Риски и возможности1523956

Из студентов в стартаперы: как развивать технологическое предпринимательство в России

С какими проблемами сталкиваются молодые предприниматели? И где студентам брать идеи для стартапов?

В России с конца 2021 года набирает оборот правительственная инициатива университетского технологического предпринимательства. Начиналась она на базе МФТИ при участии Фонда «Сколково». До 2025 года предполагается проведение апробации лучших практик на базе пилотных стартап-студий. К 2030 году предусмотрено расширение сети до 50 университетских стартап-студий. Предусмотрено государственное финансирование в виде грантов в размере 1 миллиона рублей успешным стартапам и возмещения части затрат инвесторам в университетские стартапы.

Перечень инициатив социально-экономического развития Российской Федерации до 2030 года утвержден Распоряжением Правительства Российской Федерации от 6 октября 2021 г. № 2816-р. В перечне 42 инициативы, сгруппированных по 6 разделам:

По каждой инициативе определен уполномоченный орган (организация), ответственный за реализацию инициативы. Инициатива университетского технологического предпринимательства попала в V раздел, имеет в перечне номер «40» и называется «Платформа университетского технологического предпринимательства» или сокращенно ПУТП. Ответственным за реализацию инициативы определено Минобрнауки России.

Что такое технологическое предпринимательство

Первый симпозиум по технологическому предпринимательству состоялся в Университете Пердью в октябре 1970 года – тогда впервые исследователи собрались вместе, чтобы обменяться наблюдениями и выводами по этой теме. Пик интереса к теме пришелся на конец 1990-х – начало 2000-х. Публикации, посвященные технологическому предпринимательству, в большей степени были ориентированы на малые технологические фирмы, нежели на средние и крупные компании. Научные исследования по технологическому предпринимательству не внесли существенного вклада в другие области, такие как экономика, предпринимательство или менеджмент.

Основные мысли, которые доминируют в литературе по технологическому предпринимательству, изложил Тони Байлетти в статье «Технологическое предпринимательство: обзор, определение и отличительные особенности». В ней он сформулировал черты технологического предпринимательства, отличающие его от экономики, предпринимательства и менеджмента и предложил такое определение:

Технологическое предпринимательство — это инвестиции в проект, который собирает и использует узких специалистов и разнородные активы, которые неразрывно связаны с достижениями в области научных и технологических знаний, с целью создания и получения ценности для бизнеса.

В основу этого определения Байлетти положил четыре аспекта:

  1. Конечные результаты. Создание ценности и ее получение определяются как два результата технологического предпринимательства, поскольку источники, создающие ценность, и источники, позволяющие ценность получить, могут не совпадать в долгосрочной перспективе.
  2. Цель конечных результатов. Бизнес определяется как целевая организация, для которой создается и получается ценность.
  3. Механизм, используемый для достижения конечных результатов. Инвестиции в проект – это механизм, задействованный для создания и получения ценности. Проект – это набор ресурсов, узких специалистов и разнородных активов, предназначенных для достижения двух типов конечных результатов в течение определенного периода времени.
  4. Взаимосвязь этого механизма с достижениями науки и техники. Лица, участвующие в проекте, оказывают влияние и находятся под влиянием достижений соответствующих научных и технологических знаний. Проект использует или исследует научные и технологические знания. Внешние и внутренние лица и организации совместно производят результаты проекта.

С какими проблемами сталкиваются молодые предприниматели

Несколько десятков студенческих стартапов, с которыми мне удалось познакомиться, в подавляющем большинстве страдают двумя проблемами:

  1. Дефицит идей
  2. Отсутствие команды проекта

Лучше ситуация обстоит у взрослых стартаперов, участников бизнес-акселераторов, и совсем плохо у молодых – бакалавров и магистров.

У молодых людей, только вступающих во взрослую жизнь, еще нет своих идей. Им расскажут, что такое стартап, их научат в первом приближении применять модели Остервальда-Пинье, ТРИЗ, SWOT-анализ, но, как показывает практика, эти навыки будут применяться механически, без понимания смысла этих инструментов.

Глубинное противоречие между идеей ПУТП и ее реализацией заключается в отсутствии командной работы. Для начинающих стартаперов, бакалавров и магистров, важнее навыки командно-ролевого взаимодействия, чем лидерские. Умение работать в команде, понимание правил функционирования команды, примерка на себя различных проектных ролей на первых порах важнее, чем умение придумать, сформулировать идею и попытаться под нее выстроить формальную  конструкцию стартапа.

Любая идея ценна своим результатом. А результат, полученный в одиночку, это работа самозанятого. Кого мы хотим вырастить к 2030 году, самозанятых или предпринимателей, вопрос риторический.

Где брать идеи для стартапов

Практика показывает, что студентов совсем без идей не бывает, обязательно в студенческом сообществе найдется кто-то, у кого идея есть. А что же делать тем студентам, у кого идей нет? Работать в команде того, у кого идея есть.

Да, лидер получит навыки управления командой, тогда как остальные – лишь навыки работы в команде. Плохо это или хорошо? Это нормально! Не всем быть президентами. Нужны и премьер-министры, и вице-премьеры, министры и заместители министров. Тот, кому суждено стать новым Джобсом или Рыбаковым, станет ими. Но, как известно, «короля играет свита». Командарм без армии – это оксюморон.

Как студентам определиться, в чьей команде работать? Есть два очевидных варианта:

  1. Лидер команды сам отбирает в свою команду будущих последователей.
  2. Будущие последователи выбирают себе лидера.

Какой вариант лучше? Однозначного ответа нет. Надо пробовать.

В инициативе Правительства упущено важное обстоятельство про куратора проекта. Студентами должны руководить не университетские преподаватели, а неуниверситетские предприниматели – люди, имеющие опыт запуска собственных стартапов. Марк Твен как-то сказал: «Человек, схвативший хоть раз кошку за хвост, знает о котах значительно больше, чем тот, кто только читал о них, но никогда не видел».

Где брать кураторов? Искать и щедро платить, если вы действительно хотите инициативу Правительства развить, а не создать видимость.

Читайте также:

Смотреть комментарии