По данным Interfax, за 2020 год в России закрылась половина туристических агентств. Речь о небольших фирмах. В случае оживления на рынке они, скорее всего, быстро появятся снова. Это ведь не туроператоры, которым приходится выстраивать многолетние партнерские отношения с сетями отелей, транспортными компаниями, раскручивать бренды на федеральном уровне и нести много других расходов.
К сожалению, потери среди туроператоров тоже ощутимы. В прошлом году мы недосчитались 17 из них, а еще около ста перестали заниматься выездным туризмом. Процесс тоже обратимый, но уже не так быстро. По оценкам крупных игроков, оптимистичные (!) сценарии по восстановлению рынка начинаются с 2022 года.
Какие тогда пессимистичные сценарии? Несколько лет паралича? Видимо, да. Уже можно относиться ко всему так, как в старом советском фильме «Влюблен по собственному желанию»: вообразите, что все уже случилось.
Новые туристические тренды
1. Просто стали реже ездить
Люди стали меньше путешествовать. Вот так открытие! Но не только во время локдаунов и «самоизоляций». Даже после открытия границ туристы не спешат ринуться знакомыми маршрутами. Во всем мире отмечают проседание туристического потока.
Причин тому немало. Опасения за здоровье. Падение доходов, проедание запасов. Тревожность насчет новых запретов во время поездки. Попросту нет того беспечного настроения, на котором все держалось. Это может оказаться неприятно долгосрочным явлением.
Как известно, онлайн-курсы конкурируют вовсе не с другими учебными заведениями. Настоящая битва идет с телевизором, соцсетями, компьютерными играми. Людям по большому счету все равно, на что тратить свои жизни. Туризм предлагал простой способ получения свежих впечатлений. Ключевое слово тут «простой». Усложнения поменяли правила игры. Теперь поездки уже не так желанны, а посмотреть дальние дали можно и на YouTube.
2. Внутренний туризм
Сейчас много о нем говорят и пишут. Рост действительно трудно не заметить. В 2020 году Краснодарский край был на порядок популярнее у россиян, чем Турция. И это в честной схватке, когда можно было поехать в обоих направлениях. Даже по цене похоже!
О чем это говорит? Та же тревожность, вид сбоку. У людей нет уверенности в том, что они спокойно сгоняют туда и вернутся обратно. Скорее может получиться как у Толкиена, когда «Туда и обратно» превращается в триллер с тобой в главной роли.
Проблемой рьяно занимаются. Все так помешались на безопасности, что турпоездки становятся похожи на посещение санатория. Парадокс в том, что ковидо-параноикам этого мало, они все равно не поедут. А тем, кто любит заплывать за буйки, не по душе отдых строгого режима. Раз так, лучше нормально по своей стране или области поездить.
И это плохо для туризма, потому что дикие самостоятельные туристы мало того что не любят платить за туры, гидов, сувениры, даже за «туристическое» питание. Они еще сложно предсказуемы. Под них не успеешь ничего построить. Более того — как только место обустроят, они перестанут туда ездить.
3. Логистика уровня «Щаз»
От чего точно отучил 2020-й памятный годик, так это от долгосрочного планирования. И если в делах не всегда это возможно, то уж на отдыхе зачем лопающиеся от стресса сосудики. Лучше покупать билеты накануне выезда, бронировать минимум, остальное – по ситуации.
Пошла мода на билеты в один конец. Все могут поменять, отменить. Нет доверия к возвратам. Еще один бумеранг авиакомпаниям и отелям по хребту, в связи с их не всегда парадной реакцией на панику прошлого года.
Получается, что нормальное планирование практически закончилось. Ладно там среди туристов — у туроператоров и сетей тоже. А это очень плохой знак, ведь все более-менее серьезное требует длинных инвестиций и действий. Сужение коридора до удовлетворения текущего спроса обрушит индустрию еще быстрее. А также подстегнет рост цен.
4. Ходят слухи, будто все подорожает
Есть приятные исключения. Счастливцы, застрявшие на тропических островах, наслаждаются бесплатным продлением виз. Полупустые отели и пляжи. Собственно, почему только на островах — в Европе и Америке тоже есть примеры уникальных туристических возможностей. Хотя бы по доступности объектов, к которым раньше было не прорваться.
Однако, многое дорожает. И уже, и еще будет. Потому что маски, антисептики, тесты и проверки требуют ресурсов. Меньше посадочных мест, строже со столиками, специальная вентиляция и фильтры. Везде идет гонка удорожания. Причем те, кто в нее вкладываются, захотят вернуть своих расходы при любом раскладе. Даже если найдут, наконец, нормальное лекарство, и эпидемия полностью закончится — цены потребуют отдельного длительного лечения.
5. Коэффициент Джини в туризме
Коэффициент Джини часто используется для оценки социального и экономического неравенства. Скоро, по всей видимости, его можно будет применять к туризму. Потому что средний класс оказался наиболее уязвимым. Никогда такого не было, и вот опять.
Богатые мажоры только рады тому, что небо очистилось для их бизнес-джетов. Будет проще швартовать яхты, все виллы свободны. Местные развлечения, любые популярные заведения, достопримечательности, что угодно проще посетить, арендовать, купить.
Жилистые нищеброды тоже неуязвимы. Они и раньше спали на земле, просачивались в любые щели и питались непонятно чем. Для них мало что изменится. Будут другие квесты по пересечению границ, так они и раньше были. Адреналиновым маньякам доставит особое удовольствие поиграть в Джеймсов Бондов и Штирлицев.
А вот средний класс считай что вымрет. Захлебнулся как раз основной и наиболее полезный для продаж массовый платежеспособный туристический поток. Это обрушит всю обслуживающую инфраструктуру, если не за год, так за несколько точно. Природа бизнеса не терпит пустоты. Никто не будет пару сезонов ждать, пока чего-то там наладится. Перепрофилируют, сдадут под склады, откроют овощные магазины. И это нормально. Только туризм жалко.
6. Наследные принцы удаленки
За время ограничений бизнес разглядел через Zoom новые горизонты для экономии. Оказалось, что удаленка выгодна. Массовый отказ от офисов тоже тренд долгосрочный. Уже понятно, что работники и работодатели не хотят возвращать все «как было». Одни да, другие нет.
Так еще год назад относительно небольшая популяция цифровых (в основном) кочевников пополнилась неожиданно большим количеством новых участников. Это люди таких профессий, которые могут работать удаленно. И значит, им доступна жизнь где угодно. В экологичном пригороде вместо дорогого центра. Или где-нибудь у моря, ближе к горам. Кто как любит.
Так вот кто заселит опустевшие отели. Они могут снимать номер не на сутки с мелочной торговлей, а на полгода оптом. Для таких постояльцев грех не провести выделенки получше, можно прислушаться и к другим их пожеланиям. Например, сделать кейтеринг меньше похожий на банкет, больше на здоровое ежедневное питание. Прачечные, детсады. Что уже далеко не туризм, вообще-то — скорее, инфраструктура для экспатов.
Бизнес-тренды
Туроператоры банкротились и до ковида. В России, на Западе, по всей планете. Вспомните, сколько было громких историй про толпы туристов с посадочными на борта МЧС.
Туристическая индустрия долго работала в режиме мыльного пузыря. Все понастроили больше, чем нужно. Заездили до дыр известные направления, брезговали развитием даже мест второго эшелона. Основной трафик таскали по открыточным видам — посмотрите налево, посмотрите направо, а теперь пройдемте в наш прикормленный шопинг. Сколько могло продолжаться это безобразие?
По сути, туроператоры умудрились девальвировать саму суть туризма. Они вытравили дух авантюризма и поиска ярких впечатлений затхлым брендированным лунапарком. Вот почему для большинства поездки стали в один ряд с посещением кино, шоу, супермаркета. А если нет разницы, то спасение утопающих – дело рук самих утопающих. Те, кому важно ездить, и сами продолжат, остальные подождут.
Что дальше?
Энтузиасты пытаются разглядеть рост автопутешествий, светлое будущее домов на колесах. Экотуризм и поселения. Глэмпинги («гламурные кемпинги»)! Камон, ну это же несерьезно. Иногда дохлая лошадь — просто дохлая лошадь.
Если очень хочется заниматься туризмом «как раньше, только с учетом новых реалий», то лучше, например, делать ставку на новые пакеты страховок для путешественников. То есть работать не с маршрутами или новинками, а с реальными (и особенно вымышленными) страхами целевой аудитории.
Можно обратить внимание на истеричные заявления некоторых стран. Например, на днях в Британии пригрозили тюремным заключением до 10 лет в связи с нарушением карантинных мер. И это на фоне того, что обязательное гостеприимство на въезде обойдется под две сотни тысяч рублей в пересчете — только за удовольствие попасть на остров обетованный, вообще без тех местных немаленьких расходов, которые последуют дальше.
Наверное, нужно хладнокровно вычеркивать такие регионы из ближайших планов. Тем более что есть другие. Те, кто стараются действовать иначе. Снимают ограничения, облегчают проверки. Делают ставку на вакцины, ковидные паспорта. То есть хотя бы настроены на поиск решений, а не глухо баррикадируются.
Конечно, сохраняется угроза распространения новых штаммов проклятого вируса. Возможно, будут и другие напасти. Но ясно, что люди ездить полностью никогда не перестанут. Значит, можно им помогать в этом — только сильно иначе, а не косметически.
Наверное, нас ждет какой-то модульный туризм с выбором услуг. Не исключено, что местные тоже не откажутся от новых видов сервиса. Значит, рынок восстановится чуть быстрее. Вот только это будет уже совсем другой рынок. Нельзя дважды слетать на одно и то же море.
Читайте также: