августа российские СМИ стали сообщать, что видеохостинг перестал открываться в браузерах на ПК в России.

При этом посещаемость YouTube в России продолжала расти, несмотря на замедление работы сервиса. По данным Mediascope, с 29 июля по 4 августа видеохостинг хотя бы раз в день посетили 82,6 млн человек, тогда как неделей ранее этот показатель был равен 82,5 млн человек.

Эксперты «Ведомостей» ранее сообщали, что при полном отключении YouTube рынок инфлюенс-маркетинга может потерять до 5 млрд руб.

К чему готовиться участникам рынка рекламы и маркетинга? Как на их бизнесе скажется блокировка популярного видеохостинга? Что они планируют делать, чтобы заместить возможности YouTube? Редакция Executive.ru опросила экспертов и публикует их комментарии.

Кто больше всех пострадает

Влада Овсянникова, имидж-продюсер, эксперт по личному бренду, интервьюер YouTube-канала

В большей степени проблемы в работе с YouTube негативно повлияют на тех, кто не использует омниканальность и не разрабатывает долгосрочные стратегии по продвижению. Тут важно прямо сейчас начать тестировать другие площадки и видеохостинги, грамотно внедрять маркетинговые воронки продаж и вовлечения, переводить свою аудиторию с одной площадки на другую. На первом этапе потеряют практически все, но при грамотном подходе и серьезной работе со стратегией самые сильные смогут обернуть это в свою пользу и остаться на плаву.

Я снимаю интервью с экспертами для своего YouTube-канала, и с самого начала создания этой рубрики я дублировала контент на RuTube и ВКонтакте. Потом был период, когда я перестала это делать, но сейчас, с появлением первых новостей про блокировку YouTube, снова активизировалась. Более того, хорошо работает Яндекс Дзен, набирает популярность Nuum. Конечно, сейчас там небольшие просмотры, но это легко объяснимо – наша целевая аудитория не привыкла потреблять контент на этих площадках. И задача экспертов и пиарщиков бизнеса – приучать подписчиков и клиентов потреблять контент на тех платформах, которые мы используем.

Очень важно своевременно изучать, использовать другие платформы, потому что когда большая часть рынка на них перейдет, будет намного сложнее адаптировать под себя алгоритмы и выделиться среди конкурентов. «Чем раньше начнешь, тем больше получишь» – это правило здесь хорошо работает.

Кто основной бенефициар ситуации

Глеб Климентьев, PR-директор Игоря Рыбакова, основатель коммуникационного агентства Smart PR

О возможной блокировке YouTube говорят уже очень давно. И как в истории с мальчиком и волками, ее перестали бояться. Самые осторожные стали диверсифицировать риски и переводить аудиторию на другие площадки или дублировать контент на отечественные хостинги уже давно. Другие использовали, но заранее просчитывали возможные риски закрытия. 

Когда в последний раз заговорили о замедлении и возможной дальнейшей блокировке, новость не показалась пугающей. Однако пользователи все же заметили, что изменения в работе платформы произошли. Смотреть площадку действительно стало менее удобно. Естественно, производители контента занервничали.

Если ситуация не изменится, то бюджеты на рекламу на данной площадке сократятся – и в суммах, и в объемах. Но я не думаю, что это произойдет резко, или прямо завтра. Прежде всего нужно разобраться как ситуация выглядит сейчас, и что с ней будет дальше. Возможно, появятся какие-то сервисы, которые помогут смотреть YouTube в хорошем качестве, без сбоев.

Что касается рекламодателей, то придется пересмотреть некоторые элементы стратегии, в частности площадки для продвижения. Думаю, что первым, кто почувствует приход новой аудитории и новых рекламодателей, станет VK Видео.

Кто станет неочевидным бенефициаром замедления

Максим Алексеев, генеральный продюсер коммуникационного агентства «Дискурс»

Замедление или полная блокировка YouTube приведет к дефициту рекламного инвентаря, а также к миграции пользователей и авторов контента на другие ресурсы. Разумеется, часть уйдет на более-менее схожие платформы вроде VK или RuTube. Однако не совсем очевидным бенефициаром я считаю Telegram — не зря еще в 2023 году он впервые обошел YouTube по ежедневной аудитории (DAU) в России.

Хотя мессенджер никогда не был профильной платформой для публикации видеоконтента, этот ресурс отличается быстротой создания и распространения информации. Поэтому он позволит авторам оставаться на связи со своей аудиторией в период неопределенности. А также не терять доход за счет широких возможностей для монетизации контента: от классических посевов до платного контента за внутреннюю валюту Stars.

А куда уйдет пользователь, туда последуют и бизнес: уверен, уже в ближайшем будущем значительно возрастет число рекламодателей, которые впервые задействуют инструменты Telegram. В выигрыше останутся все участники рекламного рынка на этой платформе — на фоне слухов о блокировке наше агентство уже зафиксировало возросший спрос на проведение масштабных коммуникационных кампаний от крупного бизнеса, ранее использовавшего преимущественно YouTube.

Естественно, далеко не всем видеоблогерам будет просто адаптировать свой контент под особенности Telegram. Перейдут точно не все, однако ограничение в буквальном смысле подталкивает мессенджер к развитию видеоинструментов внутри своей экосистемы. Так что прогнозирую не только переток рекламных бюджетов, но и быстрое развитие новых опций для публикации крупных роликов или проведения прямых трансляций. Поэтому рынок рекламы в Telegram сможет предложить еще больше возможностей для нативных интеграций и решения почти любой клиентской задачи. 

Какие аналоги рассматривают владельцы YouTube-каналов

Юлия Лапшина, директор по маркетингу группа компаний Ersta

Мы активно развиваем YouTube для продвижения бьюти-брендов как для целевой аудитории конечных потребителей, так и для b2b-партнеров. Каналы помогают решать задачи маркетинга. Сейчас мы пока не ощущаем эффекта от замедления работы. Канал для партнеров молодой, мы не теряем в охватах, только начинаем рост.

Но понимаем, что нужно себя обезопасить и сохранить видео-контент на других площадках. Для этого рассматриваем следующие ресурсы: VK Видео, RuTube и Дзен. Равнозначной замены YouTube нет, но совокупность работы с VK Видео и Дзен в будущем даст для маркетинга хороший эффект.

Данила Пивоваров, PR-менеджер сети кофеен-пекарен French Bakery SeDelice

В России нет достойных аналогов YouTube, как, вероятно, и во всем мире. Если говорить о чем-то похожем, то можно упомянуть RuTube, VK Видео и Telegram (да, там можно создать канал только для публикации видео). Однако ни одна из этих платформ не будет пользоваться такой же популярностью, как YouTube.

Сейчас рекламодатели не уйдут, но это пока не точно, ведь неизвестно, как будут развиваться события. Потерять рекламное место у известного блогера — не лучший вариант. Однако они уже начинают присматриваться к другим площадкам, чтобы в случае необходимости сразу перейти туда.

Если говорить о развитии YouTube-каналов компании, то ситуация не так серьезна. Небольшое количество компаний активно развивают свой канал на платформе, но даже те, кто это делает, не забывают и о других площадках. Поэтому эта потеря не станет для них серьезным ударом.

Мы планировали начать развивать YouTube, но из-за текущих событий решили отложить эту идею. Посмотрим, что будет в будущем, а пока лучше сосредоточиться на других площадках.

Когда-то пытались заблокировать TikTok и создать российский аналог — Yappy и VK Клипы. Но оба этих проекта провалились, и пользователи нашли обходные пути. Те, кто действительно хочет смотреть TikTok, спокойно делают это.

Если выбирать между платформами, то каждая из них может подойти:

Поэтому можно сделать вывод, что полностью заменить YouTube на данный момент невозможно. Даже выбирая между YouTube с качеством 360p и другими платформами, пользователи выберут первое.

Максим Котенков, основатель агентства resultup

Мое маркетинговое агентство на 40% получает обращения с YouTube-канала за счет полезного контента, который мы выкладываем. И таких бизнесов, как наш, в России много. Главное преимущество перед остальными видеосервисами — не нужно вкладывать средства в дистрибуцию контента. Алгоритмы платформы продвигают ролики самостоятельно и находит целевую аудиторию для нас.

Замедление YouTube не скажется серьезно, поскольку это не развлекательный контент, который хочется включить на телевизоре или смартфоне, чтобы скоротать время. Чтобы посмотреть полезные видео, люди будут готовы подождать время на загрузку.

К каким последствиям приведет торможение для владельцев каналов:

Чтобы компенсировать проблему, для себя я выбрал следующий путь:

Несмотря на возникающие сложности, бизнесы, ориентированные на создание полезного контента, имеют шансы сохранить свою аудиторию. Ключевым фактором становится диверсификация каналов распространения информации и адаптация к новым реалиям рынка видеоконтента. 


Материал подготовлен с помощью сервиса «Лига экспертов» Executive.ru.

Подать заявку в Лигу экспертов

Читайте также:

Смотреть комментарии