Онлайн-образование привлекает все больше сторонников возможностью сэкономить время и деньги. По данным компании «Нетология-групп», в конце 2016 года этот рынок составил в России 1,8 трлн рублей. Прогнозируется, что ежегодно он будет расти еще на несколько десятков миллиардов. Но разочаровывают онлайн-курсы чаще, чем программы в традиционном формате. Их важно грамотно выбирать, ориентируясь не только на цену.
6 явных плюсов
- Привлекательная цена. Более низкая цена для многих обучающихся – ключевой фактор. Особенно, когда человек еще не знает, насколько ему нужна изучаемая тема, будет ли ему интересно в процессе погружения в материал, и он хочет просто «попробовать воду». Если после нескольких онлайн-семинаров тема оказывается привлекательной, то более глубокое изучение можно продолжить в классическом оффлайн-режиме.
- Территориальная свобода. Для менеджера из удаленного от столицы региона крайне сложно осуществить поездку на очный семинар по маркетингу или на тренинг по продажам. Скорее всего, директор предложит прочитать книжку по соответствующей теме или самостоятельно поискать информацию в интернете. А участвовать в онлайн-обучении можно находясь в любой точке мира, достаточно иметь хороший интернет. Такой «мир без границ» удобен и для организаторов, и для участников.
- Гибкость расписания. Современный потребитель хочет, чтобы мир подстраивался под него, и онлайн- формат в этом смысле очень пластичен: можно выбрать удобный день, время, интересующую тему, спикера или просто скачать запись и посмотреть в любое удобное время. Многие слушают эти записи в ожидании своих рейсов, в дороге, во время вынужденных пауз в расписании: полезно, практично, интересно.
- Приватность процесса. Многие не любят незнакомых мест, шумных компаний, активных тусовок. Оффлайн-формат таким слушателям некомфортен: надо куда-то ехать, в какое-то незнакомое место, целый день быть среди чужих людей, отвечать на глупые вопросы, поддерживать светскую беседу, переживать, кто и как посмотрит, оценит, что скажет. Гораздо комфортнее подключиться к онлайн-трансляции, сидя дома на диване или на привычном рабочем месте с чашкой кофе. Можно параллельно делать какие-то другие дела, наводить порядок на столе, разбирать почту или поправлять маникюр.
- Возможность выбирать канал обмена информацией. Кому-то удобна скайп-конференция, кому-то больше подходит онлайн-вебинар. Дополнительные вопросы можно задать преподавателю в любом из мессенджеров, а новую методичку получить по электронной почте.
- Темп обучения. К сложной теме можно вернуться, просмотрев запись семинара или переписку с преподавателем. Знакомую тему – вообще пропустить.
9 разноплановых минусов
- Недостаточный уровень профессионализма. Учебная онлайн-деятельность в настоящее время никак не лицензируется и не сертифицируется. Спикером учебной онлайн-программы может стать любой, имеющий желание и возможности. Эта доступность формата часто приводит к тому, что специалист, преподающий маркетинг, путается в специальной терминологии, консультант по тайм-менеджменту начинает занятие с опозданием на четверть часа, а фея кулинарии учит замешивать тесто, не стесняясь грязи под ногтями и беспорядка на кухне.
- Слабый учебный материал. При подготовке онлайн-программы многие преподаватели и спикеры считают самым трудным набор группы и концентрируют свое внимание на вопросах рекламы и продвижения. При этом на качественную подготовку самого учебного материала не хватает ни времени, ни энергии. К сожалению, в онлайн-программах часто много «воды», и они больше похожи на монологический рассказ спикера «как я классно сделал что-то…». Такой стиль изложения подходит для интервью или публичного выступления, но не для обучающего курса. По этой причине слушатели часто бывают разочарованы и отказываются от участия в семинаре.
- Низкий уровень техподдержки. Плохое качество связи, «бульканье» и «хрипы» в микрофоне, зависающее изображение, пропадающий звук, слабая освещенность помещения – это далеко не полный список трудностей, возникающих в процессе проведения онлайн-обучения. Особенно сложно, если спикер находится где-нибудь в Нью-Йорке или Париже, ведет семинар по скайпу и ноутбучный «рыбий глаз» превращает лицо профессора в физиономию горного тролля. При этом мощности отельного интернета явно не хватает, и большую часть времени приходится посвящать выяснениям в стиле: «Вы меня видите? Вы меня слышите?».
- «Нескрытая» реклама. Еще один грех онлайн-обучения, особенно дешевого или бесплатного, – его откровенно рекламный характер. В течение двух часов слушателям энергично обещают золотые горы: раскрыть секреты продаж, сократить расходы на ФОТ, оптимизировать управленческую структуру, завоевать любовь клиентов, стоит только записаться на цикл из 10 занятий или оффлайн-семинар, или консультацию гуру менеджмента. Главное, оплатить вперед и на карту известного банка.
- Отсутствие интерактива. Во время классического «живого» обучения аудитория очень живо влияет на рабочий процесс, и преподаватель настраивается на уровень, характер потребности каждой группы. Реальное интерактивное общение дает моментальную обратную связь, спикер и аудитория находятся в процессе творческого познавательного обмена. Онлайн-обучение, как правило, не предполагает активного интерактивного общения с преподавателем или с другими участниками семинара. Можно написать свой вопрос в чате, оставить комментарии, но высказывание может быть откровенно «свернуто», особенно если содержит критику, или вовсе проигнорировано.
- Отсутствие сертификатов. Большинство онлайн-программ, к сожалению, не выдают своим слушателям никаких документов, подтверждающих прохождение обучения. Либо высылают красивые цветные «сертификаты», не имеющие никакой юридической ценности и пригодные только для рамочек над столом. Исключение могут составлять только онлайн-программы, проводимые сертифицированными вузами, учебными центрами, бизнес-школами. Если слушатель учится «для себя», отсутствие сертификата не является проблемой, но если рассчитывает на последующее повышение в должности, смену работы, карьерный рост, о формальностях желательно подумать заранее.
- Обещания. На онлайн-программах спикеры часто дают много разнообразных обещаний: выслать презентации, ссылки на исследования, подборки статей, таблицы для расчетов, кейсы и многое другое. К сожалению, слушатели часто испытывают разочарование от последующих рассылок. Это либо реклама очередных услуг, либо очень поверхностная и неполная информация, либо, что много хуже, очередная попытка продать: «Понравилось? Хотите читать дальше? Оформите подписку на наши материалы».
- Сила воли. Отсутствие контроля многих расслабляет. То, как онлайн-студент усвоил учебный материал, преподаватели проверяют редко, в заданных «контрольных точках». Поэтому в процессе обучения очень важны самоконтроль и самодисциплина.
- Небольшой выбор программ высшего образования. Согласно исследованию «Нетология-групп», в России дистанционные формы обучения наиболее активно используются в дополнительном профессиональном и дополнительном школьном сегменте. Программ высшего онлайн-образования пока мало: на их долю приходится лишь 1,8% рынка.
Читайте также: