Параллельный импорт – как много мы слышали это словосочетание за последние месяцы! Кто-то продолжает ждать от него снижения цен, другие – расширения линейки доступных товаров, кто-то просто хочет, чтобы все стало хорошо. Давайте же посмотрим в лицо фактам: что получилось из этой идеи и каковы дальнейшие перспективы параллельного импорта.
Что такое параллельный импорт?
Очень кратко расскажу о том, что такое параллельный импорт на случай, если читатель не из России или еще не слышал о нем по новостям или из других источников.
Допустим, предприниматель Павел захотел привезти в страну и реализовать партию ноутбуков Apple. Казалось бы, ситуация простая: приобрел их в США или в Китае, привози и торгуй. Но нет, в момент пересечения границы таможенные органы обязательно спросят у него разрешение от правообладателя на ввоз и торговлю. Только официальный дистрибьютор, поддерживаемый головной компанией, имеет подобные полномочия. Имел… до 6 марта 2022 года, когда в целях избежания дефицита товаров на прилавках Правительство РФ разрешило параллельный импорт. Теперь у Павла все получится без заветной бумажки.
С 24 февраля Россию покинуло большое количество иностранных компаний, в том числе крупных брендов, которые из-за санкций, перебоев с логистикой и иных причин не смогли или не захотели поддерживать бизнес в стране. Чтобы защитить граждан от перебоев с поставками товаров, правительство дало согласие на «серый» ввоз.
Замечу, что до 2002 года практика параллельного импорта в России была повсеместной. Никаких разрешений на ввоз товаров не требовалось. В 2002 году параллельный импорт запретили с целью привлечения иностранных инвестиций, что, как понимаете, теперь не актуально.
Импорт называется параллельным, потому что ввоз товаров на территорию страны осуществляется как официальными представителями правообладателя, так и другими предпринимателями. Кстати, товар должен быть оригинальным, с документальным подтверждением качества. То есть завозить Abibas, пошитый на подпольных фабриках, все так же недопустимо.
Какой была реакция на рынке?
Паника! Ну а как иначе, если СМИ ежедневно нам рассказывали, что и «Компания Имярек приостанавливает свою деятельность и уходит из России». Официальные поставщики реагировали по-разному:
- кто-то продолжал продажи со склада с небольшой наценкой, продолжая ждать нормализации ситуации;
- другая стратегия – поставить сильно завышенные заградительные цены, чтобы сохранить склад и посмотреть, как все будет развиваться;
- третьи поднимали цены в немалые 5-7 раз, закладывая риски закрытия бизнеса в ближайшие месяцы.
Покупатели реагировали той же паникой: скупили за короткий срок большой объем товаров, но буквально за несколько недель пыл сошел. Видимо, сказался опыт последней пандемии – все нужное уже было куплено за последние 3 года.
Что же получилось в итоге?
Государство дало зеленый свет, надеясь, что параллельный импорт сможет быстро восстановить пробелы в поставках зарубежных товаров. Так как ранее был подобный опыт, то сомнений в результате не возникало. Да, цены наверняка вырастут, но не так заметно и ненадолго. Магазины и маркетплейсы, в том числе крупные (например, Ozon и Wildberries) поддержали продажи «серых» товаров, организовав необходимый по закону сервис гарантии и начав выстраивать логистику поставок. Вот тут-то сложности и начались.
Оказалось, что наладить цепочки поставок быстро, увы, невозможно, что привело к удорожанию товаров на 20-60%, а также к логичному увеличению сроков поставки. При этом, логистических каналов получилось создать не так много, причем они постоянно меняются: маршрут может сработать один раз, а на втором уже дать сбой. Кроме того, страны-партнеры не обладают таким количеством товаров, которые ранее производились для России, а потому только продают излишки своих запасов, которых явно недостаточно.
К сожалению, Россия довольно давно стала зависима от импорта. По данным на 2021 год, доля импорта превышала отметку 75% по всей экономике, а на долю, например, автозапчастей приходилось аж 95% рынка (исследование Центра экономической экспертизы Института государственного и муниципального управления НИУ ВШЭ). Как понимаете, заложенная на параллельный импорт доля в 4% ($2-2,5 млрд в месяц) от объема годом ранее, не может обеспечить рынок требуемым товаром в полной мере.
В итоге, как в своем интервью газете «Коммерсантъ» рассказал руководитель департамента продуктового менеджмента интернет-магазина Xcom-shop Дмитрий Петров, доля параллельного импорта в ассортименте магазина не превышает пока и 5%. Однако он верит, что рынок продолжает наполняться, потому постепенно цены начнут снижаться. Сейчас значительное подорожание нивелирует сильно укрепившийся курс рубля, но даже это пока не спасает: за счет дефицита стоимость даже более-менее доступных товаров растет десятками процентов.
Где самые большие проблемы?
Проблемы с поставками есть у всех, но если McDonalds нашел логичный выход из ситуации, удачно продав всю сеть, на основе которой появился ресторан «Вкусно – и точка», пропавшие на рынке смартфоны iPhone и Samsung заменяют корейские и китайские аналоги (по данным МТС, китайский бренд Realme обошел по продажам Apple и Samsung вместе взятых, достигнув 17% рынка в штуках в июле 2022 года), а магазины промышленных товаров спасаются поиском неплохих доступных эквивалентов привычных нам товаров по уходу за собой, то в некоторых сегментах обстановка не улучшается.
Потребительская техника
В первую очередь это электроника и потребительская техника. Как писали представители IT-холдинга X-com на сайте «Хабр», перебои с поставками брендовых ноутбуков, компьютеров и дополнительных устройств приводят к росту цен на них в среднем на 30-60%. Кроме того, сложности вызывает необходимая дополнительная проверка всех ввезенных товаров и их локализация: нужно знать приложен ли переходник под розетку, есть ли необходимая русская раскладка на клавиатуре. Для подтверждения требуется аккуратно открыть заводскую упаковку, внести необходимые поправки и также аккуратно закрыть. Это добавляет процент к стоимости и времени ожидания появления товара на прилавках.
Но если для розничного потребителя вопрос доступной электроники еще как-то решаем, то для некоторых компаний, работающих в сети, ситуация осложняется, особенно там, где требуются сложные решения. Серверы на рынке еще имеются, хотя и поступают по новым маршрутам логистики практически поштучно, и цена их даже постепенно снижается, так как многие дистрибьютеры успели запастись товаром до введения санкций. А вот на хранилища данных отмечается дефицит, особенно если учесть, что для корректной работы большинства подобных решений требуется активация и продление лицензии, которая с недавних времен заблокирована для аккаунтов из РФ (например, оборудование Cisco и IBM стало недоступно для россиян из-за ухода этих компаний).
Плюс-минус неплохая ситуация с компьютерными комплектующими, и то потому, что они довольно долгое время использовали «серые» каналы для поставок и все уже налажено. Да и подорожание было нивелировано ростом курса рубля.
Новые автомобили и комплектующие
Этот рынок также оказался беззащитным перед санкциями и ограничениями, увы. Все надежды на то, что параллельный импорт наводнит его редкими иномарками, не оправдались, даже несмотря на очень выгодный курс, который здорово бы пригодился для покупок классного авто. Частные лица, кстати, активно этим пользуются, пока сухопутные границы с европейскими странами еще кое-где «приоткрыты». А вот дилеры, которые планировали расширять бизнес, столкнулись с проблемами поставок из-за документального оформления.
Как пишет портал «5 колесо», для ввоза и регистрации авто на территории РФ требуется так называемое «Одобрение типа транспортного средства» (ОТТС), которое редко и с неохотой выдается третьим юридическим лицам (то есть дилерам) во избежание нарушения законов и ограничений. Выходит, возможностями параллельного импорта они воспользоваться попросту не могут.
Поток автозапчастей также пока не отлажен. И не все компоненты можно успешно заменить китайскими аналогами. Потому цены на оригинальные детали взлетели до космических уровней, что вкупе с предыдущим пунктом добавляет желания хоть и с неохотой, но поддержать отечественного производителя.
Что советуют эксперты?
Анна Фомичева, сооснователь DigitalVED, выступая на последнем форуме «Параллельный импорт. Автомобили. Запчасти. Компоненты», дала, как мне кажется, вдохновляющие советы для всего российского бизнеса, связанного с параллельным импортом:
- Не бояться работать с третьими странами, но очень внимательно оценивать все условия вокруг и продумывать схему поставки пошагово.
- Искать поставщиков в странах ШОС и БРИКС, во Вьетнаме и Иране, имеющими с нами соглашение о зоне свободной торговли. И, конечно, Китай – наш главный помощник (особенно если речь о сделках, сопоставимых с заказами из США).
- Отношения лучше налаживать напрямую, без посредников и аутсорсинговых компаний.
- Свои действия нужно продумывать на несколько шагов вперед, предполагая, что когда-то возможность параллельного импорта также закончится. Потому не забывайте наладить отношения с отечественными производителями.
- Важно серьезно подойти к выбору банка и выстроить правильные отношения с ним, чтобы иметь возможность быстрой конвертации рубли в валюту и обратно. Предпочтение пока желательно отдавать работе с юанем.
- Нужно быть готовым к рискам и закладывать их в стоимость заранее, ведь в логистике принимают участие третьи страны, что может вызвать как задержки с доставкой товара, так и его полную потерю.
- Подумайте о гарантии заранее. От официальных представителей товара при параллельном импорте ее не будет, потому вся ответственность по закону ложится на продавца.
Не параллельно…
Итак, мы затронули только несколько проблемных зон, точно не все, но даже тут видно, что за последние почти полгода ситуация с параллельным импортом выглядит не настолько вдохновляющей, как этого бы хотелось. Рынки не спешат наполняться, дефицит нужных товаров налицо, но предпосылки для стабилизации и с поставками, и с ценами есть, и это очевидно.
Как можно подытожить? Продавцы испытывают сложности с заключением договоров и налаживанием логистики. И вот это как раз вполне логично. Сколько времени уходит на постройку одной новой дороги, например, в черте города? А сил на планирование, согласование и организацию? А денег? А привлеченных рабочих? Ну вы поняли, да?..
Любые перемены требуют вложений и появления опыта. Поэтому полгода – это не срок для того, чтобы в полной мере оценить все слабые и сильные места выстраивающегося глобального экономического процесса. Подождем еще немного.
Читайте также: