Инвестиции117109

Какие компании будут продаваться и покупаться в 2018 году

На рынке готового бизнеса поднимается третья волна инвестиционных сделок. Чем она отличается от двух предыдущих?

За время, прошедшее после дефолта 1998 года, российский рынок испытал две большие волны передела активов и значительного изменения списка лидеров отраслей. Первая большая волна поднялась в конце 1990-х годов. Она была связана с появлением новых игроков, создававших бизнес с нуля, пользуясь открывшимися возможностями импортозамещения. Примерно с середины нулевых годов на фоне всеобщего оптимизма произошел передел рынка в пользу крупных отечественных и зарубежных компаний, а также появления инвесторов, готовых платить большую премию при поглощении стратегически выгодных объектов. С 2015 года идет подъем третьей волны, абсолютно непохожей на две предыдущие. Чем он отличается?

Деньги есть, но купить нечего

На рынке купли-продажи малого и среднего бизнеса сегодня наблюдается необычная ситуация: инвесторов, имеющих достаточно средств для осуществления сделок слияния и поглощения на сумму от 200 млн рублей до 600 млн рублей и выше, довольно много, и число их постоянно растет. Это связано с тем, что на многих рынках (строительство, девелопмент, торговля товарами премиум-класса, ценные бумаги) снизились возможности для получения высокого дохода на инвестиции, и бизнесмены стараются диверсифицировать вложения.

Благодаря государственной политике в Россию вернулись выведенные ранее денежные активы, значительная часть которых попадает на рынок слияний и поглощений. С другой стороны, количество объектов для покупки, обладающих инвестиционной привлекательностью, явно недостаточно и со временем уменьшается. И это понятно: большинство компаний пострадало от нынешнего кризиса, но их владельцы продолжают оценивать свой бизнес по докризисным мультипликаторам. В итоге срываются сделки, а новых интересных объектов на рынке не прибавляется.

Что пользуется спросом

Как ни странно, но, несмотря на резкое снижение ставок, по-прежнему продолжает пользоваться спросом арендный бизнес. Я знаю примеры, когда на начальном этапе падения цен на торговые и офисные центры «суровые инвесторы» с деньгами и связями агрессивно скупали эти объекты с большим дисконтом. Через некоторое время они поняли, что цены продолжают падать и стали фиксировать убытки. В настоящее время проявляются признаки достижения дна и робкие попытки роста. Привлекательные объекты с хорошей заполняемостью и проходимостью по-прежнему в цене.

Что касается реального сектора экономики, то лидерами спроса выступает сельское хозяйство, в первую очередь молочная отрасль и пищевое производство. Особенно много заявок на покупку хлебопекарных и кондитерских производств. Общий посыл инвесторов такой: нужен устойчивый бизнес с перспективами развития из отраслей, нацеленных на конечного потребителя с широким присутствием в торговых сетях.

Старые успехи ничего не стоят

Если на гребне второй волны передела мультипликатор к чистой прибыли поглощаемого объекта учитывал общий оптимизм и радужные перспективы, то в настоящее время компании оцениваются инвесторами исключительно по ретроспективным (два-три предыдущих года) и текущим показателям. Никого не интересует, каких успехов вы достигли в 2007 году, и с какой премией вас готовы были тогда купить. Подавляющее большинство потенциальных покупателей на малый и средний бизнес не готовы к доходности вложений ниже 30% годовых, и лишь отдельные стратеги могут снизойти до мультипликатора в 4-4,5 годовых прибыли.

С компаниями, не приносящими доход или работающими в убыток, дело обстоит еще сложнее. Продажа по рыночной (а не ликвидационной) стоимости активов считается большим успехом. А ведь раньше давали до 30% сверху за «действующий» бизнес.

Кто вовремя не продал – тот потерял

Я наблюдаю за судьбой компаний моих клиентов, отказавшихся от предложений о покупке, посчитав предложенную цену невыгодной или даже оскорбительной. В начале кризиса многим предпринимателям казалось, что это временное явление и скоро возобновится рост, поэтому есть опасность продешевить. Потом финансовые показатели постепенно снижались, но цена не корректировалась. Была надежда на то, что можно будет подобрать долю рынка, которую раньше занимали ушедшие с рынка конкуренты. Постепенно иллюзии рассеиваются, и когда-то предложенная потенциальным инвесторам цена уже не кажется заниженной. Но время-то ушло!

Как показывает практика, владельцы компаний, выставленных на продажу, прилагают усилия только для поддержания бизнеса на плаву, но никак не его развития, что дополнительно дает до 5% «усыхания» цены в месяц. А наиболее упорствующие могут стать кандидатами в банкроты.

Как найти выгодный инвестиционный объект

По моему мнению, прямые инвестиции в предприятия реального сектора экономики значительно выгоднее, чем арендный бизнес, фондовый рынок или венчурные инвестиции. Да, бизнесом надо грамотно управлять и жить его жизнью. Но это компенсируется более высоким доходом и возможностями для развития. За счет инноваций в производственной и управленческой сфере вы можете выигрывать конкурентную борьбу и расти даже на падающем рынке, что показывает опыт многих моих клиентов. Для предприятий, нацеленных на выпуск высокотехнологичной продукции, имеющей экспортный потенциал, предусмотрено множество льгот и преференций. И даже застарелая проблема нехватки квалифицированных специалистов постепенно теряет свою остроту.

Основной проблемой для инвесторов становится поиск подходящего объекта для инвестирования. Использовать для этого ресурсы типа Avito попросту бессмысленно, а качественного ресурса для купли-продажи среднего бизнеса до сих пор не создано. Действительно привлекательные объекты широко не рекламируются, а продвигаются в узкой среде с использованием личных наработок бизнес-брокеров и инвестиционных консультантов. Полезными в этом плане могут быть открытые и закрытые встречи клубов предпринимателей и инвесторов, форумы и круглые столы, профессиональные сообщества в социальных сетях.

Как не купить кота в мешке

Эта извечная проблема, к счастью, потеряла свою остроту. Более двух лет назад вступил в силу законодательные новшества, придавшие бизнесу статус товара. Так называемое соглашение о намерениях теперь имеет законный статус предварительного договора, может быть заверено нотариально и оспорено в суде. Подводные камни и косяки, которые невозможно выявить в ходе процедуры due diligence, минимизируются с помощью так называемого indemnity, или института возмещения потерь. Также покупатель вправе требовать от продавца подписания заверения об обстоятельствах, подразумевающее возможное снижение цены вплоть до отказа от покупки.

Процедура задатка, редко используемая в ввиду ее сложности и дороговизны, может быть заменена внесением обеспечительного платежа на счет нотариуса. При покупке доли в бизнесе, и особенно в стартапе, большую роль может сыграть корпоративный договор, который имеет правовой приоритет над уставом. Кстати, корпоративный договор и такое интересное новшество, как возможность иметь двух и более директоров, позволяют решать застарелую проблему равенства долей участников (50/50), приводившую в случае конфликта к патовой ситуации.

Остается надеяться, что третья волна передела рынка не обернется штормом и принесет пользу для всех его участников.

Смотреть комментарии