Как бизнес-школы реагируют на глобальные вызовы? Обзор трендов зарубежного бизнес-образования – в материале Executive.ru.
Big Data становится главным трендом MBA
По мере того как диджитализация охватывает все новые и новые аспекты бизнеса, управление большими данными занимает все более важное место в программах MBA. Новый декан школы бизнеса Колумбийского университета Костис Магларас собирается изменить бизнес-образование. Financial Times пишет: он нацелен значительно увеличить количество совмещенных технических и бизнес-программ. По мнению Маглараса, в бизнес-образовании настал переломный момент: наука о данных становится столь же важной, как и наука управления. «Чтобы понять, как технологии, данные и алгоритмы, фактически, преобразуют компании, мы продолжаем совершенствовать наши программы. Анализ данных существенно трансформирует практически каждую отрасль». Магларас считает, что совместная работа студентов-инженеров и студентов MBA позволит хорошо подготовиться к управлению разными командами.
При этом школы стремятся напоминать слушателям, что пользователь – не объект, а субъект цифровых преобразований. Если вы решили работать в big tech после окончания курса MBA, важно знать: в мире все больше людей уверены в том, что прибыль и всеобщее благо не являются взаимоисключающими понятиями, пишет topmba.com. Технологические компании должны четко объяснить пользователям преимущества технологий. Это поможет как потребителям, так и сотрудникам осознать, что они больше, чем просто винтик в машине. Мы все должны осознавать влияние технологических платформ на экономику, общество и нашу жизнь в целом.
Кто платит за образование: студент или школа?
Студенты MBA набрали кредитов на миллиарды долларов: по данным Министерства образования США, в 2016-2017 годах примерно 92 800 человек взяли федеральные студенческие кредиты. И получив степень магистра делового администрирования, оказались должны государству в общей сложности $3,7 млрд. Как сообщает Wall Street Journal, тяжелее всего пришлось выпускникам Школы менеджмента Kellogg Северо-Западного университета и их коллегам из Школы бизнеса Stern Нью-Йоркского университета – средний долг по кредиту составил $116 420 и $105 931. В других бизнес-школах с высоким рейтингом эта цифра оказалась в среднем от $85 000 до $100 000.
Школы осознают, что высокие цены на обучение создают препятствия для абитуриентов и поэтому решаются на смелые инновации. Бизнес-школа W.P. Carey Аризонского университета решила использовать пожертвование в размере $50 млн на бесплатную программу MBA. Спустя четыре года после отмены оплаты за обучение для студентов-очников декан бизнес-школы Эми Хиллман говорит, что результаты эксперимента вызывают сомнения. Для небогатых абитуриентов стоимость пребывания в вузе все равно оказалась не по карману. Видимо, чтобы привлечь талантливых абитуриентов на двухлетнюю программу, следует подойти к финансированию более изобретательно, пишет Wall Street Journal.
Школы ищут новые ниши
Бизнес-школы пересматривают свой маркетинг и выводят на рынок новые продукты, которые не имеют отношения к традиционным программам MBA. Так, например, несколько школ решили помогать женщинам разбить «стеклянный потолок» в их карьере.
В группе из 47 международных банков, страховых компаний и управляющих активами, составленной в 2018 году Financial Times, только 27,2% женщин работают на топовых должностях. Кембриджский университет пытается помочь женщинам преодолеть препятствия, с которыми они сталкиваются на рабочем месте. Кембриджская бизнес-школа Judge запустила в 2017 году программу повышения роли женщин-лидеров – короткий курс обучения «гибким навыкам». В Школе менеджмента MIT Sloan также существуют специальные программы для женщин. А Школа менеджмента Rotman университета Торонто, благодаря спонсорской поддержке, предлагает грант в размере $10 000 для женщин, получающих степень магистра в области управления финансовыми рисками.
Тем временем образовательный стартап из Индии решил сегментировать аудиторию не по гендерному или по социальному принципу: он решил создать маркетплейс для топов. Стартап Eruditus из Мумбаи надеется заработать больше миллиарда долларов, реформируя образование для руководителей и проводя онлайн-курсы в партнерстве с ведущими бизнес-школами. «На рынке высшего образования за пределами США и Европы традиционно не хватает услуг элитных американских и европейских бизнес-школ», – говорит соучредитель и директор Eruditus Ашвин Дамера. По его оценкам, рынок онлайн-образования в мире оценивается в $280 млрд, из которых 15% приходится на высшее образование для управленцев. На таких рынках, как Индия, Ближний Восток, Африка, Китай и Латинская Америка есть много амбициозных специалистов, а также быстрорастущих компаний, которые могут позволить себе помочь им развиваться, сообщает Financial Times.
Если Eruditus нацелился на слушателей, занимающих верхние этажи в корпоративной иерархии, то основатель продовольственной сет Zingerman's решил обойтись вообще без иерархии. Основатель сети был потрясен тем, насколько идеи анархизма созвучны концепции горизонтального менеджмента, которую исповедуют некоторые компании, и насколько разрушительно думать иерархически. Для Ари Вайнцвейга анархизм – это «не политика, а система убеждений о том, как мы живем в повседневной жизни». Как пишет Financial Times, необычные курсы по менеджменту ZingTrain привлекают руководителей со всего мира, и они возвращаются с другой точкой зрения на то, как обслуживать клиентов. Сама компания Zingerman’s относится к персоналу как к сообществу, предоставляя сотрудникам отличные возможности для работы, развития и обучения.
Программы MBA уходят от универсальности
Классическая программа MBA предполагает, что ее выпускник сможет работать в любой отрасли. Однако, в стремлении охватить целевые сегменты, бизнес-школы отказываются от дженералистского подхода экспериментируют с нишевыми программами. Инвестирование в недвижимость – популярный способ создания финансового портфеля, и МВА в сфере недвижимости, похоже, находится на пике, сообщает topmba.com. Уортонская школа бизнеса специализируется на недвижимости с 1985 года: обязательные курсы сосредоточены на строительстве и финансах, в то время как факультативы позволяют студентам изучить другие вопросы, связанные с недвижимостью. В программу MBA Школы менеджмента UCLA Anderson добавлена специализация по недвижимости из восьми курсов. Бизнес-школа Колумбийского университета также предлагает соответствующие программы в Центре Пола Мильштейна, которые преподают ведущие ученые и лидеры отрасли.
В большинстве секторов экономики растет спрос на сотрудников, которые умеют найти подход к требовательным клиентам. Половина из 14 000 выпускников швейцарской Школы гостиничного менеджмента Glion работают не только в сфере гостеприимства: в 2018 году они попали на работу в JPMorgan, Bloomberg и Cushman & Wakefield, пишет Financial Times. Похожая ситуация и в Школе гостиничного менеджмента Лозанны (EHL): в мае 2018 года совместно с CEIBS (Шанхай) была запущена программа Hospitality Executive MBA, и только 15% ее студентов представляют гостиничный сектор. «Гибкие навыки – часть ДНК наших учебных программ, потому что мы обучаем студентов быть вежливыми с людьми, даже под давлением», – говорит Ахим Шмитт из EHL.
Обзор составлен по публикациям topmba.com, ft.com, wsj.com и сайтам бизнес-школ.
Фото в анонсе: Cambridge Judge Business School, Karen Roe (с), flickr.com, CC BY 2.0