Вы боитесь остаться без работы, когда ваше место роботизируют? Зря боитесь, вам же давно ваша работа осточертела. Правда, касается это, конечно, только тех, чей труд никак не подходит под определение творческого.
Последнее время никуда не скрыться от распространяемых по всем СМИ страхов по поводу наступления роботов. Футурологи и фантасты предсказывают будущее как беспросветную безработицу. Журналисты и эксперты в один голос сокрушаются, что роботизация ведет к обнищанию населения. Но возникает вполне закономерный вопрос, а что случится тогда с потреблением? Кто станет совершать в будущем шопинг, и откуда возьмутся инвестиции, если исчезнет массовый спрос? Работа и доход хоть и связаны друг с другом, но при роботизации человек лишается только первого.
Давайте разберемся, какие основные роли будут существовать при робономике. Представьте, что вы водитель в Uber. Представьте, что для этого вы взяли кредит и купили автомобиль. Теперь вам необходимо работать на нем не менее 80 часов в неделю, чтобы получить положительный доход после уплаты всех накладных расходов.
Uber давно грозится перевести весь свой транспорт на автопилоты, то есть оставить пассажира в машине одного, без человека-водителя. Но когда это произойдет, в этой бизнес-модели существенно ничего не изменится. Перечислим, кто в ней теперь останется: производитель робота-автомобиля, владелец робота (бывший водитель), агрегатор – тот, кто берется управлять роботами. Ну, и конечно клиент.
Любая компания стремится минимизировать свои расходы, в том числе, связанные с амортизацией и техническим обслуживанием. Модель Uber тем и хороша, что она минимизирует любые транзакции, которые не относятся к сфере управления производственными активами, так как сами эти активы не являются собственностью агрегатора. Всеобщая уберизация будет вытеснять из бизнеса все, кроме управления. Владение материальными активами в этой модели становится уделом тех, кто, извините, ни на что другое не способен. Он не может создать систему управления, поэтому сдает ей в аренду свое имущество. Взамен получает ренту и свободное время.
Значит, в робономике нас ждет следующее будущее... Как только водитель понимает, что его место завтра займет робот, он будет счастлив, и не будет тупо ломать рОботу конечности, как это делали луддиты 100 лет назад. Робот действительно освобождает водителя от работы, даруя ему взамен 80 свободных часов в неделю.
Под роботом в робономике можно понимать не только автопилот или «трубогиба Бендера» из «Футурамы». Любая деятельность, достаточно системно проработанная, может быть автоматизирована, например: бухгалтерия, логистика, маркетинг, продажи. Эти профессии можно представить в виде программных модулей, которые предприниматель может использовать в своей бизнес-модели. Нормальный предприниматель вряд ли будет рисковать и тратить свой капитал на приобретение этих средств автоматизации своих бизнес-процессов. Скорее всего, он возьмет их в аренду у владельцев франшиз, которыми станут бывшие его сотрудники. Почему именно они? Да потому, что они лучше знают эту сферу, а значит банк (или ICO) будут меньше рисковать, инвестируя в них средства.
В связи с этим существенно расширится рынок инвестиций, и пропадает риск системных ошибок. При таком характере диверсификации вложений меньше будет крупных банкротств в связи с дефолтом отраслей. А, значит, и риск олигополизации сократится. На смену придет блокчейн с технологией ICO, следовательно, уйдут в прошлое практики коррупционного финансирования корпораций.
Но вернемся к нашей будущей безработно-счастливой жизни. У вас, друзья, наконец появляется то самое время, которое постоянно тратилось в пробках, в бесцельном сидении или стоянии на рабочем месте. Имея больше времени, вы можете проводить его с друзьями за бутылкой вина. Больше отдыхать на пляже, просто лежать на диване и по привычке тупо смотреть бесконечные сериалы с чипсами и пивом. Но можете вместо этого заняться изучением рынка и строить свои прогнозы, чтобы понимать, в какую сферу робономики стоит сейчас инвестировать средства, а из какой уносить ноги, пока ваш автопилот не остановился без пассажиров и без электричества.
Да, роботы заменят человека, но не заменят создателей инфраструктуры экономики. Человек получит свободное время и, чтобы не умереть с ним с голоду, вынужден будет тратить его на творческое осмысление того, какие инвестиции требуется сделать. Пожалуй, это единственная самая массовая профессия, которая останется для тех, кто не стремится создавать железки и программы для их управления, а просто хочет наслаждаться свободным временем.
Когда я после института пришел в КБ, наше предприятие, кроме производственной и научно-технической базы, владело детским садиком, пионерлагерем, санаторием и даже свинарником, по-моему, на 150 голов. Возникает вопрос. О какой эффективности нашего КБ можно было говорить, если в повестке дня главного конструктора стояли вопросы животноводства? В итоге полный развал всей научно-технической базы и деградация производства. Сегодня это очевидно. Но многим не очевидно, что уход от владения активами, в том числе интеллектуальной собственности в виде собственных разработок информационных приложений, а также содержание целого зоопарка специалистов, которые в своей деятельности дублируют друг друга, абсурдно, как и животноводческий комплекс в ракетостроении.
Фото: freepik.com