Риски и возможности2228713

Как новый закон о просветительской деятельности повлияет на бизнес-образование?

Усложнится ли работа преподавателей, тренеров и консультантов? Что им может грозить за невыполнение новых требований?

Совет Федерации одобрил поправки к закону об образовании. Они касаются регулирования просветительской деятельности — то есть лекций, научно-популярных проектов, а также, возможно, Википедии и даже СМИ. Поправки разрешают проводить такую деятельность только по согласованию с властями. Закон вступит в силу 1 июня 2021 года.

Мы попросили экспертов из сферы образования, консалтинга, науки, EdTech и медиа рассказать, как эти поправки повлияют на работу их организаций и каких изменений в работе стоит ожидать всем. 

Новые правила для организаторов тренингов и курсов 

Николай Чудаков, эксперт «Актион Право», юрист

Термин «бизнес-образование» сейчас объединяет две разные истории с разным регулированием.

Во-первых, это вузы и организации дополнительного профессионального образования, работающие на основании лицензии. Эта сфера и раньше была сильно зарегулирована. Для таких организаций новый закон вносит только одно изменение – в части международного сотрудничества. Например, будет сложнее вести совместные программы MBA с иностранными партнерами, приглашать иностранных преподавателей. Для этого придется предварительно получать заключение госоргана.

Во-вторых, под бизнес-образованием часто понимают различные курсы, тренинги, вебинары и т.п., которые формально не входят в систему образования. По итогам такого обучения не выдают документы официального образца, но слушатели часто выбирают эти занятия не ради формальных «корочек», а для практической пользы. Эта сфера раньше никак не регулировалась. Теперь же всем организаторам таких курсов и тренингов придется соблюдать правила, которые установит Правительство. Что это будут за правила, пока никто не знает.

Для образовательной организации может наступить административная ответственность как за нарушение лицензионных требований. Для всех остальных ответственность за просветительскую деятельность, нарушающую законодательство, пока нигде не установили.

Закон может повлиять на СМИ и информационные порталы, потому что под новое определение «просветительской деятельности» в законе об образовании попадает распространение знаний любыми способами. В том числе и через СМИ. В конечном итоге все будет зависеть от того, какие правила просветительской деятельности установит Правительство.

Анастасия Перелыгина, руководитель юридического отдела «Нетологии-групп»

Законопроект направлен не на регулирование EdTech-отрасли и бизнес-образования, а на борьбу с антироссийской пропагандой в «школьной и студенческой среде» – это прямо указано в пояснительной записке к проекту изменений. 

Предлагаемый закон лишь декларирует, что просветительская деятельность должна специальным образом регулироваться, но не определяет, как именно. Правила должны быть разработаны Правительством. Насколько обременительными они будут, а самое главное, как будет складываться практика правоприменения новых норм, сейчас сказать невозможно.

За невыполнение новых требований будут грозить санкции за нарушения в сфере предпринимательской деятельности, а также в сфере связи и передачи информации установлены существующими кодексами – в первую очередь, Кодексом об административных нарушениях, а также Уголовным кодексом.

В зависимости от того, каким будет порядок осуществления просветительской деятельности, разработанный Правительством, возможно, что предусмотренных КоАПом составов правонарушений будет достаточно для привлечения к ответственности за нарушения норм законопроекта.

Например, ст. 14.1 «Осуществление предпринимательской деятельности без государственной регистрации или без специального разрешения» или ст. 13.37 «Распространение владельцем аудиовизуального сервиса информации, содержащей публичные призывы к экстремистской деятельности». Впрочем, и дополнить КоАП новыми составами правонарушений будет не сложно.

Закон загонит Россию в научное гетто

Сергей Храмешин, ректор Славяно-Греко-Латинской Академии, PhD, MPA

Ранее от образовательных организаций высшего образования, да, и, впрочем, среднего профессионального, для успешного прохождения федерального мониторинга эффективности, требовали большее количество различных международных договоров и других показателей из них вытекающих.

В новой риск-ориентированной модели надзора за образовательной деятельностью одним из качественных показателей является наличие международной аккредитации, соответственно, для получения которой потребуется международный договор. А, например, научные исследования в форме международных конференций, круглых столов, форумов (которые при желании или необходимости можно толковать как просветительская деятельность) – каждое мероприятие из них придется согласовывать.

Пожалуй, последствиями принятия поправок в текущем виде, может стать торможение развития международного научно-образовательного сотрудничества. Не загонит ли это Российскую Федерацию в научное гетто? Отчасти, там уже в предыдущей истории Отечества, мы были. Стоит ли это того? Соразмерны ли причины (желание контроля на территории РФ за политической активностью) и последствий (международная изоляция науки и образования)?

Российская наука может столкнуться с тем, что просто все международные мероприятия научно-академического характера иммигрируют на заграничные площадки.

Можно ли это вопрос решить без ограничения традиционного международного сотрудничества в сфере образования и науки? Безусловно, поправки требуют детализации того, что можно и что нельзя, а что нужно. Думаю, зарубежные коллеги из научно-образовательного сообщества нас не поймут, откажутся от сотрудничества. Подобные законодательные акты стоит принимать с осторожностью и консультациями с научно-образовательным сообществом.

В науке достаточно спорных мест, которые при желании можно объявить «разжиганием розни»

Елена Бреслав, кандидат экономических наук, эксперт Executive.ru

Нынешние поправки к закону об образовании состоят из 3 моментов:

  1. Определение просветительской деятельности;
  2. Предупреждение о недопустимости разжигания розни с ее помощью;
  3. Требование при заключении договоров предоставить заключение (тут некая игра слов) «заключения федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере высшего образования, или федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере общего образования». Эти заключения нужно получить до 1 сентября 2022 года.

На мой взгляд, поправки внесены ради пункта 3, потому что обеспечивают работой соответствующий персонал, который, смею предположить, их и пролоббировал. Выгод от выдачи подобных заключений этот персонал будет иметь сразу несколько, хотя польза обществу от выбраковки ряда ненужных или некорректных договоров тоже должна быть.

А вот предупреждение о недопустимости розни меня заинтересовало. С одной стороны, в нем все правильно. С другой – в науке достаточно спорных мест, которые при желании можно объявить «разжиганием розни» и на этой основе доставить просветителю чувствительные проблемы.

Например, лекцию «Этнические различия мозга» профессора Савельева можно вполне притянуть за утверждение «неполноценности граждан по национальному признаку», а другие его выступления – за неполноценность по половому признаку. Он часто подчеркивает различия между мужским и женским мозгом не в пользу женщин при принятии бизнес и политических решений. Профессор Савельев, конечно, докажет свою правоту результатами исследований, но все это неприятно и не имеет отношения к науке. Да и «коллег» по этой проблеме у него немало. Так что тут надо следить за правоприменительной практикой. 

Приглашение внешнего спикера может стать проблемой

Михаил Боднарук, CEO «Leader of Future», эксперт Executive.ru

Сам закон пока не понятен, так как нет конкретных разъяснений его работы, они должны быть выпущены Правительством России. Но уже сам факт такого закона и неясность его применения и есть главный триггер нарушения в работе бизнеса и бизнес-обучения.

Пока нет четких правил работы, нельзя будет проводить профильные конференции по обмену опытом, любой спикер должен согласовать с кем-то непонятным свой доклад.

Провести онлайн-обучение тоже будет проблемой, конечно, внутри компаний это останется по-прежнему, но приглашение любого внешнего спикера уже может стать проблемой, а так как внутри компаний традиционно не содержат сильных профессионалов, то и качество обучения может снизится.

Основной вывод: из-за отсутствия четко прописанных правил реализации этого странного закона он может нанести больше вреда, чем мог бы. 

Закон усложнит работу администраторов команд, которые производят учебный продукт

Максим Часовиков, руководитель профессионального сообщества, преподаватель МБА, эксперт Executive.ru

Любопытная инициатива регулятора, которая характеризуется словами одного недавнего руководителя: «Хотели как лучше, а получилось как всегда». Мы проводим мероприятия, не предусмотренные учебным планом, так что этот закон нас тоже касается. Скорее всего действительно усложнится работа тех, кто производит учебный продукт, и в большей степени как раз администраторов. Это нововведение коснется следующих моментов:

1. Сейчас Министерство образования, которое, скорее всего, будет следить за исполнением закона, будет собирать сведения с участников рынка. Скорее всего, путем заполнения формальной анкеты на большом количестве листов. Причем наверняка не только онлайн, но и путем подписания ее распечатанного варианта – это коснется прежде всего административный персонал.

2. В рамках каждого мероприятия, которое можно будет отнести к «просветительской деятельности» придется следить за тем, чтобы ни один пример не касался ничьих прав. В том числе, скорее всего, придется отказаться от «исторических анекдотов», не то чтобы это будет сложно, но может добавить некоторую дополнительную работу.

3. Часть мероприятий, которые заявлялись как «обучающие», придется переформатировать под развлекательный формат. Это плохо.

4. Наиболее уязвимая часть в рамках этого закона, как мне кажется – это экскурсионная деятельность. Она как раз и была направлена на просвещение, придется в рамках такой деятельности отдельно следить, что бы она не нарушала это законодательную инициативу.

Появится возможность запретить практически все что угодно

Даниил Дарвин, CEO «Вебиум»

Влияние этого закона будет негативным и некоторые формулировки звучат очень удивительно. Под понятие «просветительской деятельности» может попасть все что угодно: научно-популярные видео на платформе Youtube, курсы по изготовлению тортов, бизнес-тренинги и лайф-коучинг. Почему? Потому что, законопроект оперирует чрезвычайно широкими и размытыми формулировками. Подобные размытые формулировки используются в законе, который будет нести запретительно-регуляторный характер. У государства появится возможность запретить, практически все что угодно.

В этой редакции закон применяться не сможет, так как кроме размытого определения «просветительской деятельности» в нем ничего нет. Это будет такой рамочный закон, который после принятия уйдет в профильные министерства. Там уже будут разрабатывать для него подзаконные акты с какими-то конкретными требованиями к «просветителям».

Сейчас в тексте закона нет никаких требований. Есть только такая формулировка «порядок, условия и формы ведения просветительской деятельности, а также контроля за ней устанавливаются Правительством Российской Федерации». Сейчас мы понятия не имеем, что, кому и за что будет грозить, пока профильные министерства не разработают под этот закон более узкие и конкретные нормативно-правовые акты.

Новый закон наведет порядок

Ольга Тимашпольская, директор по развитию и руководитель учебно-методического отдела «Сетевая Академия ЛАНИТ»

Просветительская деятельность направлена на распространение знаний, умений, навыков. И новый закон позволит навести порядок на информационно перенасыщенном рынке бизнес-образования. Вполне вероятно, рынок очистится от некачественных услуг, дезинформирующих граждан. Например, исчезнут «курсы», проводимые финансовыми пирамидами или сектами. От информационного перенасыщения некачественными знаниями мало пользы, только растет раздражение и банальное отторжение желания обучаться в принципе.

Понадобится время на переходный период, чтобы привыкнуть к новой реальности и отладить процесс подачи документов, взаимодействия с регуляторами. Но есть уверенность, что настоящие профессионалы обладают всеми необходимыми компетенциями, чтобы соблюсти требования закона. Кстати, можно смело прогнозировать появление новой рыночной ниши – курсов и консалтинговых услуг о том, как правильно вести просветительскую деятельность.

Довести до абсурда можно любую деятельность. Для этого даже не нужно принимать новые законы. Однако, если подходить к формированию требований разумно, то выполнить их грамотным участникам просветительской деятельности не составит труда. Следует ожидать, что санкции скорее будут грозить в первую очередь недобросовестным или неумелым участникам рынка. Что тоже является экспертным фильтром и только на пользу.

Однозначно можно сказать, что будет ограничиваться деятельность СМИ и порталов, разжигающих любые виды вражды. СМИ и порталам, сообщающим действительно ценную и достоверную информацию для наших граждан, ничто не угрожает. К тому же не любая публикация в СМИ может быть отнесена к просветительской деятельности. Например, если молодежный журнал публикует цикл статей о программировании, вряд ли его отнесут к просветительской деятельности. А вот если журнал публикует уроки, проводит тесты и выдает, пусть условные, но свидетельства, тогда он должен выполнить требования закона.

Пока мы говорим с людьми не о политике и власти – никому до этого нет дела

Эдуард Уашев, СЕО МВА Консалтинг, эксперт Executive.ru

Закон принят непосредственно перед началом выборов в Госдуму. На мой взгляд, это основное объяснение его необходимости для власти – возможность селективно изымать из общего доступа «вредную» информацию, которая сейчас не подпадает под многочисленные существующие законы о борьбе с экстремизмом и разной пропагандой. 

Блогерам, инстаграмерам и прочим тик-токерам, вещающим на политически нейтральные темы бояться нечего – на всех не хватит ни технических, ни административных ресурсов, ни политической воли. Наше государство со скурпулезностью иезуитов применяет подобные законы точечно и только при наличии политической воли.

Что касается нашей консалтинговой деятельности – не изменится ничего. Как вели курсы, так и будем. Пока мы говорим с людьми не о политике и власти – никому до этого нет и не будет дела. Другое – это мой личный видео-блог о лидерстве, например, о так называемом конкурсе «Лидеры России», тут могут и прижать, если руки дойдут.


Материал подготовлен с помощью сервиса «Лига экспертов» Executive.ru. Комментарии экспертов Executive.ru со ссылкой на профиль участника Сообщества.

Читайте также:

Смотреть комментарии