Инвестиции1155411

Почему инновации без плана внедрения обречены на провал

Где в России развиваются технологии? И как с ними работать? Рассказывает эксперт ФРИИ Сергей Негодяев.

Что такое инновация? Казалось бы, не требуется объяснять. Но технологии блокчейн, новости о которой приходят почти каждый день, уже почти десять лет. Идее роботов скоро исполнится сто лет. Они все еще инновационны? «Конечно. Инновация – это то, что может дать новые результаты качественно и количественно. Неважно, когда появились идеи. Важно, как они воплощаются сейчас», – говорит директор по работе с портфельными компаниями Фонда развития интернет-инициатив (ФРИИ) Сергей Негодяев. Какие инновационные направления пока недостаточно развиты в России и ждут появления новых проектов? Что выгоднее – покупать готовые решения или самим разрабатывать новые технологии? Как интегрировать инновации в уже сложившийся бизнес? Обо всем этом – в интервью эксперта для Executive.ru.


По оценке Dow Jones VentureSource, Фонд развития интернет-инициатив входит в топ-5 самых активных венчурных фондов Европы. Финансирование ФРИИ получили более 330 компаний. По количеству сделок на ранней стадии в сфере IT его доля составляет 60-70% всего российского рынка. При этом фонд не ограничивается сотрудничеством со стартапами. Его специалисты консультируют крупный бизнес по вопросам, связанным с внедрением инноваций. В числе партнеров ФРИИ 170 крупнейших компаний из России и других стран.

Инновации в России: что, где и кто

Executive.ru: В конце июля 2017 года правительство России приняло программу «Цифровая экономика». Что она может изменить в инновационном процессе?

Сергей Негодяев: В реализации программы будут участвовать крупнейшие корпорации и организации страны: «Яндекс», Mail.Ru Group, Rambler&Co, Ростех, Росатом, Сбербанк, Ростелеком, фонд «Сколково», Агентство стратегических инициатив. Они обладают не только огромным совокупным финансовым капиталом, но и находятся в технологическом авангарде, обслуживают многомиллионный пул потребителей и, что особенно важно, контролируют каналы доступа к конечным клиентам. В результате их объединения уже накопленные большие данные будут сведены в единую базу, что создаст принципиально новые возможности для анализа. Учитывая поддержку государства, это действительно может изменить экономику. Причем не только российскую, потому что создание нового игрока такого масштаба неизбежно скажется на глобальном рынке.

Executive.ru: Что делать игрокам, не обладающим такими ресурсами? Инновации – это клуб миллиардеров? Или вход открыт для всех?

С.Н.: Начинать можно хоть с нуля. Главное – найти реально существующую рыночную потребность. Если есть большая проблема, которая никак пока не решается, то даже если предложить решение из песка и палок, которое будет хоть как-то снимать «боль», то у вас сразу же начнут покупать. Выручку можно инвестировать в новую разработку, найм сотрудников, дальнейшее продвижение – и по спирали потихонечку подниматься наверх.

Executive.ru: Можно выделить три самых популярных направления инноваций в России?

С.Н.: Самое популярное – перевод бизнеса из офлайна в онлайн. На втором месте формирование Marketplace. Третье место делят все остальные направления: машинное зрение, логистика, телемедицина, интернет вещей. Распределение неравномерное. Около 70% рынка – цифровизация. Дальше – по остаточному принципу.

Executive.ru: Значит ли это, что в реальном секторе инноваций нет?

С.Н.: Есть, конечно же. Просто они, по большей части, вписываются в эту статистику. Сейчас очень актуальны технологии, связанные с интернетом вещей (Machine-to-Machine Communication), а также самообучающиеся системы (Machine-Learning), анализ больших данных. Это взаимосвязанные технологии. Чтобы получить больше данных для анализа, разрабатываются новые способы сбора информации. Например, вместо приобретения дорогих новых станков, напичканных электроникой, можно прикрутить небольшую коробочку на свой старый станок, и он начнет отправлять данные «в облако» или в локальную сеть предприятия.

У нас в ФРИИ есть портфельная компания, которая реализовала систему диспетчеризации для ЖКХ – «Элдис». В сфере теплоэнергетики используется большое количество различных счетчиков. Их неэффективная эксплуатация или поломка приводит к тому, что организации платят значительно больше за тепло, чем могли бы. Инновационное решение заключается в том, что с помощью программно-технических решений данные со всех датчиков отгружаются в интернет. Это позволяет оперативно мониторить происходящее, и быстро реагировать на проблемные участки.

Внедряются также технологии для анализа видео. Простейший пример – автоматизированный мониторинг действий рук кассиров над кассой. В одной сетевой ритейл-компании это привело к снижению уровня воровства на 15%. Такой же видеомониторинг, адаптированный к специфике производства, позволяет выявлять аномалии в поведении различных узлов и превентивно их заменять. А также контролировать ошибки сборщиков, повышать качество производства изделий.

Executive.ru: Какие направления в России недооценены?

С.Н.: Искусственный интеллект. Автоматический анализ данных, машинное принятие решений. Все, что связано с большими данными. Там лежит огромное количество возможностей.

Executive.ru: Возможностей для бизнеса?

С.Н.: Для всех.

Executive.ru: Как это может выглядеть на практике?

С.Н.: Индивидуальная реклама и контент, сверхперсональные тарифы. Например, англо-американская компания FreedomPop предоставляет каждому из своих миллионов клиентов отдельный тариф. Абоненты могут выбирать его, исходят из потребностей в мобильном интернете, рабочего времени, количества SMS, вида звонков и других параметров.

Продюсеры и сценаристы сериала «Карточный домик» отслеживают множество сигналов и данных от зрителей. Оценивается фокусировка внимания, паузы, кто и где отвлекается. По результатам анализа динамически дорабатывается сюжет.

Области применения Big Data могут быть самые неожиданные.

Executive.ru: Когда можно ожидать похожих технологий у нас?

С.Н.: Примерно через три-пять лет, если мы говорим о масштабном внедрении. Сейчас все это уже происходит, но не так заметно для публики, потому что много разработок ведется на уровне «пилотов» для бизнеса. Конечные пользователи этого пока не видят, как правило.

Executive.ru: Недавно наш портал рассказал про робота Веру. Он уже довольно известен.

С.Н.: Да, есть исключения. Робот Вера – разработка одной из компаний, в которую мы инвестировали. Еще один робот, получивший финансирование ФРИИ, занимается продвижением товаров и услуг. Это Promobot, который может озвучивать информацию, отвечать на вопросы, узнавать собеседников. Компании, которые пользуются услугами таких роботов, на порядки повышают эффективность работы по автоматизированным задачам.

Executive.ru: Все решения, о которых вы говорите – вендорные, платформенные. Они не продаются, а сдаются в аренду. Это общая черта всех современных инноваций?

С.Н.: В этом смысл бизнеса. Разве «Яндекс» продается? Нет. Можно купить акции, и стать совладельцем технологии. Но ядро решения не продается, потому что именно оно позволяет создавать локальную монополию. А на ней уже можно зарабатывать большие деньги.

Что выгоднее – покупать или выращивать?

Executive.ru: Интерес инновационных компаний понятен. А что выгоднее бизнесу – арендовать чужие разработки или создавать свои?

С.Н.: Здесь важно понимать, что считается выгодой. Если важно быстро выйти на рынок, занять какую-то нишу, то проще работать с существующими решениями. Например, одна российская компания хотела разработать новый продукт для своих клиентов. Начали с оценки проекта в собственном отделе разработки. Прогноз: около двух лет и примерно $3 млн. Затем поискали готовые решения, связались с командами, и одна из них согласилась стать частью холдинга за $0,5 млн. Разница по деньгам в шесть раз, по времени два года – и это только на уровне оценок, по факту могло получиться дороже и дольше. Самое главное: практически сразу можно стартовать продажи, немедленно окупать покупку.

Но совсем без внутренней разработки тоже сложно. Если уникальный конкурентный продукт, и вы не готовы отдавать на рынок часть своей интеллектуальной собственности, в таком случае, конечно, придется делать все у себя. Кроме того, если пойти исключительно путем покупок, это выхолостит внутреннюю разработку. Бизнес превратится в компанию-интегратора, которая сама ничего не производит и полностью зависит от чужих решений.

Поэтому оптимальная стратегия в комбинировании собственных разработок и поглощений. Например, часть R&D (Research and Development) бюджета Cisco изначально отводится на приобретение чужих разработок, остальное идет на собственные.

Executive.ru: Какая пропорция между приобретениями и разработкой оптимальна?

С.Н.: Это зависит от специфики бизнеса. На покупки обычно тратят от 10% до 40% денег, которых требует разработка. Но сам бюджет R&D варьируется очень сильно. В каждой компании свои планы и метрики.

Как повысить шансы на успех?

Executive.ru: Какие нюансы, связанные с покупкой инноваций, важно учитывать?

С.Н.: Слияния и поглощения предполагают получение уже проверенной бизнес-модели и клиентской базы. Собственно, некоторые стартапы покупают только ради клиентской базы. Но поскольку речь об инновациях, важны технологии. Причем не только они, а весь букет бизнес-процессов. И здесь начинаются сложности.

Основная проблема – это процесс интеграции. Саму сделку часто проводят достаточно успешно, но, по общей статистике, порядка 60-70% всех слияний и поглощений в конечном счете признаны неуспешными. Потому что был провален процесс интеграции купленного актива в существующую команду. Только те, у кого есть детальный план внедрения купленного актива в экосистему компании, имеют максимальный результат.

Executive.ru: Как правильно интегрировать?

С.Н.: Это достаточно сложная наука. Нужна разработка огромного интеграционного плана. Причем это может быть достаточно долгосрочный план, до трех лет.

План должен учитывать передачу функций, перераспределение долей, методы ухода от конфликтов, перестройку KPI, правильную мотивацию менеджмента, перераспределение сотрудников, подключение каналов продаж, перестройку процесса разработки или его полное отчуждение. Таких направлений внутри компании может быть десятки. По каждому из них должен быть проработан план перехода от существующей действительности к будущему.

И обязательно нужен контроль исполнения этого плана. Потому что провал нескольких пунктов может привести к общей катастрофе, которая сведет на нет всю историю интеграции.

Executive.ru: Что посоветуете тем, кто разрабатывает инновации самостоятельно?

С.Н.: Стартапам прежде, чем программировать, необходимо максимально дотошно проверять свои гипотезы на реальном рынке. Основная проблема всех предпринимателей в отсутствии обратной связи с рынком, многие даже не общаются с клиентами. Некоторые могут несколько лет разрабатывать какой-то продукт, который в итоге оказывается ненужным. Второе, что нужно стартаперам – учиться продавать.

Бизнесу стоит больше инвестировать в образование собственных сотрудников. Чтобы они понимали, что такое инновации, что такое стартапы, и учились формировать процессы работы с этими компаниями. Мы ощущаем острую нехватку методик работы со стартапами, некий информационный вакуум вокруг них.

Инвесторам нужно аккуратнее оценивать риски, рационально подходить к оценкам технологий, людей и бизнеса в целом. Это, в свою очередь, позволит формировать проекты, обладающие большим экспортным потенциалом, что может принести максимальную доходность.

Executive.ru: С тем, что нужно больше уделять развитию сотрудников, никто не спорит. Но что касается публичных выступлений инноваторов, публикаций за личной подписью, участия в конференциях – многие компании боятся далеко отпускать «своих» людей. Опасаются, что их переманят. Схантят.

С.Н.: Волков бояться, в лес не ходить. Хочешь быть эффективным, быстрым и стильным, единственная возможность – интегрироваться в открытые процессы. Если остаться на месте, закрыться внутри себя, то через пять лет поднимешь голову и поймешь: рынок изменился, ты уже не лидер, а какой-нибудь номер 25.

Executive.ru: И все же по мере личного роста люди хотят больше денег и полномочий. Как их удержать в компании?

С.Н.: Надо давать больше денег и полномочий. Люди все равно уйдут, так или иначе. Но если дать им дополнительные возможности, они могут с вами пробыть дольше, развивая не только себя, но и компанию, которая их поддерживает.

Смотреть комментарии