В сентябре 2018 года Институт Адизеса по заказу Executive.ru провел исследование о том, какие риски и нишевые проблемы видят представители российского бизнеса в 2019 году.
В опросе приняли участие 1015 собственников и генеральных директоров компаний из сегмента крупного бизнеса. 35% респондентов представляют Центральный федеральный округ, 23% – Северо-западный федеральный округ, 22% – Приволжье и Южный ФО, 20% – Сибирь и Урал.
- 40% опрошенных работают в промышленности (пищевая, электроэнергетика, металлургия, машиностроение, топливная).
- 16% занимаются строительством.
- 15% – транспортом.
- 14% работают в финансовой сфере.
- 9% – с информационными технологиями.
- 6% – в медицине.
Тип опроса – анкетирование. При подсчете голосов проценты округлены до целых чисел.
«Бизнес с большой долей скептицизма и волнения смотрит на грядущий год, – говорит вице-президент Института Адизеса по операционной деятельности Питер Штром (на снимке). – Повышение общей налоговой нагрузки, в частности с 1 января НДС, неблагополучная экономическая атмосфера, в том числе снижение западных инвестиций, плохая внешнеполитическая обстановка – все это не только очень тревожит крупный и средний бизнес, но и напрямую на нем сказывается. Плюс ко всему свалилась угроза уголовной ответственности, связанная с увольнением людей предпенсионного возраста.
Отражение общего беспокойства мы видим сразу в нескольких вопросах. Так, 97% опрошенных уверены, что волатильность рубля продолжится. 67% респондентов утвердительно ответили на вопрос об увеличении налоговой нагрузки. 40% ждут «значительного» увеличения административного давления. 20% – что оно возрастет, но несильно. К этому суммируется потенциально возможный недостаток оборотных средств. 60% опрошенных выразили неуверенность в этом вопросе, поэтому ответили, что «возможно, будет».
Возвращаясь к НДС. Хочу еще раз сказать, хотя об этом твердят уже многие, этот шаг повлечет за собой рост цен, окажет мультипликативный эффект на продукцию. Повышение НДС на 2 п.п. может привести к увеличению цен на дополнительные 4-5%. И это плюсуем к будущей инфляции. В итоге, те, кто все-таки решился выйти из тени, обратно вернутся к серым схемам, а мотивация к ведению или открытию бизнеса снизится до минусовых значений.
Сюда же добавляется низкая прогнозируемость. Ведь как можно планировать риски, не зная, к чему готовиться и что будет в следующем пакете санкций, реформ... Плюс рынок довольно агрессивен и турбулентен – конкуренты борются за ресурсы и выживаемость. Некоторые виды бизнеса сворачивают свои объемы, поскольку риски и расходы перевешивают прибыль.
К тому же, экономисты в один голос говорят, что рост доходов населения уйдет даже не в ноль, а все в тот же минус. Население готовится к худшему, поэтому люди не будут делать крупных покупок, а будут копить. Отсюда снижение покупательской способности, что прямым образом скажется на прибыли компаний, их стабильности и росте.
С другой стороны, в опросе мы видим, что бизнес оптимистично оценивает прогнозы изменения спроса. 43% опрошенных считают, что он незначительно вырастет. 20% – значительно вырастет. Это говорит о том, что бизнес, пройдя череду кризисов и выжив в сложных условиях, адаптировался к жизни на войне и знает, как с этим и в этом жить. Поэтому компании планируют инвестировать (97% из опрошенных), расширять штат (45%), обучать сотрудников (60%), внедрять цифровые решения (75%).